Файл: Эффективность менеджмента организации (Менеджмент в энергетике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖмента в ООО «ДСК»

3.1. Рекомендации по совершенствованию личностных и деловых качеств менеджеров

Каждый менеджер имеет свои сильные и слабые стороны, которые влияют на всю систему менеджмента организации, и его задача в процессе профессионального развития сохранить, поддержать свои достоинства, сделать их надежной опорой для своей профессиональной деятельности. А слабые стороны менеджеру необходимо тренировать и развивать. Общая суть развития руководителя отражена на рисунке 6.

Гармонизация личности и стиля руководства

Сильные стороны

Слабые стороны

Менеджер

Сохранять, укреплять, поддерживать

Развивать, тренировать, прорабатывать

Рисунок 6 – Развитие руководителя

Из приведенного выше рисунка видно, что конечной целью личностного развития менеджера является гармонизация его личности и, как следствие, гармонизация стиля руководства вверенным ему предприятием, структурным подразделением или небольшим коллективом.

У каждого из рассмотренных в данной работе типов лидеров существуют свои достоинства и недостатки, сильные и слабые места. Поэтому для каждого из трех типов руководителей можно наметить ключевые направления совершенствования личностных качеств и повышения профессиональной эффективности с учетом присущего им стиля руководства.

Авторитарный руководитель.

      1. Сильные стороны:

Решительность, смелость, готовность брать на себя ответственность и идти на риск, амбициозность, стремление к дисциплине, строгий контроль за соблюдением норм и правил трудового распорядка, умение самостоятельно принимать решения в трудной ситуации, часто «фанаты своего дела» и трудоголики.

      1. Слабые стороны:

Бескомпромиссность, жесткость в обращении с коллегами и сотрудниками, неумение выстраивать диалог с подчиненными и действовать коллегиально, часто необъективность и излишняя самоуверенность, неспособность признать собственные ошибки, пренебрежение социально-психологическими факторами в коллективе, использование средств морального давления на подчиненных, повышенный акцент на властных отношениях и иерархичности, злоупотребление негативными санкциями, зачастую безразличие к инновациям и творческим идеям сотрудников.


      1. Направления роста:
  • Развитие способности к конструктивному диалогу с подчиненными;
  • Изменение своего взгляда на инициативы сотрудников, их творческие и рационализаторские идеи в сторону более положительного;
  • Развитие умения стимулировать сотрудников не только наказаниями и выговорами, но и премиями, похвалой, награждением грамотой, ценными подарками и т.п. положительными стимулами – как материальными, так и нематериальными;
  • Развитие большего доверия к подчиненным и ослабление мелочного контроля над их деятельностью, развитие умения признавать свои ошибки;
  • Изменение отношения к социально-психологической составляющей деятельности коллектива, понимание процессов групповой динамики и развитие внимательного отношения к морально-психологическому состоянию своих подчиненных.

Либеральный руководитель.

      1. Сильные стороны:

Мягкость, вежливость и корректность в общении с подчиненными, отсутствие мелочного контроля и давления на подчиненных, способность идти на уступки, выполнять просьбы, способность признавать собственные ошибки. Такой руководитель предоставляет самостоятельным сотрудникам достаточно свободы действий.

      1. Слабые стороны:

Нетребовательность и слабохарактерность, слабоволие, попустительское отношение к производственным делам и обязанностям, дистанцированность от коллектива и чрезмерная пассивность. Нуждается в побуждающем воздействии со стороны, часто перекладывает ответственность на подчиненных либо ждет инициативы сверху, легковерен и может стать объектом манипуляции со стороны более сильных и уверенных в себе сотрудников. Не всегда может достаточно строго организовать и проконтролировать производство, чтобы соблюсти график работ и выполнить план выпуска продукции.

      1. Направления роста:
  • Развитие умения отстаивать свою точку зрения, уверенности в себе и силы воли;
  • Изменение стратегии избегания ответственности на стратегию решения проблем;
  • Усиление личного контроля за производством и выполнением плана выпуска продукции;
  • Повышение собственной вовлеченности в дела коллектива, не допуская при этом панибратства и фамильярного отношения к себе;
  • Развитие умения при необходимости применять более строгие негативные санкции, такие как дисциплинарное взыскание, выговор, лишение премии, а в крайнем случае – увольнение.

Демократический руководитель.

      1. Сильные стороны:

Доброжелательное и дружелюбное отношение к подчиненным, развитая коммуникация с коллективом, творческий подход к работе, способность к компромиссам, интеллектуальное управление, стремление к постоянному саморазвитию и профессиональному росту и поощрение такового у подчиненных. В плане мотивации стремится к «золотой середине», умеет грамотно сочетать «кнут и пряник», часто делает упор на инновации, стремится посещать самые последние современные тренинги, курсы и семинары.

      1. Слабые стороны:

Порою излишне гонится за нововведениями и перспективами, не уделяя достаточно внимания каждодневным рутинным вопросам и необходимости строгого контроля за деятельностью подразделения.

Также у такого руководителя есть риск формирования фамильярного отношения подчиненных к нему и размывания границ субординации.

Но в целом, демократический тип лидера является наиболее гармоничным из трех рассматриваемых типов и имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков.

      1. Направления роста:
  • Уделять повышенное внимание планированию и контролю на производстве;
  • Следить за соблюдением субординации подчиненными;
  • Избегать крайностей, свойственных авторитарному и либеральному стилям руководства.

