Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( Теоретические аспекты управления поведением в конфликтных ситуациях ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог, отметим, что использованная в данном исследовании технология коррекции межличностных отношений представляет собой полный цикл повышения квалификации специалистов в рамках разработанного содержания. Полагаем, что работа позволила вооружить медицинских работников знаниями в области этики и психологии профессиональной деятельности, обеспечить формирование необходимой компетентности, что позитивно скажется на психическом и физиологическом здоровье личности.

После проведенной психокоррекционной работы в коллективе АУ «Советская районная больница» было проведена оценка ее эффективности. Для этого был проведен контрольный эксперимент с использованием тех же методик. Результаты контрольного исследования стилей поведения в конфликте с помощью методики К. Томаса представлены на диаграмме (рисунок 8).

Рисунок 8. Распределение стратегий поведения в конфликте после проведенных мероприятий в целом по выборке

Как видно из данной диаграммы, на первом месте испытуемые используют сотрудничество (75%), при чем проведенная просветительская работа способствовала росту этой стратегии среди других; на втором месте - компромисс (50%). Такие стратегии как избегание и приспособление стали менее востребованными, что говорит о рациональном выборе средств решения конфликтов. Существенно снизилось значение соперничества в отношениях (с 50% до 33%). Этот стиль конфликтного поведения был осознан испытуемыми как неэффективный.

Также интересна динамика стратегий поведения в конфликте у конфликтующих медицинских работников (рисунок 9).

Рисунок 9. Стратегии поведения в конфликте конфликтующих медицинских работников после проведенной психокоррекционной работы

Согласно полученным данным отмечено, что малоэффективные стратегии поведения в конфликте – соперничество, избегание и приспособление стали использоваться конфликтующими членами коллектива несколько реже. Сотрудничество (60%) и компромисс (40%) добавились в поведенческий репертуар испытуемых, которые ранее их практически не использовали. В целом можно сказать о позитивном влиянии оказанного психологического воздействия на эту часть слушателей курсов повышения квалификации, участников трненинговых занятий.

Далее представлен анализ исследования межличностных отношений по методике «ДМО» Т.Лири на контрольном этапе исследования. На рисунке 10 представлено распределение типов межличностных отношений после проведенной работы в целом по выборке.


Рисунок 10. Распределение типов межличностных отношений по методике «ДМО» после проведенной психокоррекционной работы в целом по выборке

Как отмечено на диаграмме, произошли некоторые изменения во всех типах межличностных отношений. Отношения в трудовом коллективе стали более дружелюбными (7,5%), альтруистичными (7,6). А сложные до начала эксперимента отношения по типу авторитаризма (8,1), эгоистичности (6,5), агрессивности (5,9), подозрительности (7,3) получили менее выраженные показатели.

Также была изучена динамика типов межличностных отношений у конфликтующих медицинских работников (рисунок 12).

Рисунок 12. Типы межличностных отношений у медицинских работников, склонных к конфликтам после проведенной психокоррекционной работы

Согласно представленным на рисунке данным в группе конфликтующих сотрудников также произошли позитивные перемены в межличностных отношениях: показатели авторитарности (8,8), эгоистичности (7,8), агрессивности (6,1) снизились на 15-20%. Показатели дружелюбия (5,5 и альтруизма (5,9) выросла на 15%. Конечно, коррекция межличностных отношений в устоявшемся трудовом коллективе с жесткой субординацией и дисциплиной требуется длительная. Поэтому можно посчитать, что начало в оптимизации социально-психологического климата в АУ «Советская районная больница» было положено.

Таким образом, проведенная психокоррекционная работа способствовала улучшению межличностных отношений медицинских работников, оптимизации социально-психологического климата в трудовом коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В современных научных исследованиях межличностные отношения психологами рассматривают как совокупность взаимодействий между людьми, основанных на связях между ними в процессе общения и деятельности. Руководители в процессе деловых контактов выстраивают межличностные отношения с подчиненными, а преобладающий стиль руководства и методы управления оказывают влияние на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.

2. Управление социально-психологическим климатом предполагает психологическое и административное воздействие на поведение членов коллектива, межличностные отношения, создание благоприятных условий труда.

