Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Приоритетные направления налогового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование такого подхода является для плательщиков налогов, особенно, если речь идет о субъектах малого бизнеса или для физических лиц, максимально удобным, так как избавляет от необходимости заполнения деклараций и сбора подтверждающих документов. Можно с уверенностью говорить о том, что трудовые и временные затраты на расчет налогов инспекторами намного меньше затрат на проведение ими же камерального контроля. При этом можно полностью исключить факты составления решений по результатам камеральных налоговых проверок при правильном исчислении налога, но несвоевременном предоставлении декларации.

Известен достаточно успешный зарубежный опыт применения рассматриваемого подхода. Так, в Швеции и Финляндии налоговой службой уже используется самостоятельное составление налоговых деклараций за плательщиков, получающим потом их по защищенным каналам связи. Им дано право либо согласиться с ней, либо внести определенные изменения и дополнения. В первом случае им достаточно подтвердить эту декларацию, заверив ее электронной подписью, во втором случае – нужно связаться с налоговой службой и представить необходимое документальное подтверждений, обосновывающих предлагаемые поправки и изменения.

Первые шаги по внедрению текущего налогового контроля и замене им выездного налогового контроля сделаны российской налоговой системой с введением в Налоговый кодекс РФ раздела V.2. «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» с принятием Федерального закона от 04.11.2014 № 348- ФЗ.

Так называемый «институт горизонтального мониторинга» успешно применяется во многих западных странах – Нидерландах, Франции, Германии и США. Критерии для субъектов хозяйствования, наделенных правом обращаться с заявлением о проведении налогового мониторинга, жесткие и включают набор показателей деятельности плательщика за предыдущий год. К примеру, совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ должна составлять не менее 300 миллионов рублей, а суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должен составлять не менее 3 млрд. рублей; совокупная стоимость активов – не менее 3 млрд. рублей [1].

Для эффективного использования накопленной на сегодня ФНС России информации необходимы механизмы интеграции и ее анализа, в первую очередь для выявления зависимостей, важных для проведения контрольной работы и информирования налогоплательщиков.

Так, эффективность использования накопленной на сегодня ФНС России информации существенно повысится с использованием горизонтального мониторинга, довольно успешного применяемого в других странах. Данный механизм построен на партнерских отношениях между налоговым органом и плательщиком. В центральных районах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга горизонтальный мониторинг уже опробован и есть положительные результаты.


Введение института налогового мониторинга с перечисленными в п. 3 ст. 105.26 НК РФ критериями – первый шаг масштабного внедрения текущего налогового контроля. Особенно им могут заинтересоваться представители малого и среднего бизнеса, особо нуждающиеся в снижении административных барьеров и упрощении процедур налогового администрирования. Не исключено расширение в будущем перечня лиц с особым порядком ведения учёта доходов и расходов.

На сегодняшний день существуют критерии, в соответствии с которыми только подпадающие под выполнение этих критериев предприятия могут принимать участие в горизонтальном мониторинге:

- уплата налогов в сумме не менее 300 млн. руб.;

- объем полученных доходов по данным бухгалтерской отчетности не менее 3 млрд. руб.

Однако используемый в зарубежных странах «фискальный рескрипт» таких ограничений не ставит.

На сегодняшний день в Пензенской области есть крупные плательщики, с которыми можно заключить соглашение о раскрытии информации с целью своевременного выявления налоговых рисков и их устранения. Нельзя без внимания оставлять средний и малый бизнес.

При достижении высокой эффективности описанного механизма и получения признания налогоплательщиков, следующий серьезный шаг повышения клиентоориентированности налоговой службы – разработка унифицированного программного комплекса для ведения учета доходов и расходов налогоплательщиков конкретной категории. Такой программный комплекс должен включать и систему электронного взаимодействия с фискальным ведомством (выгрузка учета доходов и расходов, формирование и сдача отчетности, а также получение различных справок), с системой взаимодействия с банками (по типу Интернет-банк), и данные о функционировании контрольно-кассовой техники.

