Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 658

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Заключение

Список использованной литературы

Таким образом, по итогам данного исследования можно сделать вывод, что развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в группе находится на недостаточно высоком уровне, большинство детей в группе (80%) имеют средний (55%) и низкий уровень (25%) развития познавательного интереса, и только 20% старших дошкольников в группе показали высокий уровень развития познавательного интереса, что явно недостаточно с учётом того, что вскоре у детей наступит школьный период обучения.

Отсюда следует, что в группе необходимо проведение работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников. В качестве средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста нами были выбраны дидактические игры, так как в дошкольном возрасте игра является преобладающим видом деятельности.

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста была организована опытно-практическая работа с использованием дидактических игр.

Цель: повысить уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Задачи:

1) подобрать методический и практический материал для организации опытно-практической работы по развитию познавательного интереса дошкольников;

2) организовать опытно-практическую работу по развитию познавательного интереса старших дошкольников с использованием дидактических игр;

3) выполнить проверку и анализ результатов практической работы.

Опытно-практическая работа проводилась, в ней принимали участие дети старшего дошкольного возраста МБДОУ №53 «Радуга» г. Канск, Красноярского края, в количестве 20 человек – участников ранее проведённой диагностики. При организации и проведении опытно-практической работы были определены следующие задачи:

  • развитие познавательных интересов старших дошкольников;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие любопытства, любознательности;
  • приобретение новых знаний, умений и навыков;
  • развитие волевых качеств; мотивации познавательной деятельности;
  • воспитание сотрудничества и коллективизма в процессе игры.

Каждая из перечисленных задач реализовывалась на протяжении всей развивающей работы, которая проводилась в тесной взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в группе.

В соответствии с вышеуказанными задачами опытно-практической работы и стадиями развития познавательного интереса, определёнными Г. И. Щукиной (любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес), нами были подобраны следующие дидактические игры:

1) игры, направленные на развитие любопытства, познавательного интереса и познавательной потребности;

2) игры, направленные на развитие любознательности, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений;

3) игры, направленные на развитие познавательного и теоретического интереса, активности, вопросительно-исследовательской деятельности.

Для развития познавательного интереса старших дошкольников были составлены комплекс дидактических игр и перспективный план проведения игр (см. в приложении 2 и в приложении 3).

Игры для удобства были разделены на блоки.

Блок 1.Дидактические игры, направленные на развитие любопытства, познавательного интереса и познавательной потребности. Сюда вошли игры «Собери в корзину»; «Покажи столько же»; «Выставка игрушек»; «Кто больше запомнит»; «Рыбки»; «Скажи правильно»; «Палочки Кьюзенера»; «Пассажиры и поезд»; «Красивый узор»; «Сложи фигуру»; «Где фигура?»

Блок 2. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса, любознательности, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений. Это такие игры, как: «Найди парную картинку»; «Кто быстрее найдет предмет?»; «Контролер»; «Дорога в садик и в школу»; «Что мы делаем?»; «Дни недели по порядку»; «Живая неделя»; «Вчера, сегодня, завтра»; «Сравнение предметов»; «Встань на место».

Блок 3. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса, активности, вопросительно-исследовательской деятельности: «Сказочная автоколлекция»; «Подели яблоко поровну»; «Скажи наоборот»; «Узнай по описанию»; «Паучок»; «Дни недели»;«Хватит ли?»; «Сравни и запомни»; «Посчитай птичек»; «Кто быстрее назовет?»; «Запомни картинки».

Занятия с использованием дидактических игр для развития познавательного интереса проводились со всей группой, а также в малых группах, и в некоторых случаях велась индивидуальная работа. На основе плана дидактические игры проводились в ходе различных видов деятельности:


  • на занятиях по социально-коммуникативному и познавательному развитию;
  • на занятиях по развитию речи;
  • на занятиях формированию элементарных математических представлений,
  • при ознакомлении с миром природы;
  • на музыкальных занятиях;
  • занятиях физической культурой;
  • в процессе трудовой и художественно-изобразительной деятельности;
  • а также в совместной деятельности с детьми.

При проведении игр придерживались следующих правил:

  • игра или упражнение не должны быть длительными по времени (7-15

минут);

  • должны проводиться в неторопливом ритме;
  • игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей;
  • в игре должен присутствовать элемент соревнования;
  • выигравший должен быть отмечен;
  • в игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех

детей;

  • в процессе игры необходимо развивать у детей навыки контроля чужой и

своей деятельностью, учить детей правильно и быстро выполнять задания.