3. Эмпирическое изучение социально-психологического климата проведено в автономном учреждении «Советская районная больница» Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югра. Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что в данной организации медицинские работники используют стратегию избегание (76,7%), сотрудничество (70%), компромисс (60%), соперничество (50%), приспособление (43,3%). В коллективе преобладают авторитарный (9,8), эгоистический (8,2), подозрительный (8,1). типы межличностных отношений. Согласно мнению 43% опрошенных социально-психологический климат в коллективе не достаточно благоприятный; работники не довольны взаимоотношениями с непосредственным руководителем (50%), распределением обязанностей между сотрудниками (50%), сплоченностью коллектива (50%). Требуется совершенствование организации работы с персоналом, условий труда. Необходима коррекция межличностных отношений, специальное обучение работников основам психологии и этики делового поведения в медицинской организации.


4. Разработана и реализована программа коррекции социально-психологического климата в коллективе АУ «Советская районная больница». Результат контрольного этапа исследования показали положительную динамику показателей межличностного взаимодействия медицинских работников, выбор испытуемыми эффективных стратегий поведения в конфликтах, повышение удовлетворенности социально-психологическим климатом в целом. Выдвинутая гипотеза доказана, цель работы достигнута.

Предложенные рекомендации могут быть в дальнейшем использоваться руководством, специалистами кадровой службы для повышения показателей эффективности работы медицинского учреждения, поддержания благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авакян, И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому/ И.Б. Авакян // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 67 – 72.
  2. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебн.пособ/ Б.А. Аникин.–5-е изд.перераб. и доп.–М.: Инфра. - М, 2014.- 425с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 376 с.
  4. Бачурина, А.В. Помогающие профессии в контексте компетентностного подхода/ А.В. Бачурина// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: философия, социология, культурология, социальная работа. 2015. №4. С. 211-217.
  5. Белякин, С.А. Социально-психологическое обеспечение системы менеджмента качества в медицинской организации / С.А. Белякин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - № 4. - С. 26-30
  6. Бергис, Т.А. Эмоциональный интеллект как фактор стрессоустойчивости сотрудников организации/ Т.А. Бергис // Организация в современных социально-экономических условиях. - Тольятти: ТГУ, 2016. С. 88–94.
  7. Бобинкин, С.А., Акатова, Н.С. Психологические особенности отношений в трудовом коллективе/ С.А.Бобинкин, Н.С. Акатова // Социальная педагогика и психология, 2017.- №5. С. 118-142
  8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком/ А.А. Бодалев. – M.: МГУ, 2016. – 198 с.
  9. Бойко, В.В., Ковалёв, А.Г. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В.Бойко, А.Г. Ковалёв. - М, 2013.- 425с.
  10. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения:
    учеб. пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
  11. Васильева, Л. Н. Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача/ Л.Н. Васильева: Автореферат дисс. канд. психол. наук. ‒ Кострома, 2010.‒ 25с.
  12. Васильченко, О.А. Социально-психологический климат – диагностика и формирование/ О.А. Васильченко // Справочник кадровика. 2014. № 8. С. 8 – 9.
  13. Васкун, И.И. Современные подходы к изучению межличностных отношений в деловых коммуникациях/ И.И. Васкун // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 67–71.
  14. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ Л.Я.Гозман. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 174 с.
  15. Голубева, Г.Ф. Оптимизация межгрупповых отношений как проблема социальной и организационной психологии в управленческой деятельности/ Г.Ф. Голубева // Инновационные методы и модели в экономической психологии, эргономике, производственном менеджменте. 2015. С. 65-74.
  16. Егорова, Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях/ Л.С. Егорова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 2. С. 161 – 168.
  17. Егорова, Т. Е. Экопсихологический подход к определению сущности и условий становления психологической культуры в обществе/ Т. Е. Егорова // Экопсихологические исследования: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник / Под ред. В.И. Панова. – М.: УРАО «Психологический институт», 2014. – 372 с.
  18. Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты : научно-практическое пособие / С.А. Езова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2012. - 96 с.
  19. Журавлев, П. В., Карташов, А. Н. Персонал: словарь понятий и определений/ П. В.Журавлев, А. Н. Карташов. - М.: Экзамен, 2013. – 366с.
  20. Зебрева, Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива / Е.Н. Зебрева // Юридическая психология. 2016. № 3. С. 22 – 26.
  21. Зеер Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие/ Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2015. – 336с.
  22. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации/ О.Н. Истратова.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 638с.
  23. Капранова, М.В. Методологические проблемы исследования психологической культуры в сфере управления/ М.В. Капранова // Вагант – 2014. - №5. – С. 28 – 30.
  24. Кузьменко, И.В. Акмеологическая среда как условие достижения вершин в профессионально-личностном развитии/ И.В. Кузьменко // Научный поиск. – 2013. – № 3. – С. 69-71.
  25. Куницына, В.Н. Межличностное общение/ В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2015. – 291 с.
  26. Крысько, В.Г., Королёва, О.А. Роль межличностных отношений в развитии карьерного роста сотрудников в организации/ В.Г. Крысько, О.А. Королёва //Вестник РГГУ, 2015.- №4. С. 72-80
  27. Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности/ И.К. Кряжева. Дисс. канд. психол. наук. – М., 2010. – 159 с.
  28. Мордовченков, Н.В., Зверев, С.А. Теоретические основы комплексной диагностики как метода в управлении персоналом организации. Монография/ Н.В.Мордовченков, С.А.Зверев. - Нижний Новгород, 2014.- 186с.
  29. Мясищев, В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев.- 5-е изд.- М: МИСИ, 2015.- 400с.
  30. Неймер, Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия / Ю.Л. Неймер // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 87 – 88.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материалы из Программы повышения квалификации медицинского персонала

