Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Приоритетные направления налогового регулирования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения как фактора экономического развития
1.1 Экономическое содержание налогов и их роль в государственном регулировании экономики
1.2 Основные принципы налогообложения
Глава 2. Пути совершенствования налоговой системы РФ
2.1 Приоритетные направления налогового регулирования
2.2 Налоговое стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из функций налоговой системы является стимулирование развития перспективных отраслей экономики. Для выполнения данной функции и существуют различные налоговые режимы.
При этом налоговая система служит одним из важнейших экономических регуляторов, базой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От эффективности построения системы налогообложения зависит экономическое развитие страны. Поэтому именно налоговая система Российской Федерации, сегодня оказалась основным предметом дискуссий о методах реформирования и путей совершенствования, равно как и острой критики.
Актуальность работы обусловлена тем, по мере развития рыночных отношений присущие современной налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это служит тормозом экономического и социального развития страны и ее территориальных образований, в рузультате чего вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В следвствии возникает тенденция ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их сокращения и несвоевременности выплат заработной платы.
В эффективно функционирующих моделях налоговой системы, построенных в социально ориентированных развитых государствах, налоговый механизм используется для снятия социальной напряженности,обеспечения политической устойчивости и создания наиболее подходящих для экономического роста условий. В момент регулирования развития территорий налоги в данных государствах играют стимулирующую роль, или выступают в качестве ограничителей социально неэффективных решений.
Краткий обзор литературы. Степень научной разработанности темы достаточно высокая.
Так, большое значение для теоретического осмысления налогообложения в России имели труды Дадашева А.З., Красницкого В.А., Лобанова А.В. и Перонко И.А. Исследования зарубежного опыта в сфере налогообложения отображены в работах Филипповой Н.А., Создаевой О.Ю., Хамгогова И.В., Хетачурова Г.В.
Однако в современных научных работах до конца не исследованы вопросы использования «фискального рескрипта» в качестве эффективной формы налогового контроля, а также целесообразность объединения имущественных налогов в единый налог на недвижимость. Именно этим вопросам и будет уделено внимание в данной работе.
Объект исследования – налоговая система.
Предмет исследования – современное состояние налоговой системы и ее роль в экономическом развитии России.
Цель работы – по результатам анализа налоговой системы России выявить проблемы и определить пути ее совершенствования с целью достижения роста налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы налогообложения как фактора экономического развития;
- проанализировать налоговую систему России;
- выявить основные проблемы развития современной налоговой системы;
- определить направления совершенствования налоговой системы РФ.
Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления экономикой и налогов, налогового контроля и администрирования.
При решении поставленных задач использовались общенаучные и частные научные методы познания: экономико-математические методы, статистическое наблюдение, анализ и синтез, методы сравнения, с помощью которых получены достоверные научные знания и организован научный поиск в ходе достижения цели.
Структура и объем работы определены целью и задачами исследования с учетом подходов к выбранной теме, а также степенью научной разработанности рассматриваемого вопроса. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения как фактора экономического развития
1.1 Экономическое содержание налогов и их роль в государственном регулировании экономики
Субъективная сторона налогов в виде конкретизации их видов, уровня ставок и системы льгот, напротив, предопределяется только внешней средой, в рамках которой налоги функционируют. Особое значение здесь имеют: тип государственного устройства, уровень социально-экономического развития страны, масштабность перечень задач, которые поставлены перед обществом в определенный период времени и, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные особенности налоговой системы государства.
Так, А. Смитом был определен налог в качестве бремени, накладываемого государством в законодательном порядке, в котором предусматривается его порядок уплаты и размер. Смитом выдвинут тезис о непроизводительном характере государственных расходов. Именно поэтому налог вреден для общества. Однако при этом выдающимся экономистом понимался налог в качестве осознанной необходимости и потребности социального и экономического развития [12., с. 41].
Современными определениями налога делается акцент на принудительном характере налогообложения и на отсутствие прямой связи между налогами и выгодой гражданина.
«Налог – это принудительная выплата правительству домохозяйством либо компанией денежных средств (либо передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство либо компания непосредственно не приобретают товары или услуги…» [28, с. 52].
Налоговым кодексом РФ (ст. 8) дается такое определение данному понятию: «Под налогом подразумевается индивидуальный и обязательный безвозмездный платеж, который взимается с предприятий и физических лиц в виде отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления для финансового обеспечения деятельности государства либо его муниципальных образований» [1].
В понятие «налог» с учетом особенностей российского хозяйствования закладываются различные нюансы юридического характера, которые имею определенное значение для понимания сути налогообложения, а именно:
- налоги утверждаются только законодательной властью;
- основной особенностью налога является односторонний характер его установления;
- налог – индивидуально безвозмездный платеж;
- уплата налога входит в обязанности налогоплательщика и не порождает встречные обязанности государства;
- налог взимается на условиях безвозвратности;
- целью взыскания налога служит обеспечение общих расходов государства без конкретизации.
