Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Приоритетные направления налогового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из таблицы 1.3 Россия характеризуется еще невысокими ставками налогов по сравнению с другими государствами. Однако, рассматривая НДФЛ, необходимо отметить, что фиксированная ставка негативно отражается на доходах граждан и их платежеспособности.

На конкретном примере можно проследить несправедливое обложение дохода граждан в России (таблица 1.4).

Таблица 1.4 – Расчет НДФЛ в России и США, тыс. руб.

Сумма дохода

НДФЛ в России

НДФЛ в США

Отклонение США от России, +/-

Отклонение США от России, %

Сотрудник 1

500,0 ($8488)

65,0

0

-65,0

0,0

Сотрудник 2

1000,0 ($17000)

130,0

150,0

+20,0

+15,4

Основываясь на данных, приведенных в табл. 1.4, можно утверждать, что в США существует более дифференцированный подход к налогообложению доходов граждан. Однако в этой стране ответственность за нарушения налогового законодательства жестче. Таким образом, государство решает проблему укрытия доходов или выплаты зарплаты «в конвертах».

В России же фиксированная ставка приводит к работе граждан в теневом рынке труда. Так, согласно исследованию РАНХиГС, 12% от совокупности всех работающих россиян в 2017 году было занято на теневом рынке труда: около 33 млн. человек в течение года хотя бы один раз получали зарплату в конверте или же не были устроены официально [25.].

Из этого числа ежемесячно неофициальные доходы получали порядка 13 млн. человек или 12% всех работников в России.

В тень людей подталкивает уменьшение доходов, которое наблюдается в последние годы. На рынке труда существует недостаточное количество предложений официальных рабочих мест с «достойной заработной платой», вследствие люди находят себе работу, на которой работают неофициально.

Таким образом, рассмотрение основных принципов налоговой системы показало, что в России несовершенна система налогообложения доходов граждан. С целью ее совершенства в рамках данного исследования целесообразно предложить использование прогрессивной системы обложения налогом с доходов граждан, довольно успешно применяемой в США.

Таким образом, существующая система налогообложения характеризуется многогранностью, является достаточно гибкой и может довольно успешно применяться хозяйствующими субъектами.

В качестве основных направлений ее развития в представленной работе отмечено ее совершенствование в последние годы:


- использование льготных условий налогообложения для представителей малого бизнеса;

- достаточно эффективное применение современных компьютерных технологий.

С целью поиска путей совершенствования налоговой системы России в данной работе проведены исследования по сопоставлению действующей налоговой системы с аналогами других стран, в результате которых установлено, что целесообразно использовать прогрессивную систему при налогообложении доходов граждан.

Глава 2. Пути совершенствования налоговой системы РФ

2.1 Приоритетные направления налогового регулирования

Первостепенная задача налоговой политики выступает в качестве повышения налоговых доходов в бюджетную систему РФ, потому как уровень собираемости налогов и сборов недостаточно высокий, особенно это касается региональных и местных бюджетов. Плательщики налогов и сборов стараются уменьшить налоговое бремя, что уменьшает коэффициент собираемости. Порой субъекты налогообложения разъясняют неопределенные нормы закона для собственной выгоды и таким образом снижают налоговое бремя. Хотя неверное разъяснение налогового законодательства может привести в окончательном результате к уплате штрафов и санкций.

Для решения проблемных вопросов современной налоговой системы Российской Федерации, выявленных в ходе данного исследования, в работе предложены мероприятия, осуществление которых будет способствовать не только росту налоговых доходов, но обеспечит социальную защищенность россиян (таблица 2.1).

В ходе своего формирования, налоговая система РФ подвергалась изменениям. При этом она еще далека от запросов, которые ожидают от нее на данном этапе. Следует отметить, что она служит основным экономическим рычагом, который дает возможность стране оказывать влияние, как на экономические, так и на социальные процессы.

При рассмотрении приоритетных направлений совершенствования налоговой системы нужно учитывать противоположные точки зрения на нее с позиции государства и налогоплательщиков. Интерес государства возникает в обеспечении максимизации поступления налогов, а плательщиков – в минимизации затрачиваемых финансов на уплату этих налогов. Исходя из этого, совершенство налоговой системы непосредственно зависит от достижения баланса между позициями государства и налогоплательщиков.


Таблица 2.1–Мероприятия по совершенствованию налоговой системы РФ

Проблемный вопрос

Мероприятия

Ожидаемый результат

1. Несправедливое налогообложение доходов граждан, что приводит к уклонению от уплаты налогов

Введение прогрессивной системы налогообложения при исчислении НДФЛ

Выход с теневого рынка труда значительной доли доходов граждан, что обеспечит их социальную защищенность.

2. Увеличение доли косвенных налогов в доходной части бюджета

Введение единого налога на недвижимость путем объединения налога на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельного налога

Повышение эффективности использования имущества и обеспечение стабильного пополнения региональных и местных бюджетов

3. Слабо разработана система текущего контроля со стороны налоговых органов

Внедрение опыта зарубежных методик текущего контроля «фискального рескрипта» с учетом введенного в практику налогового мониторинга, как формы налогового контроля.

