Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 657

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Заключение

Список использованной литературы

Было бы ошибкой рассматривать указанные ступени познавательного интереса изолированно друг от друга. В реальном же процессе все ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаруживает ребенок под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к воспитателю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.

Пидкасистый П.И. считал, что рассматривая особенности познавательного интереса, следует отметить, что характерной его чертой является и его волевая направленность. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием, ведь познавательный интерес - это не враг волевого усилия, а его верный союзник. В познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности [21, с. 122].

Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения. Под влиянием познавательного интереса любая деятельность даже у слабых детей протекает более продуктивно, так как этот мотив окрашивает эмоционально всю деятельность. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и т. д.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. В свою очередь, самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Г. А. Урунтаева считает, что познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывать сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях.

Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети, например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Поиск и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм работы, способных удовлетворить интерес ребенка эффективно формирует и развивает личность дошкольника [31, с. 73].


Таким образом, на основе анализа информации по данному вопросу, можно сделать выводы о том, что познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям (Г. И. Щукина) [35, с. 45].

Е. А. Красильникова полагает, что основными характеристиками познавательного интереса можно считать следующие особенности:

  • он заключает в себе волевую направленность;
  • является одним из важнейших мотивов учения;
  • при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка;
  • выступает как мощное средство обучения и развития [11, с. 67].

М. А. Шевцова предлагает следующую структуру познавательного интереса (см. рис. 1) [34].

Рис. 1. Структура познавательного интереса

По мнению автора, познавательный интерес является интегративным качеством личности, которое распространяется на тесно взаимосвязанные компоненты познавательного интереса: мотивационно - стимулирующий, содержательно - деятельностный и эмоционально-оценочный. Интегративные качества – это совокупность черт характера ребенка, позволяющих ему полноценно и активно развиваться. Эти качества формируют его способность общаться с окружающими людьми и миром, познавать новое и обучаться.

Потребности и мотивы направляют познавательную активность обучаемого на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Удовлетворение познавательной потребности связано с проявлением эмоций, которые обращают обучаемого к поиску новых способов получения знаний. Однако, новые знания невозможно получить, не овладев приемами и навыками познавательной деятельности. Также необходимо проявлять познавательную самостоятельность, рефлексию, которая заключается в умении оценивать себя с разных точек зрения при совместной деятельности.

Сотрудничество в совместной деятельности наталкивает обучаемого на выбор соответствующего поведения и на перенос знаний, умений и навыков в незнакомых ситуациях. Личностная значимость ответственна за успешное выполнение действия, за превращение заданного действия в личное, наделенное смыслом и положительным отношением, где требуемое поведение обучаемого соединено с его внутренними мотивами и ценностям [34].


О. М. Дьяченко выделила этапы развития познавательного интереса детей в дошкольном возрасте и разработала критерии развития познавательного интереса у дошкольников [6].

Этапы развития познавательного интереса у дошкольников:

  • появление непродолжительных и нерегулярных интересов, которые основаны на восприятии яркого и привлекательного в предметах и явлениях (3- 4 года);
  • расширение познавательных интересов с выделением внешних признаков (4-5 лет);
  • углубление познавательных интересов на базе стремления детей к обучению и систематизации фактов, проникновению в суть их содержания и установление причинно-следственных связей (6-7лет);
  • появление устойчивого интереса к познавательной деятельности (младший школьный возраст) [6].

Е. А. Красильникова предлагает следующие уровни развития познавательного интереса детей дошкольного возраста (см.табл.1) [11, с.70].

