Файл: Аналитический обзор зарубежных подходов к исследованию личности (Конституциональная психология).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Теория рекапитуляции Холла
1.2. Конституциональная психология
2.1 Теория социализации Дюркгейма
2.2.1 Теория научения методом проб и ошибок Торндайка
2.2.2 Теория научения Скиннера
3.1 Психодинамическое направление
3.1.2 Пересмотр психодинамического направления
3.1.3 Эго-теория личности Эриксона и неофрейдизм
3.2 Когнитивное направление Келли
3.3 Гуманистическое направление
3.3.1 Гуманистическая теория Маслоу
Адлер и Юнг были участниками психоаналитического движения Фрейда, но впоследствии разошлись с ним и работали над созданием собственных теорий личности.
Адлер разработал индивидуальную теорию личности, согласно которой личность является единой, целостной и самосогласующейся. Цель теории заключалась в оказании помощи людям для лучшего понимания себя и других.
Основные принципы теории:
- индивидуум как самосогласующаяся целостность;
- жизнь как динамическое стремление к превосходству;
- индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность;
- социальная принадлежность.
По Адлеру, каждый человек, пережив в детстве чувство неполноценности, впоследствии всю жизнь стремится к превосходству и совершенству, ставя перед собой фиктивные цели, вырабатывая уникальный стиль жизни. Три ключевые задачи, которые человек решает – это работа, дружба, любовь.
Адлер выделял четыре типа личности по степени вовлеченности в социальную жизнь и степени активности решения выше перечисленных задач:
- Управляющий – самоуверенный, напористый, антисоциальный, активный, с установкой превосходства над внешним миром;
- Получающий – паразитирующий, антисоциальный, неактивный;
- Избегающий – неактивный, избегающий от всех проблем в жизни;
- Социально-полезный – социальный, активный, зрелый.
Социальная активность по Адлеру является показателем психического здоровья индивида.
На стиль жизни влияет творческий потенциал человека, а также его порядковая позиция в семье (первенец, единственный ребенок, средний ребенок, последний ребенок).
На базе теории Адлера впоследствии были разработаны тесты для оценки степени социального интереса личности. Образцы пунктов «Шкалы социального интереса» представлены в Приложении 2.
Положения теории Адлера имеют высокую практическую ценность, но недостаточную эмпирическую валидность, поскольку положения теории глобальны и недостаточно систематизированы.
Юнг разработал аналитическую теорию личности, согласно которой личность при врожденной предрасположенности постоянно стремится в будущее, при этом интегрируя противоположные психические силы для поддержания психического здоровья.
Главное расхождение между Юнгом и Фрейдом касалось природы либидо. Фрейд рассматривал либидо в контексте сексуальной энергии, Юнг видел в либидо источник творческой энергии, способной питать человека на пути личностного роста.
Юнг выделял в личности три структуры:
- Эго – все, осознаваемое человеком;
- Личное бессознательное – вытесненное из сознания, комплексы;
- Коллективное бессознательное – архетипы, включающие опыт всего человечества.
Наиболее значимые архетипы:
- персона – публичное лицо человека, которое видят окружающие;
- тень – подавленная темная, животная сторона личности человека;
- анима – феминные качества мужчины;
- анимус – маскулинные качества женщины;
- самость – центр структуры личности человека после интеграции всех элементов в процессе индивидуации.
Символ архетипа – мандала – символическое выражение целостности Я, самости.
Вывел два типа личностной ориентации:
- Интроверты – созерцательны, склонны к уединению, интерес сосредоточен на себе;
- Экстраверты – подвижны, быстро образуют связи, интерес сосредоточен во вне.
Выдели четыре психологические функции: мышление и чувство – рациональные, ощущение и интуиция – иррациональные.
Из сочетания типов личностной ориентации и психологических функций образуются восемь типов личности.
Юнг использовал термин индивидуация для описания процессов интеграции и гармонизации всех аспектов личности вокруг самости. «Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает личности достичь самореализации»[8]. Саморелизация является высочайшим уровнем развития личности, достичь которого способны немногие.
Аналитическая теория Юнга имеет значительное влияние по настоящее время. Однако было проведено недостаточно эмпирических исследований, доказывающих валидность данной теории. Индикатор типа Майерс-Бриггс – опросник, с помощью которого проводилось исследование связи между психологическими типами, содержанием воспоминаний и сновидений. Информация в Приложении 3.
3.1.3 Эго-теория личности Эриксона и неофрейдизм
Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994) – немецкий психолог в сфере психологии развития, психоаналитик, разработал теорию стадий психосоциального развития.
Сделал упор на динамику развития эго человека на протяжении его жизненного цикла. Эго предстает как автономная структура, в отличие от теории Фреда. Рассматривал эго как результат социальных и исторических влияний.
Развертывание стадий жизненного цикла происходит по мере созревания индивида в результате его биологических процессов и расширения социальных взаимодействий.
