Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты затрат как объекта управленческого учета
1.1. Издержки, затраты, расходы: классификация и взаимосвязь
1.2. Сущность себестоимости продукции
2. Анализ расходов ПАО «М.Видео»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ состава и структуры расходов торгового предприятия
3. Анализ издержек обращения и выявление направлений их оптимизации
3.1.Анализ издержек обращения как основного вида расходов предприятия торговли
3.2.Определение путей оптимизации расходов торгового предприятия
Для четкого планирования и полного учета расходов, связанных с производством и сбытом готовой продукции, затраты группируют по статьям калькуляции. Такая группировка позволяет определить производственную и полную себестоимость производимой продукции. Группировка по статьям калькуляции по составу и назначению обширнее группировки по элементам затрат, поскольку ссылается на характер и организационную структуру самого производства, формируя базу для составления цены производимого продукта и объективного экономического анализа производства.[46]
Если показатель себестоимости определен верно, то это станет основой для точного формирования финансового результата деятельности организации — прибыли от реализации или убытка.[47]
Проведя проработку данной темы, можно сделать вывод о том, что учет затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости является одним из основных приоритетов работы бухгалтерии организации в целом.[48]
2. Анализ расходов ПАО «М.Видео»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
«М.Видео» – лидер среди розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Кроме того, «М.Видео» – единственная публичная российская непродуктовая сеть. С ноября 2007 года торговля акциями ПАО «М.видео» идёт на ведущих российских биржевых площадках – РТС и ММВБ (тикер: MVID).
Сеть «М.Видео» основана в марте 1993 года. На весну 2017 года более 379 магазинов сети работают в 161 городе России. В городе Красноярске располагаются 8 филиалов этой компании.
Товарный ассортимент магазинов «М.Видео» превышает 20 тысяч наименований техники: аудио/видео и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для развлечения и аксессуаров. Для магазинов «М.Видео» разработан специальный единый формат торгового зала площадью 782–872 м2.
«М.Видео» активно развивает стратегию интегрированных продаж (Omni-channel) для унификации товарного ассортимента и создания бесшовного покупательского опыта в розничных магазинах и на Mvideo.ru.
На рисунке 3 представлена организационная структура «М.Видео» .
Во главе всей организации стоит директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности организации, а также распоряжается, в пределах предоставленного ему права, имуществом, заключает договора, издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками компании.
Общая характеристика торгового предприятия представлена в таблице 2.
Директор
Менеджеры по продажам (продавцы
Склад
Бухгалтерия
Водитель, экспедитор
Рисунок 3 – Организационная структура управления «М.Видео»
Таблица 2 – Общая характеристика торгового предприятия
Критерии |
Характеристика |
Наименование предприятия |
ПАО "М.Видео" |
Юридический адрес |
105066, город Москва, улица КрасносельскаяНижн., 40/12-20 |
Фактический адрес |
Телевизорная ул., 1 строение 2, Красноярск, Красноярский край, 660028 |
Дата регистрации |
25.09.2006 г. |
Организационно-правовая форма |
публичное акционерное общество |
Вид деятельности (в т.ч. ассортиментный профиль) |
Деятельность по управлению финансово-промышленными группами (бытовая техника, аудио-, видео техника и т.д.) |
Основные поставщики |
Bosch, Samsung, Apple, Sony, Phillips, Indesit, LG, Supra ит.д. |
Основные конкуренты |
"Эльдорадо", "БытТехника", "DNS", "РБТ", "Альдо" |
Основные покупатели (потребители услуг) |
Физические лица |
Площадь (в т. ч. торговая площадь) |
872 м2 |
Форма обслуживания |
Индивидуальное обслуживание |
Режим работы |
10.00-22.00 |
Рассмотрим ряд основных показателей деятельности торгового предприятия, находящегося в городе Красноярске, чтобы вникнуть в саму его структуру и разобраться во всех основных показателях отчетного и прошлого периода рассмотрев отклонения и выяснить для себя все его затраты и издержки (таблица 3).
Таблица 3 -Анализосновныхпоказателей финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятияза 2016-2017 гг.[49]
Показатели |
Ед. изм. |
2016 |
2017 |
Отклонение (+; -) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Оборот розничной торговли |
т.руб. |
225600 |
224700 |
-900 |
99,60 |
2. Торговая площадь |
кв. м |
782 |
872 |
90 |
111,51 |
3. Розничный товарооборот на 1 кв. м торговой площади |
т.руб./кв. м |
288,49 |
257,68 |
-30,81 |
89,32 |
4. Среднесписочная численность работников, всего |
чел. |
60 |
70 |
10 |
116,67 |
- в т.ч. работников торгово-оперативного персонала |
чел. |
48 |
54 |
6 |
112,50 |
5. Производительность труда одного среднесписочного работника, всего |
т.руб./чел. |
3760 |
3210 |
-550 |
85,37 |
- производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала |
т.руб./чел. |
4700,0 |
4161,1 |
-538,9 |
88,53 |
6. Фонд заработной платы |
|||||
– сумма |
т.руб. |
9360,0 |
12600,0 |
3240 |
134,62 |
– уровень |
% |
4,15 |
5,61 |
1,46 |
135,15 |
7. Среднегодовая заработная плата одного работника |
т.руб. |
156,00 |
180,00 |
24,00 |
115,38 |
8. Себестоимость продаж |
т.руб. |
78960 |
78645 |
-315 |
99,60 |
9. Валовая прибыль |
|||||
– сумма |
т.руб. |
146640 |
146055 |
-585 |
99,60 |
– уровень |
% |
65,00 |
65,00 |
0,00 |
100,00 |
10. Издержки обращения |
|||||
–сумма |
т.руб. |
68016 |
63719,2 |
-4296,8 |
93,68 |
– уровень |
% |
30,15 |
28,36 |
-1,79 |
94,06 |
11. Прибыль (убыток) |
Окончание таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
от продаж |
|||||
12. Проценты к получению |
т.руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
13. Проценты к уплате |
т.руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
14. Доходы от участия в других организациях |
т.руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
15. Прочие доходы |
т.руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
16. Прочие расходы |
т.руб. |
204 |
255 |
51 |
125,00 |
17. Прибыль (убыток) до налогообложения |
|||||
– сумма |
т.руб. |
78420 |
82080,8 |
3660,8 |
104,67 |
– рентабельность предприятия |
% |
596,28 |
627,77 |
31,49 |
- |
18. Текущий налог на прибыль |
т.руб. |
29394 |
42220 |
12826 |
143,63 |
19. Отложенные налоговые обязательства |
т.руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
20. Отложенные налоговые активы |
т.руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
21. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
т.руб. |
49026 |
39860,8 |
-9165,2 |
81,31 |
- рентабельность конечной деятельности |
% |
21,73 |
17,74 |
-3,99 |
- |
Из таблицы 3 видно, что в 2017 г. произошло снижениеоборота розничной торговли на 900 тыс. руб. (-0,4%). Прирост торговой площади на 90 кв.м произошел в связи с выкупом прилегающей к магазину торговой точки. В связи с увеличением торговой площади и снижением оборота розничной торговли, произошло снижение розничного товарооборота на 1 кв.м торговой площади на 30,81 тыс. руб./кв.м (-10,68%).
В связи с увеличением торговой площади увеличилась средняя численность работников (+10 человек или +16,67%), был нанят дополнительный рабочий персонал, такие как менеджеры по продажам, бухгалтера и пр.
Произошло увеличение фонда заработной платы на 3240 тыс. руб. (+34,62%), из-за этого поднялась среднегодовая заработная плата одного работника (+24 тыс. руб. или +15,38%). Также в текущем периоде был увеличен налог на прибыль в 1,5 раза.
Из всех текущих изменений чистая прибыль снизилась на 9165,2 тыс. руб. (-18,69%). Нам следует выяснить почему же столь важный показатель на предприятии стал меньше ведь любое предприятие стремиться получить большую прибыль путем минимальных затрат.
Проведя краткую организационно экономическую характеристику предприятия «М видео» можно приступать к дальнейшему определению структур расходов, динамики и издержек, какие же есть пути оптимизации.