Расширение круга плательщиков, к которым может применяться горизонтальный мониторинг

Повышение налоговой культуры плательщиков

Снижение риска возникновения правонарушений в налоговой системе, конфликтности в налоговых правоотношениях

4. Отсутствие электронного документооборота и возможности оплаты электронными деньгами

Доработка Личного кабинета плательщика путем добавления режима формирования квитанций на оплату налогов и сборов

Разработка механизма оплаты налогов электронными деньгами

Создание комфортных условий для налогоплательщиков при исполнении платежной дисциплины

Усиление контрольной функции налоговой системы

Одним из эффективных инструментов налоговой политики принято считать налоговый механизм, который охватывает не только способы формирования налоговых отношений, но и их количественного (ставки налогов и доля ВВП) и качественного определения. В этом аспекте должен учитываться паритет таких функций налоговой системы, как регулирующая и фискальная, которые предполагают равновесие не только между государственными, однако и личными интересами.

Гарантия качественных и количественных показателей проектов социально-экономического развития и потенциала государства является первоочередной целью налогового планирования.


Налоговая ставка – важный инструмент осуществления разумной политики в этой сфере. С ее использованием осуществляется определение точного процента налоговой базы. При этом в качестве денежной оценки принимается величина налога. С внесением изменений в законодательство власти корректируют налоговое регулирование, не меняя при этом налогового законодательства в целом.

Не менее эффективное средство проведения налоговой политики – налоговые льготы. Данный способ предусматривает полное либо частичное освобождение субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц), в полной мере отвечающих за установленные требования, от налогообложения.

Зачастую стимулом налогообложения служит инвестиционная деятельность. Большинство стран мира, в числе которых находится и Российская Федерация до 2002 года, частично, а иногда и полностью, освобождали от налогообложения прибыль, направленную на инвестиционные цели.

Немаловажный элемент налогового механизма – штрафные санкции. Его можно рассматривать с двух сторон. Так, с одной стороны, он является мощным инструментом в руках правительства, необходимым для осуществления контроля по обязательствам налогоплательщиками. С другой стороны – создание стимула для плательщиков на использование эффективных форм осуществления деятельности. Штрафные санкции принимают косвенную форму реализации налогового механизма; непосредственное влияние они не оказывают на результаты хозяйствования. В зависимости от качества работы контролирующих органов и определяется действенность штрафных санкций.

Согласно части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации закреплен принцип единой финансовой политики, проводимой в государстве [1]. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и мощным инструментом в руках страны в области регулирования социальных и экономических отношений.

Увеличить налоговые поступления возможно путем использования следующих механизмов: методы расчета налоговой базы, регулирование продолжительности налогового периода, установление налоговой ставки и налоговой льготы. Рост налоговых ставок зачастую кардинально меняет и решает проблему.

С одной стороны, это является положительным инструментом для государства, так как при повышении ставки возрастает сумма налоговых поступлений в казну государства. Однако, с другой стороны, должны учитываться интересы налогоплательщика, у которого и так прослеживается высокая налоговая нагрузка. Поэтому к данному вопросу необходимо подходить рационально. При этом налоговые поступления в федеральный бюджет достаточно эффективно регулируются посредством применения налоговых льгот.


С внедрением любой льготы должны быть учтены потери в доходах бюджета с обоснованием получения плательщиком налоговой выгоды. Стратегия современной налоговой политики построена на результатах анализа использования налоговых льгот в разрезе налогов и сборов. Рациональное использование налоговых преференций в экономической общественной системе с учетом заинтересованности обеих сторон: государства и налогоплательщика. На сегодня не существует достоверных данных, позволяющих принимать объективные решения в ходе применения налоговых льгот. Поэтому в перспективе необходимо иметь информацию о количестве налоговых льгот, категориях и контингентах налогоплательщиков, их применяющих, а также о выпадающих налоговых доходах в бюджете с учетом результатов анализа отчетности ФНС РФ, которая сформирована по налоговым декларациям. Действующая форма декларации не содержит полной информация по налогу, поэтому целесообразно внести уточнения в содержание и структуру налоговых деклараций путем отражения там полных данных налогоплательщика (добавление новых строк).

Как уже было в данной работе в последние годы прослеживается высокая доля косвенных налогов в общих поступлениях. Косвенное налогообложение зачастую подвергается критике, так оно считается многими исследователями, как недемократичное и регрессивное. Но в то же время косвенные налоги являются оптимальным инструментом пополнения бюджета государства в условиях экономического спада. Поэтому с целью увеличения доли прямых налогов в местных бюджетах в рамках данного исследования предложено объединение налога на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельного налога в единый налог на недвижимость, что повысит эффективность использования имущества и обеспечит стабильное пополнение региональных и местных бюджетов. Объектом налогообложения должен быть объект недвижимости, состоящий из земельного участка, а также строения, находящегося на нем. Налоговая база – рыночная стоимость данного объекта.

Введение такого налога снизит долю плательщиков, уклоняющихся от налогообложения, упростит налоговый контроль, усовершенствует налоговое администрирование и обеспечит максимальное привлечение недвижимости к налогообложению.

Вызывает еще много вопросов, связанных с поиском направлений устранения недостатков, присущих российской системе имущественных налогов. Для их решения следует внести изменения в порядок формирования и учета недвижимости, пересмотра инструментов налогового администрирования. К примеру, современный механизм оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости так и не выработан. Еще одной проблемой, не решаемой в ближайшее время, является отсутствие качественного электронного документооборота между участниками налогового администрирования. Качественное администрирование является достаточно дорогостоящим и сложным процессом. Для проверки достоверности и полноты исчисления налога нужно осуществлять сбор, обработку и регулярную актуализацию больших массивов информации.