По Эриксону человек проходит восемь психосоциальных стадий. Представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Характеристика психосоциальных стадий
Стадии |
Возраст |
Благоприятный выход из кризиса |
Добродетели |
Выход из кризиса в минусе |
Существенные патологии: базовые антипатии |
Радиус значимых взаимоотношений |
I. Младенчество |
до 1 |
Базисное доверие |
Надежда и энергия |
Базисное недоверие |
Замкнутость |
Личность матери |
II. Раннее детство |
1—3 |
Автономия |
Воля |
Стыд, сомнения |
Принуждение |
Родители |
III. Дошкольный возраст |
3—6 |
Инициативность, предприимчивость |
Намерение |
Чувство вины |
Торможение |
Семья |
IV. Школьный возраст |
6—12 |
Трудолюбие |
Компетентность |
Неполноценность |
Инерция |
Соседи, школа |
V. Юность |
12—20 |
Идентичность |
Верность |
Ролевой беспорядок |
Отрицание |
Группа сверстников и другие модели лидерства |
VI. Ранняя зрелость, молодость |
20—25 |
Интимность |
Любовь |
Изоляция |
Исключительность |
Партнёры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничество |
VII. Зрелость |
26—64 |
Генеративность (производительность) |
Забота |
Стагнация (застой) |
Неприятие окружающей среды |
Разделение труда и ведения домашнего хозяйства |
VIII. Старость |
после 65 |
Целостность, интеграция |
Мудрость |
Отчаяние, безвыходность |
Пренебрежение |
Человечество, «свой круг» |
Эриксон ввел понятие кризиса идентичности – периода времени, в течение которого молодые люди отвечают на вопросы «Что я собой представляю?», «Куда я иду?», часто не понимая своей социальной роли.
Теория Эриксона нашла свое применение в исследовании поведения американских подростков. В рамках кризиса идентичности объяснялись проблемы выбора карьеры, употребления алкоголя и другие. Однако в целом на базе теории Эриксона было проведено небольшое количество эмпирических исследований.
Эрих Зелигманн Фромм (1900-1980) – немецкий социолог, философ, психоаналитик – считается одним из основателей неофрейдизма.
Утверждал, что определяющими факторами жизни человека стали одиночество, чувство собственной незначительности и отчужденность. Человек бежит от свободы, обращаясь к механизмам авторитаризма и деструктивности. Считал, что обретение свободы возможно через проявление спонтанной активности.
Выделил пять экзистенциальных потребностей человека:
- В установлении связей;
- В преодолении;
- В корнях;
- В идентичности;
- В системе взглядов и преданности.
Фромм считал, что характер формируется как результат стремления удовлетворить выше перечисленные потребности. Выделял непродуктивные типы характера:
- Рецептивный – доверчивый, пассивный, чувствительный, сентиментальный;
- Эксплуатирующий – активный, настойчивый, изобретательный, уверенный, агрессивный;
- Накапливающий – консервативный, сдержанный, предусмотрительный, спокойный, терпимый;
- Рыночный – направленный на внешний мир, поверхностный, бестактный, безнравственный, неразборчивый в средствах, любознательный.
Считал, что формирование продуктивного характера, в основе которого лежат разум, любовь и труд, является целью развития человечества.
Карен Хорни (1885-1952) – американский психоаналитик и психолог, акцентировала значимость влияния окружающей среды на формирование личности.
Отвергала постулат Фрейда о роли анатомии при формировании личности мужчины и женщины, утверждала, что ключевую роль играют социальные отношения между родителями и ребенком.
Если родители не удовлетворяют базовые потребности ребенка в безопасности, это ведет к возникновению базальной враждебности и базальной тревоге – ощущение беспомощности во враждебном мире – как основа невроза.
В результате у людей формируются невротические потребности, которые Хорни объединила в три стратегии поведения:
- От людей;
- Против людей;
- К людям.
Невротик, как правило, опирается на одну из стратегий.
В объяснении развития личности женщины Хорни акцентировала внимание на социокультурных факторах, доминировании мужчин и дискриминации женщин.
3.2 Когнитивное направление Келли
Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека.
Джордж Келли (1905-1967) – американский психолог, автор теории личностных конструктов.
Основал подход на философии конструктивного альтернативизма, согласно которой, любое событие для любого человека доступно для многократных интерпретаций.
Конструкты – системы, с помощью которых люди воспринимают мир. Уникальная конструктная система человека личность используется для интерпретации жизненного опыта.
Выделил следующие типы личностных конструктов:
- Упредительный;
- Констелляторный;
- Предполагающий;
- Всесторонний;
- Частный;
- Стержневой;
- Периферический;
- Жесткий;
- Свободный.
Утверждал, что человек не нуждается в дополнительной мотивации, в своих действиях он мотивируется тем фактом, что жив, и желанием прогнозировать будущее, исходя из личностных конструктов.
Теория сформулирована в постулате: «процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в русле которых он антиципирует события»[9].
Теория имеет 11 выводов, которые объясняют, как функционирует конструктная система, как изменяется и влияет на социальные взаимодействия.
В частности, ученый выделял биполярные и дихотомичные конструкты – двунаправленное измерение процессов с целью предвосхищения содержания событий.
Келли представлял систему конструктов в виде иерархии с подчиненностью, однако иерархия не является жесткой, поскольку сами конструкты не постоянны.
Келли изобрел Реп-тест – инструмент оценки конструктов личности, которые люди используют для интерпретации своего опыта.
3.3 Гуманистическое направление
3.3.1 Гуманистическая теория Маслоу
Абрахам Маслоу (1908-1970) – американский психолог, основатель гуманистической психологии.
Гуманистическая психология пребывала под влиянием экзистенциальной философии. Личность воспринималась как единое целое в положительном и созидательном аспекте, акцент ставился на психическое здоровье, в этой связи проведение опытов на животных считалось нецелесообразным.
Теория Маслоу – одно из ключевых направлений гуманистической психологии.
Ученый разработал иерархию потребностей, объясняющую мотивацию человека, также известную под названием Пирамида Маслоу (Рисунок 1). Низшие потребности данной иерархии должны быть удовлетворены, прежде чем у человека появляется ресурс удовлетворять высшие потребности.