Предлагаемый в рамках данного исследования вид налогового контроля, является предварительным налоговым контролем, при котором мнение налогового органа в отношении сделки либо схемы организации бизнеса должно быть выражено до заключения такой сделки и внедрения схемы организации бизнеса и потом не подлежит изменению.

Однако часть первая Налогового кодекса РФ уже сегодня содержит нормы, косвенно относящиеся к предварительному налоговому контролю. Так, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах [1].

Аналогичное правило действует и при озвучивании мотивированного мнения налогового органа, которое направляется налогоплательщику в ходе проведения налогового мониторинга. При этом налогоплательщик не освобождается от обязанности уплатить недостающую сумму налоговых обязательств [1].


В Европе и США институт предварительного налогового регулирования («фискальный рескрипт») является распространенной формой налогового контроля. Смысл данного механизма заключается в согласовании налогоплательщиком с фискальной службой налоговых последствий тех или иных сделок, установления цен, распределения чистой прибыли, а также инвестиционных проектов перед началом их фактического совершения. Фискальный рескрипт реализуется при заключении налоговых соглашений либо получения налоговых консультаций.

В соответствии с положением Свода фискальных процедур Франции, налогоплательщику предоставлено право направления в фискальный орган запроса с уточнением о правомерности планируемой операции и получения налоговой консультации перед заключением контракта. Принятое налоговое решение по указанному вопросу является обязательным и для налоговой службы, и для плательщика, изменению не подлежит. В случае отсутствия ответа в установленные сроки, плательщик совершает запланированные действия с позиции их полной правомерности, а налоговые органы в последующих периодах уже не имеют право их рассматривать как правонарушения.

Подобная процедура содержится в законодательстве США. Налоговым органом предоставляется письменный ответ плательщику, который обратился с предварительным запросом по сделке, которую он планирует заключить. Полученные ответы могут быть использованы в отношении ко всем подобным ситуациям и могут быть использованы плательщиками в судах как аргумент.

В Швеции фискальный рескрипт выступает в качестве выдачи Комиссией по налоговому праву заблаговременного решения о налоговых последствиях той либо другой сделки. Заблаговременного решения является обязательным для налоговых органов и используется при условии, что налогоплательщик пожелает этого.

В Германии процедура рескрипта ограничивается консультированием налогоплательщиков по вопросам налога на зарплату, таможенных сборов либо оценки фактических ситуаций в связи с проведением фискального контроля. Опубликованные позиции, сформированные налоговой администрацией, становятся неотъемлемыми и обязательными для нее, однако при этом не налагают ограничений на суд.

Интерес к институту фискального рескрипта появился и у отечественного законодателя. Еще 10.02.2014 распоряжением № 162-р Правительство РФ утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование налогового администрирования». Однако данный нормативный документ был отменен. В рамках данного исследования предложено рассмотреть возможность его принятия, так как п. 3 Раздела II этого плана предполагалось изучение возможности внедрения института «предварительного налогового разъяснения», проведен сравнительный анализ существующих в мировой практике правовых моделей налоговых разъяснений, сформированы предложения по правовой модели института предварительного налогового разъяснения для РФ.


Подытоживая изложенный материал, необходимо отметить, что решение проблемных вопросов, выявленных в ходе анализа действующей налоговой системы, должно осуществляться комплексно, опираясь на зарубежный опыт.

Так, повышение эффективности налоговых органов возможно путем проведения централизованного анализа и проведения предварительного анализа деятельности предприятия на областном уровне, так как в территориальных органах у сотрудников отсутствуют необходимые полномочия и нет доступа к некоторой информации баз данных, что становится препятствием при получении той или иной информации.

Проблемные вопросы, связанные с возникновением конфликтности налоговых правоотношений, выявления рисков у субъектов хозяйствования, а также применения ответственности к плательщику за правонарушения, можно решить с использованием «фискального рескрипта» – распространенной формы налогового контроля, смысл которого заключается в согласовании плательщиком с фискальным органом налоговых последствий сделок, ценообразования, распределения чистой прибыли, инвестиционных проектов и иных хозяйственных операций до их фактического совершения.