В современном обществе налоги являются основной формой формирования государственных доходов. Помимо финансовой функции использование налогового механизма реализуется с целью экономического воздействия государства на общественное производство, его структуру и динамику. Кроме этого, предназначение налоговой системы - оказывать влияние на укрепление рыночных отношений, способствовать развитию предпринимательства, а также стимулировать процесс производства с одновременным формированием барьера на пути социального обнищания малообеспеченных слоев населения.
Налоги объективно необходимы в качестве основного источника наполнения бюджетов всех уровней. Средства, которые получены от уплаты налогов, используются при финансировании государственных программ, которые предусмотрены законами о бюджете на соответствующий год.
При выполнении своей фискальной функции налогами оказывается влияние в процессе смены капитала из товарной в денежную форму. При этом система налогового регулирования оказывает воздействие и на стадии производства, и на стадии потребления, что позволяет государству осуществлять контроль массового спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, так как доход является базой на спрос населения и конечным результатом функционирования капитала в производственной сфере.
Классификация налогов представлена на рисунке 1.1 [8.].
Налоговая система РФ включает виды налогов и сборов
По уровню бюджетов
По способу изъятия
По характеру собирания и использования
По субъектам налогоплательщикам
Федеральные
Прямые
Общие
Уплачиваемые юридическими лицами
Региональные
Косвенные
Целевые
Уплачиваемые физическими лицами
Местные
Смешанные налоги
Рисунок 1.1 – Виды налогов РФ
Воздействие налогов на экономику происходит опосредованно. А в качестве инструментов перераспределения ВВП, они влияют с определенным опозданием от существующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов имеет высокую эффективность только при своевременном принятии соответствующих мер налогового регулирования.
Многообразие налогов, которые различаются по принципам обложения, следует из механизмов взимания и регулирования, что обусловливает необходимость их классификации и систематизации.
Одним из критерием является отнесение налогообложения к подоходно-поимущественному налогообложению расходов на потребление – два основных вида: прямые и косвенные.
В соответствии с указанным критерием под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, которые взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги подразделяются на личные и реальные.
Личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (имущество и доход) определяются индивидуально для каждого конкретного плательщика с учетом предоставленных ему льгот. В зависимости от объекта налогообложения различаются следующие виды прямых личных налогов: налог на прибыль корпораций (фирм), подоходный с физических лиц, налог с наследств и дарений и налог на сверхприбыль.
Косвенные налоги взимаются с расходов на потребление. Они представлены в виде надбавки к цене услуги или товара. К ним могут быть отнесены: акцизы, налог на добавленную стоимость, платежи, выплачиваемые юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые государственными организациями; фискальные монополии, например, сборы за различные государственные лицензии, разрешения, обработка документов (гербовый сбор) и т. д., также включены налоги с оборота; взнос (платеж) на импортные, экспортные и (реже) транзитные товары.
Рассмотрев общие принципы классификации, можно подробнее ее представить в разрезе конкретных налогов РФ (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация налогов
Таким образом, рассмотренная классификация налогов позволила судить об их многообразии.
Сущность налогов проявляется в их функциях (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Функции налогов
Рассмотренная сущность налогов показала, что они должны действовать на всей территории государства. Единство любой налоговой системы проявляется, во-первых, в том, что повсеместно действуют одни и те же виды налогов. Во-вторых, что таким единством отражается равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами одного уровня.
Статьи 13,14 и 15 Налогового Кодекса РФ, отражают весь перечень налогов, подлежащих исчислению и уплате юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Стоит остановиться на каждой системе, действующей на территории Российской Федерации, более подробно.
Общая система налогообложения (далее – ОСНО) – это система, которая является стандартной и, одновременно, наиболее сложной, так как включает в себя полный спектр налогов (налог на прибыль, НДС и другие налоги) и ведения бухгалтерского учета в наиболее полном объеме.
Общая система включает в себя следующий перечень налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды [22., с. 25]:
- НДС – ставка в большинстве случаев 20%; льготная ставка – 10% (реализация отдельных продовольственных и детских товаров, а также медикаментов); ставка 0% - льготная ставка применимая при экспортных поставках;
- Налог на прибыль организаций – ставка 20%;
- Налог на имущество организаций – ставка 2,2%;
- НДФЛ (на доход физических лиц) – ставка 13%;
- Страховые взносы во внебюджетные фонды: в ПФ РФ (22%), ФФОМС (5,1%), ФСС (2,9%);
- Налоги в местный бюджет: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.