Файл: Условия назначения страховой пенсии по инвалидности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1989

Скачиваний: 46

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По общему правилу общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации содержится норма о приоритете международных договоров РФ, то есть если установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международных договоров в области назначения и выплаты страховых пенсий.

Международными соглашениями могут регулироваться отдельные вопросы предоставления пенсий российским гражданам, проживающим за рубежом, и иностранцам, проживающим в России. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении[13].

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции Российской Федерации. Норма статьи 7 Конституции Российской Федерации 32 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе порядка исчисления пенсий и индексации их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан[14].

Правовое регулирование в области страховых пенсий определено статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[15], в части первой названы отдельные Федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях.

Само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты.

Остановимся подробнее на Федеральных законах, которыми регулируется пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Федеральный закон от 16 июля 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[16] регулирует права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие наступления инвалидности и некоторых других событий.


В статье 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» пенсия по инвалидности названа видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения страховой пенсии по инвалидности осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[17] обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев регламентировано наступление инвалидности. В Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» урегулированы вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, учитываемые на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ[18] устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета в статье 3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" названо создание условий для назначения страховых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципе единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, назван Пенсионный фонд РФ, которым на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.


Отдельное место занимает Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»[19], который устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан РФ, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что начиная с указанной даты страховые пенсии жители Крыма и Севастополя получают наравне с другими россиянами, и на них распространяется действие Федерального закона «О страховых пенсиях».

Федеральный закон «О страховых пенсиях» закладывает основу для установления и выплаты страховых пенсий, в него включена оговорка о том, что изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий возможно только путем внесения изменений.

Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Среди действующих ныне Постановлений Правительства, регламентирующих отношения, связанные с предметом регулирования Федерального закона «О страховых пенсиях», можно назвать следующие:

– Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»[20]. В данном документе определяется перечень документов, подтверждающих стаж и уплату соответствующих обязательных платежей. Устанавливаются особенности подтверждения страхового стажа отдельных категорий граждан.

– Федеральный закон от 28.12.2017 N 420-ФЗ «Об утверждении коэффициента индексации с 1 января 2018г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии»,[21] утверждает коэффициент индексации с 1 января 2018г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

– Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 № 249 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»[22], утверждает порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности.


Также в систему законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях входят отдельные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и акты организаций, если они регулируют отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций.

ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

2.1. Основания и порядок назначения страховой пенсии по инвалидности

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» определенны специальные условия назначения страховых пенсий по инвалидности. Прежде всего, обозначен круг лиц, которые имеют право на получение страховой пенсии по инвалидности путем установления критериев для отнесения лица к заданной категории. Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицо, претендующее на получение страховой пенсии по инвалидности, должно быть:

1) застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством РФ.

Понятие «застрахованное лицо» дано в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 7 названного закона застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. В пользу застрахованного лица осуществляются страховые взносы, обеспечивающие финансирование системы страховых пенсий.


Гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с Россией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Согласно статье 531 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[23] гражданами РФ являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона (т.е. на 1 июля 2002 г.);

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». В статье 6 названного Закона гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или Федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

Согласно определениям, данным в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[24]:

– иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

– лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Там же определено, что постоянно проживающий в России иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство (с учетом п. 2 указанной статьи речь идет и о лице без гражданства). Понятие же вида на жительство определено как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию. При этом указано, что вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Таким образом, лицо, претендующее на получение страховой пенсии по инвалидности, должно быть застраховано в системе обязательного пенсионного страхования.

2) инвалидом. Правом на получение страховой пенсии по инвалидности обладает только особая категория лиц - инвалиды.

Сразу обратим внимание на важное изменение в пенсионном законодательстве Российской Федерации по сравнению с ранее действовавшими нормами. Так, согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по инвалидности не назначалась в случае наступления инвалидности вследствие совершения умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния, либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждался Правительством РФ (п. 2 ст. 8 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). В таких случаях назначалась социальная пенсия по инвалидности.