Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Приоритетные направления налогового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Одной из функций налоговой системы является стимулирование развития перспективных отраслей экономики. Для выполнения данной функции и существуют различные налоговые режимы.

При этом налоговая система служит одним из важнейших экономических регуляторов, базой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От эффективности построения системы налогообложения зависит экономическое развитие страны. Поэтому именно налоговая система Российской Федерации, сегодня оказалась основным предметом дискуссий о методах реформирования и путей совершенствования, равно как и острой критики.

Актуальность работы обусловлена тем, по мере развития рыночных отношений присущие современной налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это служит тормозом экономического и социального развития страны и ее территориальных образований, в рузультате чего вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В следвствии возникает тенденция ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их сокращения и несвоевременности выплат заработной платы.

В эффективно функционирующих моделях налоговой системы, построенных в социально ориентированных развитых государствах, налоговый механизм используется для снятия социальной напряженности,обеспечения политической устойчивости и создания наиболее подходящих для экономического роста условий. В момент регулирования развития территорий налоги в данных государствах играют стимулирующую роль, или выступают в качестве ограничителей социально неэффективных решений.

Краткий обзор литературы. Степень научной разработанности темы достаточно высокая.

Так, большое значение для теоретического осмысления налогообложения в России имели труды Дадашева А.З., Красницкого В.А., Лобанова А.В. и Перонко И.А. Исследования зарубежного опыта в сфере налогообложения отображены в работах Филипповой Н.А., Создаевой О.Ю., Хамгогова И.В., Хетачурова Г.В.

Однако в современных научных работах до конца не исследованы вопросы использования «фискального рескрипта» в качестве эффективной формы налогового контроля, а также целесообразность объединения имущественных налогов в единый налог на недвижимость. Именно этим вопросам и будет уделено внимание в данной работе.

Объект исследования – налоговая система.


Предмет исследования – современное состояние налоговой системы и ее роль в экономическом развитии России.

Цель работы – по результатам анализа налоговой системы России выявить проблемы и определить пути ее совершенствования с целью достижения роста налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы налогообложения как фактора экономического развития;

- проанализировать налоговую систему России;

- выявить основные проблемы развития современной налоговой системы;

- определить направления совершенствования налоговой системы РФ.

Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления экономикой и налогов, налогового контроля и администрирования.

При решении поставленных задач использовались общенаучные и частные научные методы познания: экономико-математические методы, статистическое наблюдение, анализ и синтез, методы сравнения, с помощью которых получены достоверные научные знания и организован научный поиск в ходе достижения цели.

Структура и объем работы определены целью и задачами исследования с учетом подходов к выбранной теме, а также степенью научной разработанности рассматриваемого вопроса. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения как фактора экономического развития

1.1 Экономическое содержание налогов и их роль в государственном регулировании экономики

Субъективная сторона налогов в виде конкретизации их видов, уровня ставок и системы льгот, напротив, предопределяется только внешней средой, в рамках которой налоги функционируют. Особое значение здесь имеют: тип государственного устройства, уровень социально-экономического развития страны, масштабность перечень задач, которые поставлены перед обществом в определенный период времени и, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные особенности налоговой системы государства.


Так, А. Смитом был определен налог в качестве бремени, накладываемого государством в законодательном порядке, в котором предусматривается его порядок уплаты и размер. Смитом выдвинут тезис о непроизводительном характере государственных расходов. Именно поэтому налог вреден для общества. Однако при этом выдающимся экономистом понимался налог в качестве осознанной необходимости и потребности социального и экономического развития [12., с. 41].

Современными определениями налога делается акцент на принудительном характере налогообложения и на отсутствие прямой связи между налогами и выгодой гражданина.

«Налог – это принудительная выплата правительству домохозяйством либо компанией денежных средств (либо передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство либо компания непосредственно не приобретают товары или услуги…» [28, с. 52].

Налоговым кодексом РФ (ст. 8) дается такое определение данному понятию: «Под налогом подразумевается индивидуальный и обязательный безвозмездный платеж, который взимается с предприятий и физических лиц в виде отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления для финансового обеспечения деятельности государства либо его муниципальных образований» [1].

В понятие «налог» с учетом особенностей российского хозяйствования закладываются различные нюансы юридического характера, которые имею определенное значение для понимания сути налогообложения, а именно:

- налоги утверждаются только законодательной властью;

- основной особенностью налога является односторонний характер его установления;

- налог – индивидуально безвозмездный платеж;

- уплата налога входит в обязанности налогоплательщика и не порождает встречные обязанности государства;

- налог взимается на условиях безвозвратности;

- целью взыскания налога служит обеспечение общих расходов государства без конкретизации.

