Файл: Аналитический обзор зарубежных подходов к исследованию личности (Конституциональная психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на то, что разделение рефлексов на условные и инструментальные удобно для научного исследования, оно является искусственным. В естественных условиях природы это составляющие единого механизма.

  1. Любое научение возможно только при наличии подкрепления.

Скиннер определил подкрепление, исходя из закона эффекта Торндайка, но, следуя концепции бихевиоризма, исключил субъективное понятие, связанное с состоянием удовлетворения. Под подкреплением Скиннер понимал любое событие, которое, сочетаясь с каким-либо видом поведения, будет делать его более частым. К примеру, для исследуемого животного подкреплением может быть пища, а для индивида подкреплением могут также выступать социальные факторы, такие как слава, признание общества и другие.

Однако компонент подкрепления отсутствует в латентном научении, а также в импринтинге. Поэтому позиция Скиннера в отведении подкреплению обязательной роли для успешного научения является ошибочной.

c) Подкреплением можно создать любое поведение.

Скиннер разработал способ формирования поведения путем последовательных приближений, который по настоящее время используют в дрессировке животных.

Весь путь от исходного поведения до целевой реакции животного разбивают на этапы. Затем последовательно и систематически подкрепляют каждый из этапов, таким образом приближаясь к нужной форме поведения. К следующему этапу переходят тогда, когда сформирована целевая поведенческая реакция предыдущего этапа.

Скиннер считал, что так можно сформировать любое поведение, что не соответствовало действительности. Поскольку способность к научению ограничена способностями данного вида животных. Все формы поведения, которые не совпадают с биологической природой организма, очень трудно поддаются дрессировке или вообще не вырабатываются. Так примата никогда не научить говорить человеческим языком, поскольку их голосовой аппарат не способен к воспроизведению членораздельных звуков.

d) Поведение животного всецело зависит от внешней среды, от системы внешних подкрепляющих факторов.

Скиннер сформулировал идею иллюзии свободы. Окружающая среда оказывает решающее влияние на поведение животных и человека через совокупность подкрепляющих факторов. Для животного в ящике Скиннера такой средой является экспериментатор, который подкрепляет исследуемую реакцию. Так социум подкрепляет желаемые формы поведения индивида и не подкрепляет формы поведения, опасные для социума.


Следуя своей идее, Скиннер создал коммуны, в которых планификаторы подкрепляли желаемые формы поведения людей с целью создания гармоничных личностей, которые смогут обеспечить поддержание и развитие социума. В конечном итоге коммуны распались, развеяв философские следствия теории научения.

2.3 Теория ролей Берна

Эрик Леннард Берн (1910 – 1970) - американский психолог и психиатр, последователь психоанализа, автор теории трансакционного (трансактного) анализа и сценарного анализа.

Человек представляет собой живую энергосистему. Желания человека вызывают беспокойство и напряжение, человек стремится снять напряжение через удовлетворение желаний, удовлетворение одного желания зачастую приводит к возникновению другого, вызывающего большее напряжение.

При этом удовлетворение желания ощущается как приближение к цели – безопасности, покою, отсутствию беспокойства. Достижение энергетического равновесия способствует убыванию беспокойства. Нет желания - нет беспокойства. Безопасность понимается не как объективная реальность, а как состояние психики. Осознанность, понимание, что страхи можно преодолеть, приводит к их сокращению.

Задача человека, как любой энергосистемы – поиск пути наименьшего сопротивления, на что могут уйти годы. Чем явственнее способность распознавать окружающий мир, ситуации и людей, тем проще для индивида достичь удовлетворения своих желаний и разрядки напряжения, при этом внешняя среда воспринимается как помеха на пути достижения цели.

Исследуя психотерапевтические группы, Берн вывел наблюдение, что определенные поведенческие паттерны соответствуют определенным психическим состояниям, откуда возникла идея существования эго-состояний.

Вопреки посылу гуманистической психологии идея эго-состояний говорит о том, что человек не является единым и целостным: поведение и соответствующие ему физиологические, эмоциональные и умственные состояния человека систематически изменяются, что указывает скорее на множественность, чем на единство. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием сознания.

Берн выделил следующие эго-состояния:

  1. Родитель - эго-состояние, сходное с состоянием родительской фигуры;
  2. Взрослый - эго-состояние, самостоятельное по своей природе и направленное на объективную оценку реальности;
  3. Ребенок - эго-состояние, все еще действующее с момента его фиксации в раннем детстве и представляющее собой архаические пережитки.

Каждый человек в определенный момент времени находится в одном из этих эго-состояний, но люди обладают разной степенью готовности переходить от одного состояния к другому.

Родитель может проявляться как активное эго-состояние, как подражание одному из родителей, либо как влияние Родителя – в этом случае индивид приспосабливается к требованиям родителей. Так и Ребенок может проявлять себя адаптируясь к ожиданиям родителей, либо через естественное и спонтанное самовыражение. Каждое эго-состояние несет в себе экзистенциальную ценность и имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Родитель формируется из усвоенных в детстве правил и норм социального поведения, реализует контролирующую, запрещающую функцию, автоматизмы – реакции, которые освобождают от необходимости расчета и планирования действий. Негативный аспект Родителя проявляется в ригидности диктуемых предписаний.