Цель: удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей в обеспечении соответствия квалификации медицинских работников, а также в совершенствовании компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Категория обучающихся: средний и старший медицинский персонал.

Трудоемкость обучения: 36 академических часов.

Режим занятий: 6 академических часа в день.

Форма обучения: с отрывом от работы (очная) и применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (очно-заочная).

Рабочая программа учебного модуля «Специальные дисциплины»

Код

Наименование тем, элементов

1

1.1

Специфика профессии, трудности в работе медицинского работника, истоки усталости, стресса, раздражения. Влияние организационных факторов на формирование профессионального выгорания.

1.2

Основы психопрофилактики и психогигиены. Основные направления психотерапии.

1.3

Специфика работы в системе «человек – человек». Особенности помогающих профессий. Развитие коммуникативных навыков врача. Эмоциональный интеллект и его роль в профилактике профессионального выгорания.

1.4

Навыки саморегуляции и управление стрессом. Самоорганизация труда и отдыха медицинского работника, способы саморегуляции своего состояния

1.5

Рефлексия - необходимый атрибут медицинского работника.

1.6

Обучение медитации с помощью телесноориентированной терапии. Обучение основам арт – терапии и психодрамы в работе медицинского работника

1.7

Специфика межличностных отношений, регулирование социально-психологического климата в трудовом коллективе. Влияние организационных факторов на формирование профессионального выгорания. Антиманипуляция

Учебный план

Код

Наименование разделов

дисциплин и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

СП

ПЗ, СЗ

1

Специфика медицинской профессии, трудности в работе врача, истоки усталости, стресса, раздражения. Влияние организационных факторов на формирование профессионального выгорания

2

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

2

Основы психопрофилактики и психогигиены. Основные направления психотерапии

6

4

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

3

Специфика работы в системе «человек – человек». Особенности помогающих профессий. Развитие коммуникативных навыков.

4

4

Эмоциональный интеллект и его роль в профилактике профессионального выгорания.

6

2

5

Навыки саморегуляции и управление стрессом Самоорганизация труда и отдыха, способы саморегуляции своего состояния

2

2

6

Рефлексия - необходимый атрибут профессионала

2

7

Обучение медитации с помощью телесно ориентированной терапии Обучение основам арт – терапии и психодрамы в работе врача (антиманипуляция). Тренинг межличностного взаимодействия

8

6

2

Итоговая аттестация

4

4

Зачет

Итого

36