Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Семья как один из факторов формирования личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Родители-либералы весьма заботливы, внимательны и имеют близкие отношения с собственными детьми. Они дают ребенку потенциал проявить себя, показать все свои способности, открыть творческие способности и личность. У родителей присутствует твердое убеждение, что таким образом они учатся распознавать правильное и неправильное. Родителям-либералам довольно трудно установить пределы, границы разрешенного и неразрешенного поведения их детей.

В результате ребенок воспитанный в такой семье вырастает как эгоистичный, наполненный конфликтами, постоянно недовольный человек, что не дает ему возможности вступить в нормальные социальные отношения и прочные эмоциональные связи с людьми. В средних учебных заведениях у ​​такого ребенка довольно часто возникают конфликты, потому что он не привык сдаваться, подчиняться старшим и соблюдать законы и правила.

Также следует отметить, что ребенок, растущий в благоприятной среде, более подвержен психическим проблемам, фобиям и депрессии. Такого ребенка не учат контролировать собственное поведение, он вряд ли сможет развить чувство собственного достоинства. Ребенок, который получил образование у либеральных родителей, больше не может заниматься проблемами жизни в будущем, у него будут трудности с социальным взаимодействием. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию адекватной самооценки и самооценки. Он будет конфликтовать с любым, кто не поддается его желаниям.

При гиперопекающем стиле семейного воспитания родители забирают у ребенка самостоятельность в физическом, психическом, а так же социальном развитии[10]. Они в основном находятся рядом с ним, они же в свою очередь решают за него его проблемы, можно сказать живут вместо него. Чрезмерно заботятся и опекают его, излишне боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают вести себя по-прежнему – излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Воспитание при помощи гиперопеки сдерживает инициативу, волю и непосредственно свободу ребенка, а также его энергию и познавательную активность, лишает независимости, в то же время воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители бессознательно замедляют развитие у ребенка различных умений и навыков, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Ребенок в такой семье растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.


Следует отметить, что дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, собственных силах и возможностях, у них всегда будет наблюдать боязнь сделать что-то не так, ошибиться.

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители словно не «замечают» ребенка, они не заинтересованы в его развитии, а также в духовном внутреннем мире. Избегают активного общения с ним, держат его на расстоянии. Дети в данной ситуации сами по себе.

Из научной литературы можно подчерпнуть тот факт, что отчужденный стиль воспитания имеет тенденцию встречаться в неблагополучных семьях, где один из родителей либо, например, оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Некоторые психологи подчеркивают хаотичный стиль семейного воспитания, который характеризуется отсутствием последовательного подхода к воспитанию детей: нет конкретных, четких и ясных требований к ребенку.

Хаотический стиль выступает результатом разобщенности родителей в выборе методик и средств обучения[11]. Конфликты в семье возрастают, родители очень часто выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к развитию невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребенка ощущения стабильности, что ведет к росту незащищенности, импульсивности, страха, агрессивности, неконтролируемости и социального несоответствия.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, независимость, они помогают ему, учитывают все его потребности и нужды. Родители в таких семьях выражают свою любовь и добрую волю ребенку и играют с ним непосредственно на темы, которые его интересуют. Родители дают детям возможность участвовать в обсуждении семейных вопросов и учитывать их мнение при принятии решений. А взамен они требуют от детей осмысленного поведения и демонстрируют твердость и последовательность в дисциплине.

Ребенок находится в активной позиции, которая дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях слушают советы своих родителей, они знают слово «должны», они могут дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Демократический стиль воспитания также можно охарактеризовать наличием взаимопонимания между детьми и их родителями, проявлением теплых, нежных чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители обращают внимание на своего ребенка, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.


В зависимости от возраста родители способствуют независимости и личной ответственности детей. Родители устанавливают правила и стандарты, пределы допустимого поведения и требуют их выполнения ребенком.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается через убеждения, дискуссии, компромиссы и аргументы. Родители всегда прислушиваются к своему ребенку, давая ребенку возможность взять на себя ответственность за свои действия и поступки.

Дети растут как активные, любознательные, независимые, полноценные люди с сильным чувством достоинства и ответственности за себя и окружающих. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, могут хорошо ладить и строить отношения с людьми.

Ребенок растет ответственно, независимо, компетентно, уверенно, с соответствующей самооценкой, может контролировать свои желания и, как правило, достигает больших успехов в жизни.