Таблица 1

Уровни развития познавательного интереса в дошкольном возрасте (по Е. А. Красильниковой)

Высокий

Средний

Низкий

  • высокий познавательный
  • самостоятельный интерес;
  • интерес к сущности явлений и процессов, их взаимосвязи;
  • стремление разобраться в
  • трудных вопросах, к самостоятельному преодолению трудностей;
  • интенсивная и увлечённая
  • самостоятельная деятельность;
  • посвящение свободного

времени предмету интереса

  • познавательный интерес только при побуждении педагога;
  • интерес к накоплению

информации, фактов;

  • понимание сути задания только с помощью педагога;
  • зависимость процесса

деятельности от

побуждений педагога;

  • преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи;
  • эпизодические занятия

с предметом интереса

  • познавательная инертность;
  • эпизодический интерес к

занимательным сторонам явлений без понимания их сущности;

  • несамостоятельность

действий (списывание с

доски, у соседа), частое отвлечение от задания

  • полная бездеятельность при затруднении;
  • отсутствие склонности к

какому-либо виду

деятельности

Данные критерии можно использовать для мониторинга развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, а также детей младшего школьного возраста.

Таким образом, познавательный интерес – это активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней. Процесс формирования познавательного отношения к миру у дошкольников связан с познавательным интересом, в котором отражается единство интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности.


Г.И.Щукина выделила несколько стадий развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес. Г.И.Щукиной также определены содержательные компоненты познавательного интереса: эмоциональный компонент; интеллектуальный компонент; регулятивный компонент; творческий компонент.

Познавательный интерес необходимо развивать у детей как можно раньше, так как это необходимо для полноценного развития личности ребёнка, формирования его мыслительных процессов, подготовке к обучению в школьный период. Для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста необходима систематическая педагогическая работа и создание определённых условий, что и будет рассмотрено в следующем параграфе.

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

По мнению Г. И. Щукиной, Л. С. Новосёловой, Л. С. Венгера и других специалистов, условиями для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста являются: пространственная предметно-развивающая среда; уровень развития мыслительных операций, способов исследования объектов; создание положительного эмоционального настроя на деятельность на основе заинтересованного диалога с педагогом; значимость проведенного исследования [35, 32, 26].

Одним из условий развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является создание в дошкольном учреждении пространственной предметно-развивающей среды.

Требования к построению предметно-пространственной развивающей среды прописаны в ФГОС ДО: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей»[32, с. 5].

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы; трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.); вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей; доступность – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования [32].


Пространство группы должно быть организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков»), оснащенных развивающими материалами, пособиями, играми и игрушками, которые должны постоянно меняться. Например, центр «Детского творчества»; «Познания окружающего мира»; центр «Сенсорного развития»; научный центр «Хочу всё знать», оборудованные всем необходимым для детского экспериментирования и опытной деятельности и т.п.

Развитие у детей мыслительных операций, способов исследования объектов. По мнению Н. Е. Вераксы, развивать положительное отношение к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование», способствующее формированию познавательной деятельности. При этом необходимо основываться на решении познавательных задач. Познавательную задачу можно задавать детям в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра; обозначение ситуаций различными символическими средствами; проблемные ситуации, ситуации-загадки и собственно задачи.

В процессе экспериментирования дети выдвигают гипотезу и с помощью поисковых действий и опытов доказывают правильность своего предположения. Через элементарные опыты, поисковые действия дети приобретают новые знания о том или ином предмете, воздействуют на объект с целью его познания, выявляют скрытые признаки и свойства. Таким образом, экспериментирование направлено на познавательный результат и способствует повышению познавательной активности дошкольников [25, с. 69].

Например, детям можно предложить изготовить мыльные пузыри, используя для этого различные мыльные средства: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, моющее средство для посуды и т.п. Перед ними стоит задача – выяснить, из какого средства мыльные пузыри получаются самые крепкие, самые большие, самые красивые и т.д. Исследовательскую работу можно продолжить, используя для изготовления мыльных пузырей из различных мыльных средств.

Заинтересованность детей поддерживается не только привлечением дополнительных мыльных растворов, но и вопросами такого типа: «А интересно, как ведут себя мыльные пузыри на улице, когда ветер, мороз и т.д. Можно предложить добавить в мыльные растворы растительное масло, соль, глицерин и посмотреть – как это повлияло на качество мыльных пузырей. Можно предложить придумать веселый конкурс, в котором использовались бы мыльные пузыри [24, с. 70].

Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания [10, с. 30].