Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 651

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Заключение

Список использованной литературы

Правила игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т.д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке, и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7), по-разному расположенными. Правила игры те же.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». 

Материал: картинки домиков с надписью «вчера», «сегодня», «завтра»; по углам игровой комнаты отметить три домика «вчера», «сегодня», «завтра». 

Правила игры: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а педагог громко говорит: «Да, да, да, это было вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. 

«Сравнение предметов»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развитие умения сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия.

Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).


Правила игры: воспитатель предлагает детям подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками (подберите самые непохожие): «Ребята, рассмотрите эти фигуры. Как называются эти фигуры? Выберите фигуры, отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками. Подбери самые непохожие».

«Встань на место»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. 

Правила игры: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать. «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

Блок 3. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

«Сказочная автоколлекция»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование умения составлять целое из частей, определять пространственное расположение предметов на листе бумаги. Развивать умение детей отсчитывать необходимое количество. Формировать умение понимать алгоритм выполнения действий.

Материал: «Сказочная автоколлекция»

Правила игры: Нецветная сторона 1. Вместе с детьми рассмотреть не цветную сторону, найти четыре типа элементов мозаики.2. «Нарисуй картинку» - выбери и обведи мозаичную фигуру, дорисуй так, чтобы она была похожа на животное.3. Помоги друзьям встретиться – найди «слоника» и подбери ему таких же друзей. (То же самое с другими фигурками.) 4. Сколько их? 5. Закрыть глаза и найти на ощупь всех слонят, верблюжат, совят, обезьянок. 6. Из ряда (от 4 до 6-9 шт.) выбрать из них слонят, не слонят, перевернуть цветной стороной вверх. 7. «Кто исчез?» 8. «Что изменилось?» 9. «Кто следующий?» 10. «Продолжи цепочку»


Цветная сторона.1. Составление изображения с помощью педагога и самостоятельно. 2. Рассматривание машин и выявление их особенностей. 3. По нескольким пазлам узнать машину, стоящую на ремонте. 4. Помочь сказочным героям собрать машины. 5. Придумать свои названия машинам. 6. Рассмотреть и ответить на вопросы. 7. Составить описательный рассказ о каждой машине из автоколлекции. 8. Составить рассказ от лица сказочной машины по плану: Какая я? Кто мой хозяин? (не называя его). Что я люблю?  Что я не люблю?  О чём я мечтаю?

«Подели яблоко поровну»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на умение правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Материал: яблоко.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям разделить одно яблоко на двоих (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).Сколько частей получилось? (Две части.) Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна вторая.) Что больше: целое яблоко или его половина? Что меньше: половина или целое яблоко?

«Скажи наоборот»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры

Материал: мяч, предметы разных размеров и высоты.

Правила игры: задание выполняется с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию: Длинный – короткий; большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий; толстый – худой; далеко – близко; вверху – внизу; слева – справа; вперед – назад; один – много; снаружи – внутри; легкий – тяжелый.


Затем дети расставляют предметы (или картинки) по величине: от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого – к самому высокому

«Узнай по описанию»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений.

Материал: картинки с игрушками

Правила игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: «1. Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех? 2. Медвежонок легче слонёнка, но тяжелее тигрёнка. Кто самый лёгкий? 3. Ежик ниже жирафа, но выше мышки. Кто выше всех?» За правильный ответ дают жетоны, побеждает тот, кто получит больше жетонов.

«Паучок»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на развитие умений пространственной ориентировки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

Материал: лист бумаги, карандаш.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям – 1.Внимательно рассмотри верхнюю картинку. А теперь нарисуй внизу. Опорные точки помогут тебе справиться с заданием. Раскрась картинки по цветам линий, внизу по – желанию.

2.Внимательно рассмотри картинку, что делает паучок? Зачем онплетёт сеть? На кого охотится? Помоги паучку доплести паутинку. Обведи пунктирные линии и дорисуй сеть по точкам соответствующих цветов.

«Дни недели»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на ознакомление с элементарными представлениями о днях недели.


Материал: картинки с днями недели.

Правила игры: семь детей у доски построились и посчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?» Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки, Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение задания в том, что дети могут построиться от любого дня недели, например, со вторника, до вторника.

Когда дети усвоят названия и последовательность дней недели, они охотно начинают выполнять такие задания: «На улице встретились два друга. «Приходи ко мне в гости»,– сказал Коля. «Спасибо,– ответил Петя.–Только в понедельник ко мне приезжает бабушка, а в среду я уезжаю отдыхать. Но я обязательно приду», В какой день придет Петя в гости к Коле?»

Другая задача: «Сегодня среда, через один день будет праздник в детском саду. В какой день будет праздник?» или «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой».

«Хватит ли?»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий; учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Материал: игрушки, муляжи моркови и орехов.

Правила игры: воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?» Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверей. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Сравни и запомни»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий; учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.