Ребенок является носителем биологических потребностей, воспринимает мир через ощущения, несет бремя комплексов, возникших в раннем возрасте. Положительные качества Ребенка проявляются через аспект спонтанности и творчества, а негативные - через неконтролируемую активность.

Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную оценку людей, событий, ситуаций. Взрослый функционирует в неразрывной связи с Ребенком и Родителем, черпая из их качеств и опыта. Зрелая личность проявляется через гармоничного Взрослого. При дисбалансе возникает отклонение в сторону Родителя или Ребенка, что ведет к искаженному мировосприятию и связанными с ним проявлениями. В этой связи задача психотерапии – гармонизация трех эго-состояний с преобладанием Взрослого.

Теория Эрика Берна относится к интерперсональной, основным понятием которой является игра. Игра – это последовательный ряд дополнительных скрытых взаимодействий, движущихся определенному предсказуемому исходу. Проще говоря, это ряд ходов с западней или «уловкой». Игры отчетливо отличаются процедур, ритуалов и развлечений двумя основными особенностями:

  • скрытым характером;
  • наличием вознаграждения.

В отличие от процедур, развлечений и ритуалов, которые являются честными по определению и могут включать в себя соревнование, но не конфликт, а их завершение может быть сенсационным, но не драматическим, любая игра в своей основе нечестна, а ее исход имеет драматический характер.

Трансакционный анализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.


Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансакционный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

Подводя итоги, в рамках социогенетического подхода рассмотрены теория социализации Дюркгейма, представители бихевиоризма Торндайк и Скиннер, теория ролей Берна. Ученые уделяли значительное внимание внешней среди в формировании личности человека. Дюркгейм разработал теорию социализации, в которой ставил государство на высшую ступень иерархии и считал, что общество призвано воспитывать в индивиде общественно-полезные качества в целях сохранения социума и выводить качества, которые могут работать на разрушение социума. Торндайк и Скиннер внесли вклад в науку о поведении – бихевиоризм, проводили эксперименты на животных с целью объяснения поведения человека, сформулировали теорию научения. Берн разработал теорию ролей, выделил три Эго-состояния личности: Родитель, Взрослый, Ребенок.

3 ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

3.1 Психодинамическое направление

3.1.1 Психоанализ Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Наиболее известен как основатель психоанализа, оказавшего значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство ХХ века.

Фрейд предложил революционную теорию, сравнив психическую жизнь человека с айсбергом, большая часть которого спрятана под водой. Таким образом вместо того, чтобы по принятой психологической традиции поставить в центр психологической жизни человека сознание, Фрейд заявил о том, что человеком движут неосознаваемые психические процессы. Человек пребывает в постоянном конфликте рассудка, сознания и инстинктов, истоки которого в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Суть психодинамического направления выражена в представлении о том, что «личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте»[7]. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение индивида является детерминированным в части всех действий, чувств и мыслей, включая то, что принято считать случайным, например, оговорки. Таким образом значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека трудно переоценить.


Фрейд выделил три уровня сознания по степени доступности психических процессов осознанию: сознание, предсознательное, бессознательное.

Бессознательное является наибольшей частью айсберга, в которой происходят основные психические процессы. Оно является инстинктивным по своей природе и отделено от реальности.

Личность человека включает три компонента:

  1. Ид – инстинктивное ядро личности, примитивное, инстинктивное, подчинено принципу удовольствия;
  2. эго – рациональная часть личности, руководствуется принципом реальности. Адаптируется в ограниченных рамках социума и сознания индивида, отвечает за планирование действий в целях удовлетворения желаний ид;
  3. суперэго – моральная сторона личности, формируется последним в процессе развития личности, включает в себя совесть и эго-идеал.

Теория мотивации основана на концепции инстинкта как врожденного возбуждения, которое требует разрядки. Выделяют две категории инстинкта: инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос. Инстинкт имеет источник, цель, объект и стимул.

Согласно Фрейду, психосексуальное развитие человека начинается от данной от рождения сексуальности и вплоть до достижения зрелости, проходя стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Неразрешенные конфликты приводят к фиксации на какой-либо стадии и формированию особенностей характера.

Фрейд обосновал свою теорию на основе клинических наблюдений за пациентами в ходе терапии и возражал против проведения лабораторных экспериментов.

Концепции психоанализа применяются на практике в настоящее время. Психоаналитическая терапия использует метод свободных ассоциаций, интерпретацию сопротивления и анализ переноса. Дают возможности человеку, изучая свое бессознательное, лучше понимать себя и переносить результаты на повседневную жизнь через эмоциональное переучивание. В современной практике используется применение методик в групповой и семейной терапии в сочетании с назначением медикаментов.

3.1.2 Пересмотр психодинамического направления

Альфред Адлер (1870-1937) – австрийский психолог, психиатр, создатель системы индивидуальной психологии.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии.