Файл: Аналитический обзор зарубежных подходов к исследованию личности (Конституциональная психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1

Три высших уровня также объединяют в одну категорию – потребность в самоактуализации, которая является наивысшей реализацией потенциала и подчеркивает гуманистическую природу теории Маслоу.

Ученый выделял две категории мотивов людей:

  1. Дефицитарные мотивы – направлены на снижение напряжения;
  2. Мотивы роста (метамотивация) – повышение напряжение через поиск новых переживаний, например, стремление к красоте, истине и справедливости.

Маслоу считал, что выше перечисленные категории мотивов заложены в людях биологически. Если человек оказывается несостоятельным в удовлетворении потребностей роста, это провоцирует возникновение метапатологий, таких как цинизм, апатия и отчуждение.

Эмпирические исследования, вдохновленные данной теорией, в основном касались концепции самоактуализации. Были разработаны Опросник личностной ориентации, Краткий индекс самоактуализации.

3.3.2 Феноменологическая теория Роджерса

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) – американский психолог, один из создателей гуманистической психологии. Внес значительный вклад в создание личностно-ориентированной терапии.

Центральное положение теории заключается в том, что поведение человека можно понять только в контексте его субъективных переживаний.

Роджерс сформулировал теорию, согласно которой все мотивы человека формируют один мотив – достижение мастерства. Врожденная тенденция человека актуализировать себя побуждает его двигаться по пути раскрытия своего потенциала. Люди стремятся к Я-интенсифицирующим переживаниям и избегают Я-отрицающих.

Согласно Роджерсу, для человека единственной реальностью является его субъективная реальность, центральной место в которой занимает Я-концепция – ключевой конструкт феноменологической теории личности.

Элементы, определяющие развитие Я-концепции:

  1. потребность в позитивном внимании;
  2. условия ценности;
  3. безусловное позитивное внимание.

Ученый считал, что для гармоничного развития ребенку необходимо безусловное позитивное внимание, в то же время, исходя из условия ценности, люди живут навязанными ценностями.

В своих проявлениях человек исходит из Я-концепции. Если возникает диссонанс между Я-концепцией и общим переживанием, то есть возникает угроза разрушения Я-концепции, человек уходит в отрицание или искажение пережитого опыта. Психопатология возникает при слишком большом несоответствии переживания и Я-концепции.


Открытость переживанию и свободное движение в направлении самоактуализации – условие психического здоровья человека.

Роджерсом был разработан уникальный и широко применяемый подход – психотерапия, центрированная на человеке. Ученый придавал большое значение взаимоотношениям психотерапевт – клиент. Основной задачей психотерапии считал ликвидацию несоответствия между переживанием и самостью человека с тем, чтобы дать возможность жить более полной и насыщенной жизнью.

Подводя итоги, в рамках психогенетического подхода рассмотрены психодинамическое направление и его последователи Фрейд, Юнг и Адлер, эго-теория Эриксона и неофрейдизм Фромма и Хорни; когнитивное направление Келли, гуманистическое направление Маслоу, феноменологическая теория Роджерса. Представители данного подхода уделяли значительное внимание неосознаваемым психическим процессам, подсознательным мотивам поведения человека, постепенно приходя к созидательному образу личности, стремлению человека к самоактуализации как высшей цели проявления личности в иерархии ценностей, к необходимости быть открытым опыту, чтобы полноценно проживать жизнь в состоянии психического здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее значительное развитие персонологии произошло в течение ХХ века.

На Рисунке 2 схематично представлены временные отрезки, когда теории (т.) личности имели наибольший резонанс: по оси Х – дата зарождения теории, по оси Y – дата, вплоть до которой теория развивалась.

Рисунок 2

В своих исследованиях ученые задавались вопросами о развитии личности, мотивации поведения, самопознании и узнавании других людей, социуме, уникальности личности, психическом здоровье и расстройствах, зрелости и незрелости личности – вопросами, на которые, вероятно, нет однозначного ответа. Поэтому невозможно понять личность, опираясь на одну теорию.

Можно со значительной долей уверенности утверждать, что при разработке теорий личности на ученых значительное влияние оказывало время, в которое они жили, а также их личные стремления и интересы. Следовательно, новое время будет вдохновлять на новые теории, базой для которых послужат уже существующие достижения в данной области.

Перспективными направлениями в сфере исследования личности могут стать:

  1. Глубокое исследование когнитивных процессов.

По мере развития психологии приходило осознание ключевого значения когнитивных процессов (восприятие, память, внимание) в понимании функционирования человека. Каждый человек использует набор схем для осмысления мира. Схемы дают общую структуру для переработки информации, причем люди воспринимают ту информацию, которая релевантна для их Я-схем. Таким образом происходит некое искажение процесса восприятия. Достижение данного направления заключается в том, что когнитивный подход завоевал популярность в различных областях, включая влияние на самочувствие людей.

  1. Вклад в поведение личностных переменных и ситуационных факторов.

Психодинамическая теория объясняет поведение человека личностными характеристиками, берущими начало в детстве. Диспозициональное направление также объясняет поведение внутренними факторами. Подобная идея прослеживается в феноменологическом направлении. Большая значимость социокультурного, ситуационного контекста прослеживается в идеях Фромма, Эриксона и других. Предполагая, что в будущем эти теории найдут точку пересечения, ею может стать изучение влияния на поведения как личностных, так и ситуационных факторов, без пренебрежения одними в пользу других.

  1. Нейрофизиологические, биохимические и генетические основы личности.

В связи с развитием науки, психологи-персонологи будут брать во внимания результаты исследований нейрофизиологии и генетики. Большой интерес вызывает связь нейрофизиологических процессов с психологическими явлениями, влияние генетики на психические процессы индивида.

  1. Развитие личности в разные возрастные периоды.

Много внимание уделяется изучению детства и юности, поскольку считается, что личность закладывается в раннем возрасте. При этом более зрелые возрастные периоды оказались обделены вниманием исследователей. В связи с чем изучение динамики личности в зрелом и пожилом возрасте может быть перспективным направлением для исследования психологов-персонологов.

  1. Проблемы практической деятельности.

Деятельность психолога как социально релевантная в контексте общемировых проблем и тенденций. Возможно взаимодействие психологов-персонологов с социальными психологами, а также со специалистами других отраслей. Развитие психологии личности в рамках более комплексных и эклектичных теорий.

Сложность сферы изучения человеческой личности объясняет многообразие существующих подходов. При этом все они заслуживают внимания и при наличии как сильных, так и слабых сторон содержат то здравое зерно, которое, вероятно, будет использовано персонологами в будущем при разработке новых теорий и реализации исследований.


На мой взгляд, наиболее перспективными являются направления психогенетического подхода, которые берут во внимание достижения сторонников биогенетического и социогенетического подхода, при этом делают акцент на уникальности личности человека и значимости его персональных усилий при раскрытии потенциала, делая акцент на созидательных качествах личности и открытости событиям и опыту, который может принести жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности.- СПб.: Питер, 2019 – 608 с.
    2. Марцинковская Т. История психологии. - М.: Академия, 2004 - 544 с.
    3. Келли Джордж. Теория личности (теория личных конструктов). – СПб: Речь, 2000. - 249 с.
    4. Кречмер Э. Строение тела и характер / пер. с нем. Тартаковский Г. Я. — М.: «Академический Проект», 2015 - 328 с. 
    5. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2018. – 576 с.
    6. Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ / пер. с нем. Барышниковой Г.В. – Спб: ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус»», 2019. – 448 с.
    7. Юнг Карл Густав. Очерки по аналитической психологии / Карл Густав Юнг – 2-е изд.с изм. – Минск: Харвест, 2017. – 480 с.
    8. Юнг Карл Густав. Человек и его символы / Пер.Сиренко И.Н.; Сиренко С.Н.; Сиренко Н.А. – М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2018. – 352 с.
    9. Кузнецов Ю.В., Кравцов В.А., Кибиткин А.И. Социально-философские концепции социализации личности (Э. Дюркгейм, Ж. Пиаже) Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г. стр.118-121.
    10. Иващенко А.В. Особенности теоретической реконструкции идеи личности в зарубежной психологии. Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2003 г, №1. стр.48-65.
    11. Зайченко А.А. Конституциональная психология. Известия Саратовского университета. 2010 г. Том 10, серия Философия. Психология. Педагогика, выпуск 2. Стр. 64-69.
    12. https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Таблица 2

Характеристики темперамента по Шелдону

№ п/п

Висцеротония

Соматотония

Церебротония

1

Расслабленность в осанке и движениях

Уверенность в осанке и движениях

Сдержанность манер и движений, скованность в осанке

2

Любовь к комфорту

Любовь к физическим нагрузкам и приключениям

Чрезмерная физиологическая реактивность

3

Замедленные реакции

Энергичность

Повышенная скорость реакций

4

Любовь к пище

Потребность в движениях и удовольствие от них

Склонность к интимности

5

Социализация пищевой потребности

Стремление к господству, жажда власти

Чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность

6

Удовольствие от пищеварения

Склонность к риску

Скрытность чувств, эмоциональная сдержанность

7

Любовь к вежливому обхождению

Решительные манеры

Беспокойные движения глаз и лица

8

Социофилия

Храбрость в бою

Социофобия

9

Приветливость со всеми

Агрессивность в соревновании

Затруднения в установлении социальных контактов

10

Жажда похвалы и одобрения

Психологическая нечувствительность, эмоциональная черствость

Трудность приобретения новых привычек, слабый автоматизм

11

Ориентация на других людей

Клаустрофобия

Агорафобия

12

Стабильность эмоциональных проявлений

0тсутствие жалости и такта

Неумение предвидеть отношение к себе других людей

13

Терпимость

Громкий голос

Тихий голос, боязнь вызвать шум

14

Безмятежная удовлетворенность

Спартанское безразличие к боли

Чрезмерная чувствительность к боли

15

Глубокий сон

Общая шумливость

Недостаточный сон, хроническая усталость

16

Бесхарактерность

Внешний вид соответствует более - пожилому возрасту

Юношеская живость манер и внешнего облика

17

Легкость в общении и выражении чувств; висцеротоническая экстраверсия

Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях, соматотоническая экстраверсия

Церебротоническая интроверсия

18

Общительность и мягкость в состоянии опьянения

Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения

Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов

19

Потребность в людях в тяжелую минуту

Тяга к действию в тяжелую минуту

Тяга к одиночеству в тяжелую минуту

20

Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям

Ориентация на юношеские цели и занятия

0риентация к поздним периодам жизни


Приложение 2

Образцы пунктов «Шкалы социального интереса»

Испытуемый отмечает крестиком те черты, которые у него имеются. Выбор первой черты из левого столбца и второй из правого столбца отражает высокий социальный интерес (Рисунок 3).

___ 1 способен прощать

___ 1 настороженный

___ 2 мягкий

___ 2 сотрудничающий

___ 1 щедрый

___ 1 честолюбивый

___ 2 индивидуалистичный

___ 2 терпеливый

___ 1 вежливый

___ 1 реалистичный

___ 2 оригинальный

___ 2 высокоморальный

___ 1 тактичный

___ 1 скромный

___ 2 благоразумный

___ 2 сочувствующий

___ 1 надежный

___1 с развитым воображением

___ 2 мудрый

___ 2 помогающий другим

Рисунок 3

Приложение 3

Типология Майерс — Бриггс — типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40-х годах XX века и получившая широкое распространение в США и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования — Myers-Briggs Type Indicator (MBTI). Тестирование проводится по 4 шкалам для определения стержня поведения человека: S-N, T-F, E-I, J-P (Таблица 4.1, 4.2, 4.3, 4.4). Применяется в частности при выборе профессии.

Таблица 4.1.

Сенсорный (S)

Интуитивный (N)

Ключевые слова:

Ключевые слова:

последовательность

случайность

интерес к настоящему

интерес к будущему

реалистичность

отвлеченность

упорство

вдохновение

действительный

теоретичный

приземленный

витающий в облаках

факты

фантазии

практичный

оригинальный

конкретный

общий

Поведенческие проявления:

Поведенческие проявления:

Любит "собирать" точные факты и сведения

Легко устает от обилия фактической информации

Стремится работать с тем, что "дано" здесь и теперь, реально, ощутимо и актуально

Концентрируется на том, как можно все улучшить

Любит применять на практике то, чему только что научился

Везде ищет новые возможности и способы выполнения дел.

Любит обучаться новым навыкам

Упорно работает, даже осознавая, что результат будет нескоро

Работает, то периодически заражаясь энтузиазмом, то простаивая

Приходит к выводу шаг за шагом

Может несколько искажать факты в свою пользу

Хорошо замечает и запоминает детали

Не любит тратить время на детали

Нечасто испытывает вдохновение и не очень доверяет его результатам

Ценит воображение и вдохновение. Следует своим идеям и догадкам

Хорош, когда нужна точность в работе

Может делать поспешные выводы.

Не любит делать одно и то же

Может переупростить задачу

Может переусложнить задачу

Принимает данную реальность и работает с ней

Задается вопросом, почему дела обстоят именно так, а не иначе

Любит традиционные способы выполнения заданий