В современном обществе  налоги  являются основной формой формирования государственных доходов. Помимо финансовой функции использование налогового механизма реализуется с целью экономического воздействия государства на общественное производство, его структуру и динамику. Кроме этого, предназначение налоговой системы - оказывать влияние на укрепление рыночных отношений, способствовать развитию предпринимательства, а также стимулировать процесс производства с одновременным формированием барьера на пути социального обнищания малообеспеченных слоев населения.


Налоги объективно необходимы в качестве основного источника наполнения бюджетов всех уровней. Средства, которые получены от уплаты налогов, используются при финансировании государственных программ, которые предусмотрены законами о бюджете на соответствующий год.

При выполнении своей фискальной функции налогами оказывается влияние в процессе смены капитала из товарной в денежную форму. При этом система налогового регулирования оказывает воздействие и на стадии производства, и на стадии потребления, что позволяет государству осуществлять контроль массового спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, так как доход является базой на спрос населения и конечным результатом функционирования капитала в производственной сфере.

Классификация налогов представлена на рисунке 1.1 [8.].

Налоговая система РФ включает виды налогов и сборов

По уровню бюджетов

По способу изъятия

По характеру собирания и использования

По субъектам налогоплательщикам

Федеральные

Прямые

Общие

Уплачиваемые юридическими лицами

Региональные

Косвенные

Целевые

Уплачиваемые физическими лицами

Местные

Смешанные налоги

Рисунок 1.1 – Виды налогов РФ

Воздействие налогов на экономику происходит опосредованно. А в качестве инструментов перераспределения ВВП, они влияют с определенным опозданием от существующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов имеет высокую эффективность только при своевременном принятии соответствующих мер налогового регулирования.

Многообразие налогов, которые различаются по принципам обложения, следует из механизмов взимания и регулирования, что обусловливает необходимость их классификации и систематизации.

Одним из критерием является отнесение налогообложения к подоходно-поимущественному налогообложению расходов на по­требление – два основных вида: прямые и косвенные.

В соответствии с указанным критерием под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, которые взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги подразделяются на личные и реальные.

Личные налоги учитывают платежеспособ­ность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (имущество и доход) определяются индивидуально для каждого конкретного пла­тельщика с учетом предоставленных ему льгот. В зависимости от объ­екта налогообложения различаются следующие виды прямых личных налогов: налог на прибыль корпораций (фирм), подоходный с физических лиц, налог с наследств и дарений и налог на сверхприбыль.


Косвенные налоги взимаются с расходов на потребление. Они представлены в виде надбавки к цене услуги или товара. К ним могут быть отнесены: акцизы, налог на добавленную стоимость, платежи, выплачиваемые юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые государственными организациями; фискальные монополии, например, сборы за различные государственные лицензии, разрешения, обработка документов (гербовый сбор) и т. д., также включены налоги с оборота; взнос (платеж) на импортные, экспортные и (реже) транзитные товары.

Рассмотрев общие принципы классификации, можно подробнее ее представить в разрезе конкретных налогов РФ (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Классификация налогов

Таким образом, рассмотренная классификация налогов позволила судить об их многообразии.

Сущность налогов проявляется в их функциях (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Функции налогов

Рассмотренная сущность налогов показала, что они должны действовать на всей территории государства. Единство любой налоговой системы проявляется, во-первых, в том, что повсеместно действуют одни и те же виды налогов. Во-вторых, что таким единством отражается равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами одного уровня.

Статьи 13,14 и 15 Налогового Кодекса РФ, отражают весь перечень налогов, подлежащих исчислению и уплате юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Стоит остановиться на каждой системе, действующей на территории Российской Федерации, более подробно.

Общая система налогообложения (далее – ОСНО) – это система, которая является стандартной и, одновременно, наиболее сложной, так как включает в себя полный спектр налогов (налог на прибыль, НДС и другие налоги) и ведения бухгалтерского учета в наиболее полном объеме.

Общая система включает в себя следующий перечень налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды [22., с. 25]:

  • НДС – ставка в большинстве случаев 20%; льготная ставка – 10% (реализация отдельных продовольственных и детских товаров, а также медикаментов); ставка 0% - льготная ставка применимая при экспортных поставках;

- Налог на прибыль организаций – ставка 20%;

- Налог на имущество организаций – ставка 2,2%;

- НДФЛ (на доход физических лиц) – ставка 13%;

- Страховые взносы во внебюджетные фонды: в ПФ РФ (22%), ФФОМС (5,1%), ФСС (2,9%);

- Налоги в местный бюджет: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.