Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( Теоретические аспекты управления поведением в конфликтных ситуациях ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1 Психологические особенности межличностных отношений в трудовом коллективе
1.2 Изучение социально-психологического климата в работах отечественных и зарубежных ученых
Глава 2. Анализ социально-психологического климата в организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты диагностики и коррекции социально-психологического климата в организации
Таким образом, межличностные отношения в трудовом коллективе определяют состояние его духовного равновесия и морального здоровья. Его качество обусловлено действием факторов внутренней и внешней сферы деятельности организации, в том числе представляющих условия деятельности и удовлетворения разнообразных потребностей трудового коллектива.
1.2 Изучение социально-психологического климата в работах отечественных и зарубежных ученых
Проблема изучения и формирования социально-психологического климата имеет большое практическое значения для управления им, а также для оптимизации профессиональной деятельности каждого отдельного работника и трудового коллектива в целом. Между членами коллектива отношения обусловливаются двумя факторами, такими как: производственная деятельность (формальные отношения) и межличностные отношения (неформальные отношения). Неформальные межличностные отношения в трудовом коллективе иногда даже отождествляют с социально-психологическим климатом, так как он подразумевает собой прочность внутренних связей между членами коллектива. Исходя из этого, под социально-психологическим климатом можно понимать, как результат межличностного взаимодействия людей и их совместной деятельности [7,с. 60].
Как показывает анализ литературы, еще в 1970-е годы в области общей психологии и социальной психологии, социологии началось активное изучение социально-психологического климата. Н.С. Мансуров первым использовал понятие «социально-психологический климат» в отечественной социальной психологии в исследованиях производственных коллективов [3,с.30].
Современные исследователи (О.А. Васильченко, И.И. Васкун) определяют социально-психологический климат трудового коллектива как социально обусловленную, относительно устойчивую систему отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния [12,с. 8].
Социально – психологический климат рассматривается В.В.Бойко и А.Г.Ковалёвым как морально-психологический настрой в коллективе. Мы же считаем необходимым рассматривать понятие социально-психологического климата через понятия отношения. Отношения обуславливают сферу межличностных контактов, в котором находится каждый член коллектива. Они определяют его состояние и самочувствие, а значит, оказывают влияние на проявление своего индивидуального «Я». на личностное развитие каждого работника [9, с.113].
В литературе также можно встретить обобщенное определение социально-психологического климата, которое представил А. Гадбуа: «Климат организации представляет собой глобальное восприятие ее членами ряда общих, относительно устойчивых свойств этой организации и социальных воздействий, которые происходят внутри нее» [13,с.69].
На самом деле, социально-психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата. В отечественной психологии существуют четыре основных подхода к пониманию сущности социально-психологического климата.
Представители первого подхода Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Социально-психологический климат – это совокупность явлений, опосредованных характером взаимоотношений, условий труда, методами его стимулирования. Кузьмин Е. С. Предлагает понимать под социально-психологическим климатом особое социально-психологическое состояние группы, отражающее характер, содержание и направленность психологической культуры организации [14,с.65].
Представители второго подхода А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин и др. подчеркивают, что основной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. В их трактовке социально-психологический климат - это настроение группы [13,с.68].
Сторонники третьего подхода В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин рассматривают социально-психологический климат через психологическое наполнение взаимоотношений людей в непосредственном контакте. Формирование социально-психологического климата включает построение межличностных отношений, от которых будет зависеть в дальнейшем социальный и психологический настрой участников. Исходя из сказанного, можно отметить, что в общем виде социально-психологический климат представляет собой преобладающие и относительно устойчивые духовную атмосферу и настрой коллектива, которые находят многообразные формы проявления в его жизнедеятельности, в отношениях людей друг к другу, в их отношении к общему делу [28, с. 74].
В четвертом подходе, представители которого являются В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган рассматривают социально-психологический климат с точки зрения социальной и психологической совместимости людей, ценностно-ориентационного единства, сплоченности, совпадения мнений, обычаев и традиций [63,с.31].
Существует различие во взглядах на социально-психологический климат зарубежных и отечественных исследователей. Стоит обратить внимание, что зарубежные ученые (Э. Мэйо) не ставили непосредственной целью изучения социально-психологического климата, но фактически продемонстрировали значимость этой социально-психологической характеристики с точки зрения эффективности групповой деятельности [57, c. 59].
Несмотря на то, что в западной социальной психологии существует значительное количество различных, часто противоречивых концепций социально-психологического климата, под климатом организации обычно понимают конкретную социально-психологическую реальность, однозначно осознаваемую людьми, связанные с организацией. В большинстве определений различных концепций социально-психологического климата, предложенных на Западе существует общая черта: взаимодействие личности с организационной средой. Эти концепции отличаются понятийным аппаратом и методологическими подходами, а сложность их изучения заключается не столько в том, что используют много определений социально-психологического климата, сколько в том, что одно и то же понятие часто содержит различное содержание.
