Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 659
Скачиваний: 9
Было бы ошибкой рассматривать указанные ступени познавательного интереса изолированно друг от друга. В реальном же процессе все ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаруживает ребенок под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к воспитателю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.
Пидкасистый П.И. считал, что рассматривая особенности познавательного интереса, следует отметить, что характерной его чертой является и его волевая направленность. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием, ведь познавательный интерес - это не враг волевого усилия, а его верный союзник. В познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности [21, с. 122].
Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения. Под влиянием познавательного интереса любая деятельность даже у слабых детей протекает более продуктивно, так как этот мотив окрашивает эмоционально всю деятельность. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и т. д.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. В свою очередь, самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.
Г. А. Урунтаева считает, что познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывать сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях.
Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети, например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Поиск и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм работы, способных удовлетворить интерес ребенка эффективно формирует и развивает личность дошкольника [31, с. 73].
Таким образом, на основе анализа информации по данному вопросу, можно сделать выводы о том, что познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям (Г. И. Щукина) [35, с. 45].
Е. А. Красильникова полагает, что основными характеристиками познавательного интереса можно считать следующие особенности:
- он заключает в себе волевую направленность;
- является одним из важнейших мотивов учения;
- при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка;
- выступает как мощное средство обучения и развития [11, с. 67].
М. А. Шевцова предлагает следующую структуру познавательного интереса (см. рис. 1) [34].
Рис. 1. Структура познавательного интереса
По мнению автора, познавательный интерес является интегративным качеством личности, которое распространяется на тесно взаимосвязанные компоненты познавательного интереса: мотивационно - стимулирующий, содержательно - деятельностный и эмоционально-оценочный. Интегративные качества – это совокупность черт характера ребенка, позволяющих ему полноценно и активно развиваться. Эти качества формируют его способность общаться с окружающими людьми и миром, познавать новое и обучаться.
Потребности и мотивы направляют познавательную активность обучаемого на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Удовлетворение познавательной потребности связано с проявлением эмоций, которые обращают обучаемого к поиску новых способов получения знаний. Однако, новые знания невозможно получить, не овладев приемами и навыками познавательной деятельности. Также необходимо проявлять познавательную самостоятельность, рефлексию, которая заключается в умении оценивать себя с разных точек зрения при совместной деятельности.
Сотрудничество в совместной деятельности наталкивает обучаемого на выбор соответствующего поведения и на перенос знаний, умений и навыков в незнакомых ситуациях. Личностная значимость ответственна за успешное выполнение действия, за превращение заданного действия в личное, наделенное смыслом и положительным отношением, где требуемое поведение обучаемого соединено с его внутренними мотивами и ценностям [34].
О. М. Дьяченко выделила этапы развития познавательного интереса детей в дошкольном возрасте и разработала критерии развития познавательного интереса у дошкольников [6].
Этапы развития познавательного интереса у дошкольников:
- появление непродолжительных и нерегулярных интересов, которые основаны на восприятии яркого и привлекательного в предметах и явлениях (3- 4 года);
- расширение познавательных интересов с выделением внешних признаков (4-5 лет);
- углубление познавательных интересов на базе стремления детей к обучению и систематизации фактов, проникновению в суть их содержания и установление причинно-следственных связей (6-7лет);
- появление устойчивого интереса к познавательной деятельности (младший школьный возраст) [6].
Е. А. Красильникова предлагает следующие уровни развития познавательного интереса детей дошкольного возраста (см.табл.1) [11, с.70].
Таблица 1
Уровни развития познавательного интереса в дошкольном возрасте (по Е. А. Красильниковой)
Высокий |
Средний |
Низкий |
времени предмету интереса |
информации, фактов;
деятельности от побуждений педагога;
с предметом интереса |
занимательным сторонам явлений без понимания их сущности;
действий (списывание с доски, у соседа), частое отвлечение от задания
какому-либо виду деятельности |
Данные критерии можно использовать для мониторинга развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, а также детей младшего школьного возраста.
Таким образом, познавательный интерес – это активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней. Процесс формирования познавательного отношения к миру у дошкольников связан с познавательным интересом, в котором отражается единство интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности.
Г.И.Щукина выделила несколько стадий развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес. Г.И.Щукиной также определены содержательные компоненты познавательного интереса: эмоциональный компонент; интеллектуальный компонент; регулятивный компонент; творческий компонент.
Познавательный интерес необходимо развивать у детей как можно раньше, так как это необходимо для полноценного развития личности ребёнка, формирования его мыслительных процессов, подготовке к обучению в школьный период. Для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста необходима систематическая педагогическая работа и создание определённых условий, что и будет рассмотрено в следующем параграфе.
1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников
По мнению Г. И. Щукиной, Л. С. Новосёловой, Л. С. Венгера и других специалистов, условиями для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста являются: пространственная предметно-развивающая среда; уровень развития мыслительных операций, способов исследования объектов; создание положительного эмоционального настроя на деятельность на основе заинтересованного диалога с педагогом; значимость проведенного исследования [35, 32, 26].
Одним из условий развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является создание в дошкольном учреждении пространственной предметно-развивающей среды.
Требования к построению предметно-пространственной развивающей среды прописаны в ФГОС ДО: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей»[32, с. 5].
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы; трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.); вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей; доступность – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования [32].
Пространство группы должно быть организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков»), оснащенных развивающими материалами, пособиями, играми и игрушками, которые должны постоянно меняться. Например, центр «Детского творчества»; «Познания окружающего мира»; центр «Сенсорного развития»; научный центр «Хочу всё знать», оборудованные всем необходимым для детского экспериментирования и опытной деятельности и т.п.
Развитие у детей мыслительных операций, способов исследования объектов. По мнению Н. Е. Вераксы, развивать положительное отношение к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование», способствующее формированию познавательной деятельности. При этом необходимо основываться на решении познавательных задач. Познавательную задачу можно задавать детям в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра; обозначение ситуаций различными символическими средствами; проблемные ситуации, ситуации-загадки и собственно задачи.
В процессе экспериментирования дети выдвигают гипотезу и с помощью поисковых действий и опытов доказывают правильность своего предположения. Через элементарные опыты, поисковые действия дети приобретают новые знания о том или ином предмете, воздействуют на объект с целью его познания, выявляют скрытые признаки и свойства. Таким образом, экспериментирование направлено на познавательный результат и способствует повышению познавательной активности дошкольников [25, с. 69].
Например, детям можно предложить изготовить мыльные пузыри, используя для этого различные мыльные средства: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, моющее средство для посуды и т.п. Перед ними стоит задача – выяснить, из какого средства мыльные пузыри получаются самые крепкие, самые большие, самые красивые и т.д. Исследовательскую работу можно продолжить, используя для изготовления мыльных пузырей из различных мыльных средств.
Заинтересованность детей поддерживается не только привлечением дополнительных мыльных растворов, но и вопросами такого типа: «А интересно, как ведут себя мыльные пузыри на улице, когда ветер, мороз и т.д. Можно предложить добавить в мыльные растворы растительное масло, соль, глицерин и посмотреть – как это повлияло на качество мыльных пузырей. Можно предложить придумать веселый конкурс, в котором использовались бы мыльные пузыри [24, с. 70].
Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания [10, с. 30].