2.2. Анализ состава и структуры расходов торгового предприятия
Анализдоходовирасходоворганизациипроводитсяподанным2формыбухгалтерскогоучёта.Внейсодержитсяинформацияобо всехвидахдоходовирасходовзаотчетныйипредыдущийпериодывпоквартальном,полугодовом,девятимесячномигодовомразрезах.Этопозволяеткаждомуэкономическомусубъектуанализироватьвдинамикесоставиструктурудоходовирасходов,ихизменение,атакжерассчитыватьрядкоэффициентов,свидетельствующихобэффективностииспользованиядоходовицелесообразностипроизведенныхрасходоввсравнениисполученнымидоходами.
Расходы всего предприятия очень влияют на его прибыль не всегда они бывают оправданными порой некоторые из них излишни некоторые и вовсе не нужны, но без них никуда не деться это часть производственного процесса всей компании. Поэтому с ними в первую очередь необходимо обращаться правильно, акцентируя на них особое внимание.
В таблице 4 проведем анализ состава и структуры расходов торгового предприятия за отчетный период.
Таблица 4 – Анализ состава и структуры расходов торгового предприятия за отчетный период
Показатели |
2016 |
2017 |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
|||
сумма, тыс.руб. |
удельный вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удельный вес, % |
сумма, тыс.руб. |
удельный вес, % |
||
Расходы всего, в т.ч. |
97 614 |
100 |
106194,2 |
100 |
8 580 |
0 |
108,79 |
- издержки обращения |
68016 |
69,68 |
63719,2 |
60,00 |
-4 296,8 |
-9,68 |
93,68 |
- проценты к уплате |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
- прочие расходы |
204 |
0,21 |
255 |
0,24 |
51 |
0,03 |
125,00 |
- текущий налог на прибыль |
29394 |
30,11 |
42220 |
39,76 |
12 826 |
9,64 |
143,63 |
В динамике произошло увеличение общей суммы расходов «М.Видео» на 8580 тыс. руб. или на 8,79%. Наибольшую долю в общей сумме расходов занимают издержки обращения – 69,68% в 2016 г. и 60% в 2017 г. В динамике произошло их снижение по сумме на 4296,8 тыс. руб., или на 6,32%. Положительным моментом является отсутствие процентов к уплате. Также в динамике произошло увеличение прочих расходов на 51 тыс. руб. или на 25%. Также в 2017 г. произошло увеличение текущего налога на прибыль на 12826 тыс. руб. (+43,63%)..
3. Анализ издержек обращения и выявление направлений их оптимизации
3.1.Анализ издержек обращения как основного вида расходов предприятия торговли
Издержкиобращенияпредставляютсобойвыраженныевденежнойформезатратыживогоиовеществленноготруда,связанныеспроцессомпродвижениятоваровотместпроизводствакпотребителю.Книмотносятсязатратынаоплатутрудаторговыхработников,перевозку,подготовкуихранениетоваровидр.
Снижениеиздержекобращенияявляетсясущественнымрезервомэкономиисредствнапредприятииидостигаетсязасчетсовершенствованияорганизацииторговли,повышенияпроизводительноститрудаторговыхработниковирасширенияновых,наиболеепрогрессивныхформторговли.
Дляхарактеристикииздержекобращенияиспользуютдваосновныхпоказателя—абсолютныйразмериздержекобращенияиуровеньихвпроцентахктоварообороту.Абсолютныйразмерпоказываетвсюсуммузатрат,связанныхсобращениемтоваров,ауровеньиздержекобращенияпоказываетотношениевсейсуммыиздержеккобъемутоварооборота.
Проведем анализ динамики издержек обращения предприятия в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ динамики издержек обращения предприятия
Показатели |
Единицы измерения |
Годы |
Темп изменения к2015 году, % |
||
2015 |
2016 |
2017 |
|||
Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
215600 |
225600 |
224700 |
104,22 |
Издержки обращения: |
тыс. руб. |
60694 |
68016 |
63719,2 |
93,68 |
- сумма |
|||||
- уровень |
% |
28,1 |
30,15 |
28,36 |
100,92 |