Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 603

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Заключение

Список использованной литературы

«Скажи правильно»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?», «Который?»,«Какой?» и правильно отвечать на них, упражнение в счёте в пределах 10.

Материал: коробка, цифры

Правила игры: Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать: покажите число больше 5 на 1 (6);маленькое число (1);число, которое меньше 7 на 1 (6);число, обозначающее день недели - вторник (2);число, последующее числа 4(5).

Палочки Кьюзенера «Пассажиры и поезд»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности. Закрепление у детей умения находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 0 до 9. Развитие у детей операции сравнения, анализа, синтеза, смыслового соотношения для развития мыслительной деятельности. Развитие внимания. Развитие представлений о числе, основы счёта, умение измерять предметы, запоминание состава числа, понимание сущности арифметических действий.

Материал: палочки Кьюзенера

Правила игры: воспитатель предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из палочек розового, голубого, красного и желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка – это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый – не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?


«Красивый узор»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Материал: полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.

Правила игры: педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

«Сложи фигуру»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, умение составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал: фланелеграф, модели геометрических фигур.

Правила игры: воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают из какого количества они составили фигуру.

«Где фигура?»

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности


Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Правила игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

Блок 2. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

«Найди парную картинку»

Цель: развитие познавательного интереса, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательногоинтереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности; ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Правила игры: на доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Воспитатель объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». Воспитатель может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка. Вместо данного упражнения может быть проведен зрительный диктант.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: развитие познавательного интереса, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.


Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательногоинтереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Материал: модели геометрических фигур, предметы разной формы.

Правила игры: на полочки - подставки воспитатель ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе! А вот послушайте, как мы будем играть. Из каждого ряда выходит ребенок, а я буду говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет названный предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры, если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?

«Контролер»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи: создание условий, способствующих развитию у детей познавательногоинтереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Материал: билеты красного и зеленого цвета, обручи.

Правила игры: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры – пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются с "контролером" в левый автобус, а с зелеными – в правый.

«Дорога в садик и в школу»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательногоинтереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности; развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти, умение составлять схему пути.


Материал: лист бумаги, карандаш.

Правила игры: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

«Что мы делаем?»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательногоинтереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь;

Правила игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

Усложнение: Отгадывает не взрослый, а один из детей.

«Дни недели по порядку»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений закреплять название дней недели.

Материал: мяч.

Правила игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

«Живая неделя»

Цель: развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений.

Дидактические задачи:создание условий, способствующих развитию у детей познавательного интереса, активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закрепить умение называть дни недели по порядку.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 7, карточки с изображенными на них кружками соответствующие дню недели.