В процессе разработки и использования комплекса игр и их организации нами учитывались следующие моменты:

  • к участникам дидактических игр должны предъявляться определенные требования в отношении знаний, чтобы играть – надо знать, это требование придает игре познавательный характер;
  • правила игры должны быть такими, чтобы старшие дошкольники проявили желание участвовать в ней, поэтому игры выбирались с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов, с учётом их развития и имеющихся знаний;
  • дидактические игры использовались на основе индивидуальных особенностей дошкольников (слабые, сильные; активные, пассивные и т. д.), чтобы каждый ребёнок смог проявить себя, показать свои способности, возможности, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

Для эффективного использования комплекс игр был разделен на блоки:

Игры проводились с постепенным усложнением, от простых к более сложным. Например, при закреплении знаний о днях недели дети сначала играли в игру с мячом «Дни недели по порядку»; затем им предлагали более сложную игру «Живая неделя» (дети получали карточки с номерами дней недели и должны были выстроить их в порядке их следования); и наконец предлагалась ещё более сложная для дошкольников игра «Вчера, сегодня, завтра» (им необходимо было распределить предложенные действия по «домикам»: «Вчера», «Сегодня», «Завтра»).

Используя дидактические игры во время занятий, мы старались таким образоморганизовать игру, придумать такие игровые задачи для детей, распределить их внимание таким образом, чтобы все дети принимали участие в игре, в том числе и те дети, которые показали низкий уровень в первой диагностике. С ними велась индивидуальная работа, оказывалась необходимая помощь в случае какого-либо затруднения, осуществлялся показ действий. Дидактические игры повторялись несколько раз до тех пор, пока дети не осваивали правильные действия, в некоторых случаях игры продолжали проводить индивидуально или в группах по 2-3 человека.


Основными принципами при проведении нашей работы были:

1. Эмоциональная вовлеченность детей и взрослого в игровую познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить увлечение игрой у ребенка. Он видит, что можно получать удовольствие от умственных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе старались использовать такие игровые задания, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочки с секретом, «волшебные мешочки» и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно было не только в процессе игры вызвать интерес у ребенка, но и научить его ставить себе цель в процессе познавательной деятельности и самому находить способы её достижения.

4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали игру, то взрослый предлагал вернуться к ней позже по желанию детей.

Детям объясняли правила игры: четко ставили дидактическую задачу, знакомили спредметами, использованными в игре, рассказывали о правилах игры, проверяли, как дети поняли правила. Детей подводили к пониманию того, зачем нужно следовать именно этим правилам, в случае их непонимания, объясняли и показывали действия ещё раз. В конце игры давалась оценка правильности решения задач каждого ребёнка; отмечались их успехи; вселялась уверенность в своих силах тем детям, у кого еще не всё получалось хорошо.

Само содержание игр, выполнение их правил, особенности используемого игрового материала создавали условия для развития познавательного интереса детей, при этом у них развивались самостоятельность и устойчивость внимания, наблюдался повышенный интерес к решению умственных задач. Любопытство и любознательность детей проявлялись как во время проведения игр, так и после них, дети задавали много вопросов познавательного характера (о жизни паучков, птичек, рыбок и других животных, о которых говорилось в играх), хотели узнать больше по темам, связанным с игрой (игры «Поезд и пассажиры», «Контолёр», «Сказочная автоколлекция» и другие).

Дети проявляли сосредоточенность и целенаправленность, старались выполнять быстро и правильно, учитывая возрастные особенности старших дошкольников, во многих играх присутствовал соревновательный элемент. Мотивация быть первым и одержать победу в соревновании способствовала увеличению заинтересованности детей при выполнении задания, затрагивала их эмоциональную сферу.


Сначала многим детям было сложно выполнять игровые задания, особенно тем детям, которые показали низкий уровень при первой диагностике, но у них постепенно возрастало желание преодолеть препятствия и справиться с заданием, что многим детям в конце концов удавалось (игры повторялись, пока дети не овладевали необходимыми для этого умениями и навыками). Желание выполнить правильно задание также говорит о развитии у детей заинтересованности в результате своей деятельности, поскольку именно интерес побуждает детей к выполнению или не выполнению условия «задачи», а также способствует совершенствованию способов достижения цели.

Использовалась также помощь родителей, для них проводились круглые столы («Возраст почемучек», «Как организовать домашнюю мастерскую»), семинары по вопросам развития познавательных интересов старших дошкольников («Как родителям организовать познавательную деятельности ребенка», «Удивительное – рядом»); были изготовлены папки - передвижки «Воспитание познавательного интереса через прогулки», «Как провести выходной день с ребенком»; «Как развивать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста».

Также проводились консультации и индивидуальные беседы: «Как научить детей любить и беречь природу»; «Открываем мир вместе с ребёнком»; «Дидактические игры в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста». На стенде в уголке для родителей размещались примеры дидактических игр познавательного характера для игры с ребёнком дома, также некоторые виды игр распечатывались в виде листовок.

Таким образом, проведённая опытно-практическая работа с использованием дидактических игр должна способствовать развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста.

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Организация и проведение опытно-практической работы со старшими дошкольниками с использованием дидактических игр показали, что они положительно воздействуют на развитие у детей познавательного интереса. В ходе проводимой работы существенно расширились знания детей об окружающем мире, его событиях и явлениях; о мире природы; у них стали проявляться стойкие познавательные интересы к различным областям знания, они стали больше проявлять любознательности и готовности принимать участия в познавательной деятельности.