Файл: Аналитический обзор зарубежных подходов к исследованию личности (Конституциональная психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время нет общепринятого мнения о единой теории исследования личности, в данной сфере сосуществуют различные подходы.

Изучение поведения человека во всей его многогранности – это вызов для психологов-персонологов, который побуждает их стремиться к научному педантизму. В сферу изучения персонологов включаются факторы, обусловливающие поведение и переживания человека.

В зарубежной психологии выделяют три базовых подхода к изучению личности, в зависимости от того, на какие исходные факторы, формирующие личность, опираются ученые – представители данных подходов: биогенетический, социогенетический и психогенетический.

Как следует из названия, биогенетический подход ставит во главу угла биологические процессы, соотнося стадии развития психики человека с филогенезом, либо связывая психологическую и телесную конституцию человека, а также руководствуясь концепцией о наследовании психических черт.

Социогенетический подход фокусируется на внешнем поведении человека, в связи с влиянием на него окружающей среды. Представители данного подхода делают акцент на объективность и измеримость проявлений, и по этой причине скрытые внутренние механизмы поведения человека в данном подходе теряют свою значимость.

Психогенетический подход объединяет в себе и биологические, и социальные факторы, но при этом акцентирует внимание на психических, интеллектуальных процессах, на уникальности каждой личности, ставя под сомнение целесообразность проведения экспериментов на животных с целью лучшего понимания поведения людей. Психогенетический подход имеет наибольшее число представителей, в связи с чем включает в себя множество направлений.

Целью данной курсовой работы является анализ основных зарубежных теорий изучения личности, поскольку, в связи с ограниченным форматом работы, не представляется возможным рассмотреть их все.

Задачи данной курсовой работы: в рамках биогенетического подхода изучить теорию рекапитуляции Холла, а также основы конституциональной психологии; в рамках социогенетического подхода рассмотреть теорию социализации Дюркгейма и результаты работы последователей бихевиористического направления; в психогенетическом подходе проанализировать психодинамическое, когнитивное и гуманистическое направления; выявить слабые и сильные стороны различных подходов; ознакомиться с перспективами в исследовании личности; обобщить информацию, полученную в результате анализа выше перечисленных подходов.


Объектом исследования данной курсовой работы являются зарубежные подходы к изучению личности, предметом исследования являются теории личности, формирующие данные подходы.

Курсовая работа включает три части, соответствующие трем выше перечисленным подходам к изучению личности: биогенетический, социогенетический и психогенетический. Каждая из частей подразделяется на главы, содержащие теории изучения личности в рамках каждого подхода. Заключение содержит новые направления и перспективы в сфере исследования личности человека. В данной работе применялся метод анализа и синтеза.

При написании данной курсовой работы использовалась учебная и периодическая литература, а также интернет ресурсы. Наряду с источниками, в которых излагаются психологические теории авторов в переводе, при написании курсовой работы использован энциклопедический труд американских авторов Ларри Хьела и Дэниела Зиглера «Теории личности» 2019 года издания, а также статьи преподавателей российских вузов, релевантные выбранной теме.

1 БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1.1. Теория рекапитуляции Холла

Стэнли Холл (1846-1924) – американский психолог, который основал науку о детях педологию, в основу которой был положен педоцентризм – дети как ключевой объект изучения для исследователей-профессионалов, принадлежащих к различным сферам научной деятельности.

Холлом были созданы анкеты, которые помогали исследовать психологические особенности школьников. Полученный материал позволил Холлу сделать вывод о переносе действия биогенетического закона с эмбрионального развития на процесс развития человеческой психики.

Биогенетический закон был разработан Э. Геккелем и заключается в том, что «каждое живое существо в своём индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом (филогенез)»[1]. Холл сформулировал теорию рекапитуляции, которая утверждала, что «последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может»[2]

Учеником Холла Гетчинсоном была разработана периодизация психического развития человека, в основу которой был заложен способ добывания пищи. Согласно данной периодизации, развитие детей включает в себя пять стадий с плавающими возрастными границами:


 1. От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком.

 2. От 5 до 11 лет - стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком.

 3. От 8 до 12 лет - пастушеская стадия. В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности.

 4.  От 11 до 15 лет - земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, к явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей появляются наблюдательность и осмотрительность.

 5.  От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у них возникает стремление к бартеру через обмен предметами.

Холл и Гетчинсон считали, что оптимально проводить обучение детей надстройкой над этапом психического развития, соответствующего пастушеской стадии (около 8 лет), поскольку именно с этого момента наступает эра цивилизованного человека и ребенок созрел для обучения.

Для гармоничного развития психики человеку необходимо пройти все этапы, которые прошло в своем развитии человечество. Это происходит посредством игры. Холл призывал не ограничивать детей в их проявлениях, поскольку именно таким образом происходит изживание инстинктов и страхов. А застревание на какой-либо из стадий ведет к психологическим проблемам.

