Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 653
Скачиваний: 9
Приложение 1
Общие результаты первичной диагностики уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
№ |
Участник исследования |
Методика № 1 «Незавершённая сказка |
Методика № 3 «Волшебный цветок» |
Общий уровень |
1. |
Лиза Б. |
Средний |
Средний |
Средний |
2. |
Христиана Д. |
Средний |
Средний |
Средний |
3. |
Максим Е. |
Средний |
Средний |
Средний |
4. |
Фарух К. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
5. |
Василиса К. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
6. |
Ева К. |
Средний |
Средний |
Средний |
7. |
Катя Н. |
Средний |
Средний |
Средний |
8. |
Мира П. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
9. |
Кирилл П. |
Средний |
Средний |
Средний |
10. |
Данил П. |
Средний |
Средний |
Средний |
11. |
Милена П. |
Средний |
Средний |
Средний |
12. |
Вероника Р. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
13. |
Ксения Р. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
14. |
Лера Р. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
15. |
Алексей С. |
Средний |
Средний |
Средний |
16. |
Никита С. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
17. |
Егор Т. |
Средний |
Средний |
Средний |
18. |
Лера Х. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
19. |
Вова Ч. |
Средний |
Средний |
Средний |
20. |
Дарина Я. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Общие результаты повторной диагностики уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
№ |
Участник исследования |
Методика № 1 «Незавершённая сказка |
Методика № 3 «Волшебный цветок» |
Общий уровень |
1. |
Лиза Б. |
Средний |
Средний |
Средний |
2. |
Христиана Д. |
Средний |
Средний |
Средний |
3. |
Максим Е. |
Средний |
Средний |
Средний |
4. |
Фарух К. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
5. |
Василиса К. |
Средний |
Средний |
Средний |
6. |
Ева К. |
Средний |
Средний |
Средний |
7. |
Катя Н. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
8. |
Мира П. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
9. |
Кирилл П. |
Средний |
Средний |
Средний |
10. |
Данил П. |
Средний |
Средний |
Средний |
11. |
Милена П. |
Средний |
Средний |
Средний |
12. |
Вероника Р. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
13. |
Ксения Р. |
Средний |
Средний |
Средний |
14. |
Лера Р. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
15. |
Алексей С. |
Средний |
Средний |
Средний |
16. |
Никита С. |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
17. |
Егор Т. |
Средний |
Средний |
Средний |
18. |
Лера Х. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
19. |
Вова Ч. |
Средний |
Средний |
Средний |
20. |
Дарина Я. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Приложение 2
План проведения дидактических игр для развития
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
№/п |
Сроки |
Цель, задачи |
Дидактические игры |
1 |
октябрь-декабрь |
Цель: Развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности; Задачи:
|
«Собери в корзину» «Покажи столько же»«Выставка игрушек» «Кто больше запомнит»«Рыбки» «Скажи правильно» Палочки Кьюзенера «Пассажиры и поезд»«Красивый узор» «Сложи фигуру» «Где фигура?» |
2 |
январь- март |
Цель: развитие познавательного интереса, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений Задачи:
|
«Найди парную картинку»«Кто быстрее найдет предмет?» «Контролер» «Дорога в садик и в школу»«Что мы делаем?» «Дни недели по порядку»«Живая неделя» «Вчера, сегодня, завтра»«Сравнение предметов»«Встань на место» |
3 |
апрель-май |
Цель: развитие познавательного интереса, активности, вопросительно - исследовательской деятельности. Задачи:
|
«Сказочная автоколлекция»«Подели яблоко поровну»«Скажи наоборот» «Узнай по описанию»«Паучок» «Дни недели» «Хватит ли?» «Сравни и запомни»«Посчитай птичек» «Кто быстрее назовет?»«Запомни картинки» |
Приложение 3
Дидактические игры для развития познавательного интереса
у старших дошкольников
Данный комплекс игр может быть использован педагогами дошкольных учреждений, студентами при подготовке к различным видам практики и при её проведении, а также родителями, заинтересованными в познавательном развитии дошкольников.
Для эффективного использования комплекс разделен на блоки:
- Блок 1. Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности;
- Блок 2. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений;
- Блок 3. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса, активности, вопросительно-исследовательской деятельности.
Блок 1. Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.
«Собери в корзину»
Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности
Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.
Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.
Правила игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравнивают их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняют, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
«Покажи столько же»
Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности
Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.
Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.
Правила игры: педагог показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.
«Выставка игрушек»
Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности
Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.
Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).
Правила игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагают детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняют, из скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняют, как дети составили числа их двух меньших.
«Кто больше запомнит»
Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности
Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.
Правила игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
«Рыбки»
Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности
Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Материал: картинки с цифрами и рыбками.
Правила игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?