Файл: Оценка рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Задание на оценку

2. Применяемые стандарты оценочной деятельности

3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки

4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике

5. Основные факты и выводы

6. Описание объекта оценки

7. Анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость

7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России за 2016г.[2]

7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .[3]

7.2.1. Анализ создания и предоставления правовой охраны аналогичным объектам интеллектуальной собственности.[5]

7.2.2. Анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки.[6]

7.2.3. Анализ положения МФПУ «Университет» на образовательном рынке [8]

7.2.3. Анализ сделок с объектом оценки[9]

7.3. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов[10]

7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

8.1.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности ( на основе доходов Заказчика, обеспеченных использованием объекта оценки)

8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям не проводилась в виду отсутствия лицензионных соглашений относительно объекта оценки.

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом

9. описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам

Заключение

Литература

Резкое падение выручки в долларовом выражении в конце 2014 года вызван резким падением курса рублю к доллару США. В рублевом эквиваленте величина выручки в 2014 году почти не изменилась. В 2015 году выручка в рублевом эквиваленте приобрела положительное значение, хотя в долларовом эквиваленте всё еще представляла собой отрицательную величину, но с тенденцией к положительным изменениям. В 2016 году рублевая выручка продолжила тенденцию к увеличению, а выручка в долларах значительно увеличилась и приобрела положительное значение. Одной из причин можно назвать снижение курса доллара к рублю по сравнению с предыдущим годом. Так как в 2017 году ожидается стабилизация курса рубля, в прогнозном периоде и в дальнейшем планируется прирост выручки компании.

При этом предполагается, что прирост выручки обеспечен, в том числе, и эффективным использованием товарного знака компании. МФПУ «Университет» является правообладателем 3 товарных знаков

. Организация давно и успешно существует на рынке, все ее товарные знаки широко известны. Поэтому делаем допущение, что все три товарных знака вносят равный вклад в прирост выручки.

Ставка роялти

Размер роялти определяется эмпирически на базе стандартных среднестатистических значений. Для услуг в системе образования типичная ставка роялти 5-20%. Таким образом, среднее значение 12.5%[22]

Прогнозируемые выплаты роялти корректируются с учетом выплат налога на прибыль. Так как организация, которой принадлежат права на товарный знак, является некоммерческой образовательной организацией, налоговая ставка на прибыль для неё составляет 0%.

Срок полезного использования

Юридический срок жизни товарного знака – 10 лет, но с учетом возможного продления прав, его можно принять как бессрочный.

Срок службы товарного знака предполагает его использование в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде не ожидается техническое, технологическое или коммерческое устаревание объекта интеллектуальной собственности. Данные, отображающие затраты на рекламу Университета «Университет» не представлены в общем доступе. Но есть данные о коммерческих расходах в целом, в состав которых входят, в том числе, и расходы на рекламу. Рекламные расходы делятся на нормируемые рекламные расходы и ненормируемые расходы на рекламу. Нормируемые расходы на рекламу учитываются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (без учета НДС) за отчетный период. Предельный размер ненормируемых расходов на рекламу, признаваемых при налогообложении прибыли, не установлен. На основании данной информации, и с учетом того, что расходы на маркетинг и рекламу не выделяются в отдельную статью коммерческих расходов в общедоступных источниках информации об Университете, а расходы на содержание управленческого аппарата выделены в отдельную статью расходов, оценщик делает допущение, что расходы на маркетинг и рекламу составляют 100% коммерческих расходов организации.


Таблица 20[23]

Наименование показателя

Код

2016

2015

2014

2013

2012

Коммерческие расходы, в тыс. руб.

2210

(313)

(202)

(187)

(175)

(153)

Темпы изменения суммы расходов, в %

0.549

0.080

0.068

0.143

Средний темп изменения суммы расходов, в %

0.21

Прогнозные темпы инфляции устанавливаются для 2017 и 2018 г.г. в размере 5%, 2019 и 2020 г.г. в размере 4% и для 2021г. – 3.9%.[24]

Дата, до которой продлен срок действия регистрации: 11.10.2021

Таким образом, длительность прогнозного периода определяется с даты оценки до 11.10.2021 г. – 2017 год, 2018, 2019 год, 2020 год и 9 месяцев и 11 дней 2021 года – 4 года, 9 месяцев и 11 дней.

По истечении 11.10.2021 права на товарный знак с большой степенью вероятности будут продлены. Это объясняется увеличением доходности. Для поддержания силы товарного знака компании - владельцу будет выгодно дальнейшее использование обозначения, зарекомендовавшего себя на Российском рынке. Таким образом, объект оценки будет существовать и приносить доход своему владельцу и по истечении прогнозного периода, поэтому в отчете приводится расчет стоимости товарного знака в постпрогнозном периоде.