Таким образом, с учетом специфики руководителей трех типов для каждого из них были рекомендованы направления личностного роста и развития деловых качеств. Конкретные мероприятия, которые могут быть осуществлены в рамках указанных направлений, предложены далее.

3.2. Мероприятия по повышению профессиональной эффективности менеджеров в ООО «ДСК»

Для гармонизации личности, стиля управления и повышения профессиональной эффективности руководителей цехов предприятия
ООО «ДСК» автором была разработана и предложена следующая система мероприятий:

      1. «Круглый стол с активом подчиненных».
  • Суть мероприятия:

Раз в 2-3 недели руководитель проводит «круглый стол» – неформальное совещание с наиболее активными и инициативными работниками (актив цеха). На совещании происходит обмен мнениями и идеями по поводу дальнейшего развития производства, темпов выполнения плана, организационных и хозяйственных вопросов.


  • На что направлено:

Выработка умения строить диалог с подчиненными, обмениваться мнениями, решать вопросы коллегиально. Создание «обратной связи» с подчиненными.

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные и либеральные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. – цех №3, Шелестович А.Ф. – цех №4, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Конкурс рационализаторских идей».
  • Суть мероприятия:

В цехе объявляется конкурс рационализаторских идеи и творческих предложений. Идеи могут касаться как производственно-технологической, так и организационно-хозяйственной или корпоративной, досуговой стороны жизни цеха. Все предложения должны быть рассмотрены при участии руководителя, а авторы наиболее перспективных идей – награждены. В идеале, несколько предложений должны быть реализованы.

  • На что направлено:

Развитие внимания к предложениям подчиненных, умение принимать их к сведению и поощрять инициативу и творчество; повышение лояльности к нововведениям.

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные и либеральные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. – цех №3, Шелестович А.Ф. – цех №4, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Час жалоб и предложений».
  • Суть мероприятия:

Раз в неделю руководитель выделяет 1 час, во время которого занимается приемом сотрудников и рассмотрением их жалоб, личных просьб и предложений. Возможны как личные визиты подчиненных (предпочтительнее), так и работа с письменными обращениями.

  • На что направлено:

Повышение внимательности к просьбам и жалобам сотрудников с целью увеличения заботы о коллективе и повышения удовлетворенности сотрудников своим членством в нем.

  • Для кого рекомендовано:

Авторитарные руководители (Андронов Д.Н. – цех №1, Бурк И.А. –
цех №3, Терехов В.С. – цех №7).

      1. «Корпоративные выходные и teambuilding».
  • Суть мероприятия:

Организация корпоративных мероприятий и совместного отдыха, тренингов командообразования (teambuilding) и деловых игр для всего коллектива, в которых наравне со всеми обязательно принимает участие руководитель. Примеры:

  • Известная игра «Веревочный курс»;
  • «Бег в мешках»;
  • Различные квесты в специальных помещениях и на природе (можно заказать в event-агентствах);
  • «Проверка на себе» (дегустация собственной продукции и отгадывание ее сорта и вида),
  • «Шерстяной teambuilding» (Ведущий достает из кармана клубок шерсти и наглядно демонстрирует с его помощью схему создания прочных и доверительных связей между коллегами. Этот клубок он перекидывает одному из участников, создав тем самым первую коммуникацию. Оставляя нить в руках, участник перекидывает клубок дальше. Всем остальным так же раздаются клубки, процесс идет – и постепенно весь зал накрывается шерстяным покрывалом. Эта игра несет главную командообразующую идею – от действий каждого зависит успех всех).
  • На что направлено:

Развитие командного духа, сплоченности коллектива, усиление неформальных эмоциональных связей руководителя с подчиненными. Снижение эгоцентрических тенденций в поведении и мышлении руководителя, обострение социальной чувствительности, повышение адекватности самооценок и взаимооценок в коллективе.

  • Для кого рекомендовано:

Руководители всех типов (цеха №1-7).

      1. «Тренинги личной эффективности и self-менеджмента».
  • Суть мероприятия:

Руководители всех цехов периодически посещают тренинги, которые помогут им развить недостающие личностные качества, повысить самоорганизацию и профессиональную эффективность.

План необходимых тренингов приведен в таблице 9.

Таблица 9 – План тренингов для менеджеров ООО «ДСК»


п/п

Тип тренинга

Какому типу лидеров рекомендовано

Руководители цехов

1

«Тайм-менеджмент
и самодисциплина»

Либеральный

Шелестович А.Ф. (цех №4)

2

«Искусство делегировать»

Авторитарный

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7)

3

«Развитие харизмы руководителя»

Либеральный

Шелестович А.Ф. (цех №4)

4

«Управление стрессом»

Лидеры всех типов

Руководители всех цехов

5

«Профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания менеджера»

Лидеры всех типов;

особенно показано авторитарным

Руководители всех цехов

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7)

6

«Искусство влиять
и убеждать»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)

7

«3D-руководитель: Думаю, Делаю, Достигаю»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)

8

«Индивидуальный подход в управлении коллективом»

Авторитарные

Андронов Д.Н. (цех №1),
Бурк И.А. (цех №3),
Терехов В.С. (цех №7).

9

«Жесткие переговоры: противостою, контролирую, побеждаю»

Либеральные

Шелестович А.Ф. (цех №4)

Демократические

Когалымов С.П. (цех №2),
Ивлиев О.И. (цех №5),
Орлов Ф.Е. (цех №6)