Зарубежные ученые (Е. Аронсон, Ф. Герцберг, Е. Пратканис и др.) рассматривают социально-психологический климат как «организационный климат». Кроме понятия «организационный климат» употребляют понятие «организационная культура». Так, «культура» – более длительная и стабильная характеристика организации, а «климат» – кратковременная, более изменчива. Организационную культуру характеризуют такими параметрами: целостность, системность; развитие организации; наличие ритуалов, символов; мягкость воздействия. Ядром культуры являются ценности, а сама культура является коллективным программированием мыслей, которые отличают одну группу людей от другой [26,с. 74].
Как мы видим, что у авторов имеются разные представления о сущности социально-психологического климата: от «психологической атмосферы коллектива» и характеристик группы, до «организационного климата», которые практически совпадающего с понятием корпоративная культура. Так в западной науке социально-психологический климат рассматривается как относительно устойчивый набор ощущений, испытываемых членами организации по поводу характеристик и качества культуры организации (S.French). С этой позиции социально-психологический климат является аспектом восприятия корпоративной культуры каждым работником организации. Данный подход согласуется с взглядом М. Армсторнга [17, с.97].
На социально-психологический климат в коллективе влияет общее состояние окружающих людей и специфическая для совместной деятельности людей атмосфера эмоционального и психического состояния каждого из членов коллектива. Как бы ни характеризовали социально-психологический климат, всегда прослеживается подход к оценке социально-психологического климата как «плохого» или «хорошего». Плохой социально-психологический климат - не способствующий работе, снижающий эффективность работы персонала организации. Хороший социально-психологический климат - позволяющий персоналу комфортно чувствовать себя на работе, эффективно влияющий на работоспособность. На рисунке 1 представлена схема факторов, влияющих на социально-психологический климат в организации [9,с. 136].
Рисунок 1. Факторы, влияющих на социально-психологический климат
Основными характеристиками социально-психологического климата можно считать такие социальной психологией критерии, как совместная деятельность членов группы, сплоченность группы и удовлетворенность членов группы от совместной работы, взаимодействия. Они выступают в качестве индикатора, по которому можно судить об обстановке в организации. Тот временной срез «ощущений», учитывающийся в операционной деятельности, управлении, присутствующий «здесь и сейчас» [4,с. 70].
Также можно проследить связь социально-психологического климата и с корпоративной культурой. В социально-психологическом климате исследователи и практики выделяют два момента: устойчивые восприятия, основанные на установках, которые сопряжены с корпоративной культурой; неустойчивая часть, связанная с повседневным настроем. Это то поверхностное, на которое можно влиять [3,с.32]. На рисунке 2 представлена схематически структура социально-психологического климата в организации.
Рисунок 2. Структура социально-психологического климата
Социально-психологический климат влияет на эффективность деятельности организации в следующем: эффективность организационных коммуникаций; дополнительные творческие ресурсы; качество труда. Вместе с тем, хороший социально-психологический климат может и негативно влиять на эти состояния. Так, перегибом российской действительности являются примеры организаций, где диагностика выявляет чрезвычайно высокую степень лояльности сотрудников к организации при постоянном невыполнении планов и недостижении той «замечательной» организацией стратегических целей [4,с. 86].
Подводя итоги, можно отметить, что в современной психологии социально-психологический климат, во-первых, это самостоятельная зона жизнедеятельности организации, не сводимая к организационной культуре, включающая механизмы социально-психологического взаимодействия в контактной группе; во-вторых, часть организационной культуры, реализующая механизм преадаптации организации к предстоящим изменениям.
Глава 2. Анализ социально-психологического климата в организации
2.1 Организация и методы исследования
Исследование социально-психологического климата проведено на базе Автономного Учреждения «Советская районная больница» Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югра (далее, АУ «Советская районная больница»). Адрес: 628240, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Советский, ул. Киевская, д.33.
В исследовании принимали участие 30 медицинских работников (20 женщин и 10 мужчин) в возрасте от 18 до 55 лет. С высшим профессиональным образованием - 27 человек (90%), со средним профессиональным – 3 человека (10%). Анализ социально-демографических признаков респондентов показал, что данные распределились следующим образом: по общему стажу работы в системе здравоохранения (таблица 1), по возрасту (таблица 2).
Таблица 1.
Общий стаж работы
Стаж работы |
Количество испытуемых |
Процентное отношение |
до 6 месяцев |
2 |
6,7 |
от 6 месяцев до 1 года |
3 |
10 |
от 1 года до 3 лет |
5 |
16,7 |
от 3 до 5 лет |
5 |
16,7 |
более 5 лет |
15 |
50 |
Таблица 2.
Распределение испытуемых по возрасту
Возраст |
Количество испытуемых |
Процентное отношение |
18-25 лет |
8 |
26,7 |
25-35 лет |
15 |
50 |
36-45 лет |
4 |
13,3 |
старше 46 лет |
3 |
10 |