Ставка дисконта

В расчете ставки дисконтирования методом кумулятивного построения для оценки НМА и ИС, не связанных с оценкой бизнеса, учитываются следующие риски:

  • риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС;
  • риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС;
  • риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта;
  • риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС;
  • риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС.

В качестве безрисковой ставки принимается ставка бескупонной доходности на 01.01.2017 – среднее значение 7.89 (7.04-8.74%)

Банк России принял решение прекратить расчет и публикацию данных в разделе «Ставки рынка ГКО-ОФЗ» с 1 июля 2016 года. Вместо данных ставок предлагаем использовать ставки бескупонной доходности. [25]

Таблица 21

Факторы риска для оценки стоимости НМА и ИС не связанных с конкретным предприятием

Элементы риска

Ответы

(да, нет, не знаю)

Значе-ние

Риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС

Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на территории страны

Да

0

Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на международном уровне

Нет

5

Информация об ОИС охраняется в режиме коммерческой тайны

Нет

5

Имеются доказательства о собственности на ОИС

Да

0

Сложность воспроизведения ОИС при наличии неполного комплекта документации (либо вовсе при отсутствии таковой)

Нет

5

Отсутствие возможности использования ОИС в производственном процессе без значительных инвестиций

Нет

5

Отсутствие аналогичных разработок в конкурирующих структурах

нет

5

Сумма значений:

25,0

Количество составляющих факторов:

7

Итоговое значение элемента риска:

3,57

Риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС

ОИС имеет один или несколько близких прототипов

Да

5

Аналогичный ОИС уже используется для производства продукции пользующейся спросом на рынке

Да

5

Предполагаемый к производству товар будет пользоваться постоянным спросом (не зависит от моды и сезонности)

Да

0

Существует реальная возможность оценить объем спроса (долю и емкость рынка)

Да

0

Умеренная (либо низкая) конкуренция в отрасли (один или несколько конкурентов)

Нет

5

Сумма значений:

15

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

3

Риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта

ОИС находится на стадии конструкторской разработки или выше

Нет

0

ОИС находится на стадии опытного образца или выше

Нет

0

ОИС находится на стадии освоения в производстве

Нет

0

Нет необходимости в значительных дополнительных ресурсах для начала массового производства

Да

5

Инвестиционный проект проработан со значительным «запасом прочности»

не знаю

2,5

Сумма значений:

7,5

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

1,5

Риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС

ОИС не является пионерским изобретением

Да

5

На территории страны имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС

Да

5

На международном уровне имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС

Да

5

ОИС находится на стадии освоения в производстве

Нет

0

ОИС охраняется патентом/свидетельством

Да

0

Существует готовый инвестиционный проект, а так же есть инвестор (один или несколько) с которым заключена предварительная договоренность

Не знаю

2.5

Сумма значений:

17.5

Количество составляющих факторов:

6

Итоговое значение элемента риска:

2,91

Риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС

ОИС соответствует мировому уровню в данной области

Да

0

Высокая степень патентно-правовой защищенности (например, защищены все основные узлы и ТЗ)

Да

0

Выпускаемая продукция с использованием ОИС новая и не имеет аналогов

Нет

5

Рынок сбыта продукции с использованием ОИС не является узкоспециализированным и ограниченным

Нет

5

Выход конкурентов на рынок с аналогичной продукцией с использованием ОИС затруднён

Нет

5

Сумма значений:

15

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

3

Безрисковая ставка:

13,98

Итого ставка дисконтирования (сумма всех итоговых значений элементов риска и безрисковой ставки):

21,87


Составляющими каждого элемента риска являются простые вопросы, ответить на которые можно: «да», «нет» или «не знаю». Присвоив каждому ответу соответствующее значение риска, можно рассчитать совокупное значение элемента риска. Если ответу «да» присвоить минимальное значение риска – 0%; ответу «нет» – максимальное значение 5%, а ответу «не знаю», соответственно, среднее значение – 2,5%, тогда совокупное значение фактора риска можно рассчитать по следующей формуле:

,

где К – итоговое значение каждого фактора риска;

В1-n – значения составляющих фактора (т.е. соответствующие значения ответов на ключевые вопросы – 0%, 5% или 2,5%).

ТВ – количество составляющих фактора.

Чем выше вероятность того, что товарный знак обеспечит прогнозируемый уровень дохода, тем ниже риск.

Расчет стоимости можно производить с использованием таблицы (таблица 21).

Определим выручку для 2017 года: 1898737+1898737*0.0582=1898 737+110506=2009243

Прогнозируемый индекс инфляции для 2017 г. = 5%, соответственно выручка за 2017 г. составит

2009243 - 2009243*0.05=2009243 – 100462=1908781 тыс руб

Аналогичным образом определим прогнозную выручку для 2018, 2019, 2020 и до 11.10.20121 г.

Таблица 22

Год

2017

2018

2019

2020

2021

До 11.10.