Таким образом, только системно и комплексно можно решить проблемы современной налоговой системы, используя инструменты налогового контроля и рычаги налогового стимулирования деловой активности субъектов хозяйствования.

Заключение

В ходе проведенного исследования, направленного на совершенствование современной налоговой системы в РФ были рассмотрены теоретические основы налогообложения как фактора экономического роста, а также проведен анализ современной налоговой системы РФ по изученному вопросу. По результатам исследования были выявлены проблемы и предложены пути совершенствования налоговой системы РФ.

Налоги в любом государстве – необходимый инструмент механизма государственного регулирования рыночной экономики. Конкретно в налоговой системе и налоговой политике заложены и возможности применения их в целях формирования и усовершенствования федеративных отношений, а кроме того местного самоуправления, что принадлежит к числу первоочередных вопросов задач, стоящих сегодня перед странами.

Налоговое администрирование – обязательный атрибут управления государственными финансами, который предопределен объективностью осуществления налоговых отношений в качестве основного источника доходов государства. Институт налогового администрирования может быть рассмотрен как составной элемент организационной структуры уполномоченных контрольных органов. Существует и другая позиция на определение налогового администрирования – как важнейшая часть налоговой системы. В качестве неотъемлемой части общественного регулирования налоговым администрированием обеспечивается практическая реализация фискальной функции налогов. Как подчеркивал З. А. Клюкович, эффективное взаимодействие налогоплательщиков и органов-администраторов способствуют разрешению конфликтов интересов с достижением регулирующих эффектов, которые изначально закладываются при разработке и принятии налоговой политики.


Эффективность налоговой системы оценивается по налоговой нагрузке, которая может исчисляться несколькими методами. В

Среди основных проблемных вопросов, выявленных в ходе анализа налоговой системы РФ, в рамках данного исследования выделены:

- слабо разработана система ответственности плательщика за правонарушения;

- несправедливое налогообложение доходов граждан России;

- присутствие высокой доли косвенных налогов в налоговых поступлениях;

- отсутствие качественного электронного документооборота.

Решение проблемных вопросов, выявленных в ходе анализа действующей налоговой системы, должно осуществляться комплексно, опираясь на зарубежный опыт.

Так, исследование налоговых систем других стран выявили достоинства в применении прогрессивной системы налогообложения к доходам граждан. Именно эта система и предложена в работе при исчислении НДФЛ.

В ходе анализа зарубежных механизмов налогового администрирования установлен такой эффективный инструмент налогового контроля, как «фискальный рескрипт», который заключается в мониторинге ФНС деятельности плательщика и согласовании им с фискальным органом налоговых последствий сделок, ценообразования, распределения чистой прибыли, инвестиционных проектов и других хозяйственных операций до их фактического совершения. Такой механизм довольно успешно используется во многих странах (Германия, Швеция и США) и может быть использован в России. На сегодняшний день в налоговой практике существует такое понятие, как «налоговый мониторинг», однако на его использование имеют право только крупные плательщики. Поэтому в рамках усиления контрольной и стимулирующей функции налогов в данной работе предложено расширить круг таких плательщиков.

В качестве приоритетного направления налогового регулирования в данной работе определено эффективное использование налогового механизма с целью решения экономических и социальных задач государства, а также оптимизации налоговых изъятий. Другими словами налоговая система должна работать на основную цель – стимулирование деловой активности в стране.

С целью увеличения доли прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений, помимо применения прогрессивной системы ставок НДФЛ, упомянутой выше, необходимо ввести единый налог на недвижимость, представляющий собой совокупность всех имущественных налогов (налога на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельного налога). Это существенно повысит эффективность использования имущества и обеспечит стабильное пополнение региональных и местных бюджетов, а также упростит налоговое администрирование и уменьшит количество налогов и сборов в России.