Школьная успеваемость считается важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в большой мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще из класса получил пятерку?»), послушание «Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

1.3 Особенности учебной деятельности младших школьников

Младший школьный возраст является последним периодом детства. Во-первых, стоит начать с физиологических изменений, которые протекают в организме ребенка в возрасте 6-7 лет. Происходят первые изменения пропорции тела, его строение приобретает черты тела взрослого человека. Происходит интенсивное развитие опорно-двигательной системы.

Во-вторых, у ребенка формируются индивидуальные особенности и индивидуальные свойства нервной системы[12]. У детей мы начинаем замечать разный темперамент, а также разную психологическую активность, эмоциональность. Данные моменты значительно влияют на способность ребенка к волевому усилию.


В-третьих, мы наблюдаем разный уровень развития формирования двигательных функций. На данном этапе развития, происходит смена игровой деятельности на учебную деятельность, в которой ребенок осваивает новые и более сложные действия. Стоит обозначить значимость способности ребенка осваивать новые действия, переключаться на новые виды работы[13].

Очень важно в этот период семье обеспечить ребенку разнообразие видов деятельности для успешного развития психических функций и развития личности (структуры личности)[14]. Безусловно, в процессе совместной жизни, изменения происходят не только в личности ребенка, но и в самих родителях.

Как правило, взрослые приобретают новый для себя социальный и жизненный опыт. Многие родители бросают свои вредные привычки, начинают заниматься саморазвитием, спортивной деятельностью и на своем примере, показывают ребенку свой здоровый образ жизни. Родители передают свой жизненный опыт, образцы поведения в обществе, помогают ребенку освоить окружающий мир. Доброжелательное отношение к ребенку и тесная эмоциональная связь с ним, способствует запуску «программы подражания». Ребенок начинает повторять за родителями определённые действия, поведение, манеру разговаривать (лексический и грамматический материалы). Сознательные родители берут полный контроль над своим поведением, над своей речью и взаимоотношениями между друг другом (жена, муж), избегая конфликтных ситуаций в доме.

Младший школьный возраст в научной психолого-педагогической литературе рассматривается, как период удивительных новообразований. Многие исследователи данного феномена называют анализируемый возраст стадией активного накопления социального опыта. Опираясь на мнение Л.И. Божович, учебная деятельность и новый образ жизни открывает путь для развития нового уровня личностного развития.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность[15]. Она определяет важнейшие изменение, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения[16].


Принято считать, что младший школьный возраст начинается в 7 лет и заканчивается в 11 лет. В современном мире наблюдается тенденция, когда родители отдают ребенка в первый класс с 6 лет. Большинство специалистов считают, что шестилетний ребенок еще не готов к процессу обучения в силу своих возрастных особенностей, присущих дошкольному возрасту.

И. Ю. Кулагина дает следующие особенности развития дошкольника:

1. У ребенка непроизвольная память (т.е. он запоминает то, что интересно, а не то, что нужно запомнить);

2. Работоспособность ребенка 10-15 минут;

3. Познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны;

4. Неустойчивость поведения[17].

Как правило при поступлении в школу, у ребенка должны сформироваться:

1. Любознательность (ребенок должен хотеть и стремиться к новым знаниям, стремиться к развитию и ко всему тому, что сможет способствовать обогащению его жизненного опыта);

2. Способность к концентрации внимания;

3. Достаточно развитая память;

4. Способность развивать механическую память (заучивание и запоминание);

5. Хорошо развитая визуальная память;

6. Наличие предпосылок к логическому мышлению;

7. Развитая речь, соответствующая особенностям данного возраста (выразительность, использование речевых конструкций, словарный запас слов). Как мы видим, что детей шести лет обучать очень трудно, а если и обучать, то использовать методы, приемы и средства с учетом специфики их развития.

Поступление в школу вызывает у ребенка перестройку всего образа жизнедеятельности[18]. Будущий младший школьник должен быть зрелым в физиологическом и в социальном отношении, достигнув должного уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития[19].

Во время кризиса 7 лет ребенок приходит к осмыслению своего места в мире социальных отношений. Он обнаруживает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением учебной работы[20].

В сознании ребенка закладываются конкретные нравственные эталоны, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их важность и надобность. Однако для того, чтоб развитие личности ребенка шло более продуктивно, принципиально внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к действиям ребенка определяет формирование его нравственных эмоций, личного ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось – ребенок непрерывно разговаривает с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.