2021

Выручка, тыс. руб.

1908781

1918879

1949335

1980275

2013802

1566290

Средние темпы прироста выручки, %

0,0582

Ставка роялти%

12.5

12.5

12.5

12.5

12.5

12.5

Налог на прибыль , %

0

0

0

0

0

0

Ожидаемые выплаты по роялти от всех ТЗ, тыс. руб.

238597.

625

239859.

875

243666.

875

247534.

375

251725.

25

195786.

25

Расходы (маркетинг, реклама), с поправкой на средний темп изменения и инфляцию на все ТЗ

313*0.21+313=378.73

378.73-378.73*0.05=359.793

359.793*0.21+359.793=435.349

435.349-435.349*0.05=413.581

413.581*0.21+413.581=500.433

500.433-500.433*0.04=480.415

480.415*0.21+480.415=581302

581.302-581.302*0.04=558.049

558.049*0.21+558.049=675.239

675.239-675.239*0.039=648.904

54.075*9 + 54.075/3=486.675+18.025=504.7

Прибыль от выплат по роялти от всех ТЗ

238597.625-359.793=238237.

832

239859.

875-413.581=239446.

294

243666.

875-480.415=243186.

46

247534.

375-558.049=246976.326

251725.

25-648.904=251076.346

20923.028*9+20923.028/3=188307.252+6974.342=195281.594

Прибыль от выплат по роялти от объекта оценки

238237.

832/3=79412.61

239446.

294/3=79815.431

243186.

46/3=81062.153

246976.326/3=82325.442

251076.346/3=83692.115

195281.594/3=65093.864

Фактор текущей стоимости 1/(1+r)i

1/(1+0.2187)1=0.82

1/(1+0.2187)2=1/1.485=0.673

1/(1+0.2187)3=1/1.81=0.552

1/(1+0.2187)4=1/2.205=0.453

1/(1+0.2187)5=1/2.688=0.372

Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти, тыс. руб

79412.61*0.82=65118.34

79815.431*0.673=53715.785

81062.153*0.552=44746.308

82325.442*0.453=37293.424

83692.115*0.372=31133.466

(31133.466/12)*9+(2594.4555/3)=23350.099+ 864.818= 24214.917

Сумма текущих стоимостей прибылей от выплат по роялти, тыс.руб.

65118.34+53715.785+44746.308+37293.424+24214.917=225088.774


Выручка, затраты на рекламу прогнозируются с даты оценки 01.01.2017 до 11.10.2021 г. – 2017 год, 2018, 2019 год, 2020 год и 9 месяцев и 11 дней 2021 года – 4 года, 9 месяцев и 11 дней. Дисконтирование чистого дохода от объекта оценки производится с учетом длительности прогнозного периода и наличия еще 2 зарегистрированных товарных знаков.

Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2017 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов Заказчика от использования объекта оценки в его деятельности составляет 225088.774 тыс. руб.

8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям не проводилась в виду отсутствия лицензионных соглашений относительно объекта оценки.

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.

Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.

Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:

Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, ( )


где Vтз – стоимость товарного знака;

Здi – затраты на дизайн в i-ом году;

Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;

Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;

Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;

р – рентабельность, %;

Киi - коэффициент индексации в i-ом году;

М – коэффициент масштабности использования товарного знака;

Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;

Кв –коэффициент времени использования товарного знака;

Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.

Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.

Таблица 23

Наименование услуг

Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб.

http://www.fantasy-gpm.ru/pages/id/tovznak.html

http://www.alexfill-style.ru/razrabotka_logotipa_i_sozdanie_torgovoj_marki.htm

https://zuykov.com/ru/trademarks/razrabotka-tovarnogo-znaka/

Разработка товарного знака

15500

20000

40000

Средняя стоимость услуг

25167

Затраты на дизайн товарного знака на 01.01.2017 составят 25,167 тыс. руб.

Затраты на рекламу и маркетинг

Оценщиком была собрана информация о размере коммерческих расходов , было сделано допущение, что именно они составляют стоимость услуг по организации и проведению рекламной компании товарного знака.

МФПУ «Университет» является правообладателем 3 товарных знаков (см. Приложение 1). Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/3 расходов на рекламу по компании в целом. Заявка на регистрацию товарного знака была подана 11.10.2011. Соответственно, необходимо учесть затраты на рекламу и маркетинг объекта оценки с 11.10.2011 по 31.12.2011

Таблица 24

Наименование показателя

Код

2016

2015

2014

2013

2012

11.10.2011-31.12.2011

Коммерческие расходы, в тыс. руб.

2210

(313)

(202)

(187)

(175)

(153)

120.87 за весь год с учетом коэффициента 0.21

120.87/12=10.0725

(10.0725/3)*2+10.0725*2=26.86

Темпы изменения суммы расходов, в %

0.549

0.080

0.068

0.143

Средний темп изменения суммы расходов, в %

0.21