Педология получила широкое применение, несмотря на то, что многие положения Холла были пересмотрены. Она ориентировалась на практику, объединяла в себе запросы детской психологии и педагогики и просуществовала до середины ХХ века. Поскольку механизмы объективного исследования детей были сосредоточены в руках врачей и биологов, именно они явились первопроходцами науки педологии, но впоследствии она приобрела ярко выраженную психологическую направленность, а сам термин был заменен на child study.

Значительной заслугой Холла явился комплексный подход к исследованию детской психики, фокус внимания на развитии детей, а также формулирование идеи о создании экспериментальной возрастной психологии.


1.2. Конституциональная психология

Эрнст Кречмер (1888-1964) – немецкий психиатр и психолог, изучал взаимосвязь телосложения с особенностями темперамента и характера человека, а также психическими болезнями.

Уильям Герберт Шелдон (1898-1977) – американский психолог, автор конституциональной теории темперамента.

Благодаря исследованиям ученых Кречмера и Шелдона связей частной психодинамической конституции с телесной конституцией, возникла конституциональная психология.

Конституциональная психология – область знаний, которая изучает связь телесных и психических особенностей человека, развиваясь на границе биологической психологии и конституциологии.

В 1921 году в своей ключевой работе «Строение тела и характер» Кречмер выделил три типа телосложения:

a) астенический или лептосомный (слабый);

b) пикнический (плотный, толстый);

c) атлетический (свойственный атлетам, борцам)[3].

По характеристикам личности были выделены две конституциональные группы:

а) шизотимик

Основным психическим содержанием является психоэстетическая пропорция между чувствительным и холодным полюсами – колебания эмоций между раздражением и сухостью.

b) циклотимик

Диатетическая пропория между веселым и грустным полюсами – эмоции колеблются между радостью и печалью.

Шизоиды включают гиперэстетический чувствительный и анестезирующий холодный полюсы, а циклоиды – депрессивный и гипоманиакальный полюсы. Характеристики представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Характеристика конституциональных групп

Шизотимики

Циклотимики

Психэстезия и

Психэстетическая пропорция:

Диатетическая пропорция:

настроение

между гиперэстетическим (сензизтивен) и анэстетическим (холоден)

между повышенным (весел) и депрессивным (грустен)

Психомоторная сфера

Часто неадекватна раздражению:

Адекватна раздражению:

задержка, параличность, деревянность и т.д.

мягка, закруглённа, естественна

Психический тип

Прыгающая кривая темперамента:

Колеблющаяся кривая темперамента:

между нестабильностью и альтернативными чувствами и мышлением

между флегматичным и подвижным

Родственный тип

Астенический, атлетический,

Пикнический тип

строения тела

диспластический и их комбинации


Кречмер считал, что за рамками категорий данной классификации остается незначительное число индивидуумов. Его теория была востребована до 1930‑40-х годов, при этом многие ученые признавали, что основное большинство людей не является крайними вариантами предложенной классификации.

Шелдон впервый заявил о том, что существуют не дискретные типы, а непрерывно распределенные компоненты телосложения. Компонент как совокупность физических черт, по которым можно описать и количественно оценить телосложение любого человека.

Ученый разработал систему оценки трех первичных компонентов телосложения, которые условно назвал по трем зародышевым листкам (эндодерма, мезодерма, эктодерма): эндоморфия, мезоморфия, эктоморфия.

Кроме того, были выделены три первичных компонента темперамента:

  1. висцеротония,
  2. соматотония,
  3. церебротония.

Характеристики данных групп представлены в Приложении 1 (Таблица 2).

У двухсот испытуемых было определено число баллов по компонентам темперамента и сопоставлено с данными по компонентам соматотипов. Шелдон установил, что коэффициент корреляции между висцеротонией и эндоморфией, соматотонией и мезоморфией, церебротонией и эктоморфией составляет около 0,8.

Шелдон подчеркивал неразрывную связь телосложения и темперамента, однако его работа вызывала критику не столько из-за наличия каких-либо погрешностей по содержанию, сколько из-за недоверия оппонентов.

В рамках биогенетического подхода работали также такие ученые, как Гальтон и Айзенк.

Фрэнсис Гальтон (1822-1911) – английский исследователь, основатель дифференциальной психологии, статистик, психолог, антрополог.

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997) – немецко-британский ученый, психолог диспозиционального направления, создатель факторной теории личности, автор теста интеллекта (IQ).

Центральной концепцией Гальтона была идея, что психические и поведенческие наклонности наследуются. Считал, что необходимо измерять данные характеристики и проводить корреляционный анализ полученных данных. Считал, что коррелирующие признаки имеют общий источник. Его работа заложила основы факторного анализа личности, который используется в настоящее время для выявления корреляции между различными чертами личности.

Айзенк выявил два фактора экстраверсию и нейротизм, позже добавил психотизм. На базе трехфакторной модели Айзенка позже была разработана пятифакторная модель анализа личности, в которой добавился фактор открытость опыту, а психотизм разделили на сознательность и уступчивость.