Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 653

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Общие результаты первичной диагностики уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Участник исследования

Методика № 1 «Незавершённая сказка

Методика № 3

«Волшебный цветок»

Общий

уровень

1.

Лиза Б.

Средний

Средний

Средний

2.

Христиана Д.

Средний

Средний

Средний

3.

Максим Е.

Средний

Средний

Средний

4.

Фарух К.

Высокий

Высокий

Высокий

5.

Василиса К.

Низкий

Низкий

Низкий

6.

Ева К.

Средний

Средний

Средний

7.

Катя Н.

Средний

Средний

Средний

8.

Мира П.

Высокий

Высокий

Высокий

9.

Кирилл П.

Средний

Средний

Средний

10.

Данил П.

Средний

Средний

Средний

11.

Милена П.

Средний

Средний

Средний

12.

Вероника Р.

Низкий

Низкий

Низкий

13.

Ксения Р.

Низкий

Низкий

Низкий

14.

Лера Р.

Высокий

Высокий

Высокий

15.

Алексей С.

Средний

Средний

Средний

16.

Никита С.

Высокий

Высокий

Высокий

17.

Егор Т.

Средний

Средний

Средний

18.

Лера Х.

Низкий

Низкий

Низкий

19.

Вова Ч.

Средний

Средний

Средний

20.

Дарина Я.

Низкий

Низкий

Низкий


Общие результаты повторной диагностики уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Участник исследования

Методика № 1 «Незавершённая сказка

Методика № 3

«Волшебный цветок»

Общий

уровень

1.

Лиза Б.

Средний

Средний

Средний

2.

Христиана Д.

Средний

Средний

Средний

3.

Максим Е.

Средний

Средний

Средний

4.

Фарух К.

Высокий

Высокий

Высокий

5.

Василиса К.

Средний

Средний

Средний

6.

Ева К.

Средний

Средний

Средний

7.

Катя Н.

Высокий

Высокий

Высокий

8.

Мира П.

Высокий

Высокий

Высокий

9.

Кирилл П.

Средний

Средний

Средний

10.

Данил П.

Средний

Средний

Средний

11.

Милена П.

Средний

Средний

Средний

12.

Вероника Р.

Низкий

Низкий

Низкий

13.

Ксения Р.

Средний

Средний

Средний

14.

Лера Р.

Высокий

Высокий

Высокий

15.

Алексей С.

Средний

Средний

Средний

16.

Никита С.

Высокий

Высокий

Высокий

17.

Егор Т.

Средний

Средний

Средний

18.

Лера Х.

Низкий

Низкий

Низкий

19.

Вова Ч.

Средний

Средний

Средний

20.

Дарина Я.

Низкий

Низкий

Низкий


Приложение 2

План проведения дидактических игр для развития

познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

№/п

Сроки

Цель, задачи

Дидактические игры

1

октябрь-декабрь

Цель: Развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности;

Задачи:

  • создание условий для развития у детей познавательной активности, познавательного интереса;
  • сопоставление определенного количества предметов с цифрами,
  • закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов;
  • развитие зрительного внимания, памяти;
  • учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание;
  • формировать положительное отношение к полученному результату

«Собери в корзину»

«Покажи столько же»«Выставка игрушек»

«Кто больше запомнит»«Рыбки»

«Скажи правильно»

Палочки Кьюзенера «Пассажиры и поезд»«Красивый узор»

«Сложи фигуру»

«Где фигура?»

2

январь- март

Цель: развитие познавательного интереса, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений

Задачи:

  • упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
  • развитие у детей умения ориентироваться в открытом пространстве, умения составлять схему пути;
  • закрепить умение называть дни недели по порядку;
  • в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • развитие умения сравнивать предметы между собой, находить сходства и различия.

«Найди парную картинку»«Кто быстрее найдет предмет?»

«Контролер»

«Дорога в садик и в школу»«Что мы делаем?»

«Дни недели по порядку»«Живая неделя»

«Вчера, сегодня, завтра»«Сравнение предметов»«Встань на место»

3

апрель-май

Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

Задачи:

  • развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий;
  • определять пространственное расположение предметов на листе бумаги;
  • формировать у детей умение понимать алгоритм выполнения действий

«Сказочная автоколлекция»«Подели яблоко поровну»«Скажи наоборот»

«Узнай по описанию»«Паучок»

«Дни недели»

«Хватит ли?»

«Сравни и запомни»«Посчитай птичек»

«Кто быстрее назовет?»«Запомни картинки»


Приложение 3

Дидактические игры для развития познавательного интереса

у старших дошкольников

Данный комплекс игр может быть использован педагогами дошкольных учреждений, студентами при подготовке к различным видам практики и при её проведении, а также родителями, заинтересованными в познавательном развитии дошкольников.

Для эффективного использования комплекс разделен на блоки:

  • Блок 1. Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности; 
  • Блок 2. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений;
  • Блок 3. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса, активности, вопросительно-исследовательской деятельности.

Блок 1. Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.

«Собери в корзину»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Правила игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравнивают их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняют, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

«Покажи столько же»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Правила игры: педагог показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.


«Выставка игрушек»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).

Правила игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагают детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняют, из скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняют, как дети составили числа их двух меньших.

«Кто больше запомнит»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.

Правила игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

«Рыбки»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал: картинки с цифрами и рыбками.

Правила игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?