Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Обзор литературы по проблеме профессионального самоопределения).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Профессиональное самоопределение в работах исследователей
1.2. Периодизация и этапы профессионального выбора
1.3. Цель, смысл, детерменирующие профессиональное самоопределение
1.4. Факторы, воздействующие на выбор профессии
ГЛАВА 2 Практическая помощь в выборе профессии
Е.А. Климов отмечает, что есть устойчивые, практически не поддающиеся коррекции личные качества, имеющие значение для успешной карьеры.
Примечательно, что юношеский возраст, по мнению Эриксона, связан с кризисом идентичности, то есть индивидуально-личностных и социальных выборов и самоопределений. Может сформироваться неадекватная идентичность, если не удастся разрешить эти задачи, которая проявляется в следующих характеристиках:
- уход от близких межличностных отношений;
- боязнь взросления и изменений, неспособность строить самостоятельные жизненные планы;
- отсутствие концентрации, неэффективное использование творческих способностей;
- нежелание делать профессиональный выбор, подражание отрицательным образцам.
П.А. Шавир выделяет личностные предпосылки самоопределения[36]:
1) особенности личности, способствующие решению проблемы выбора профессии, но прямо не активизирующие этот процесс. (например, воля, трудолюбие).
2) компоненты личностной направленности, движущие процесс профессионального самоопределения и определяющие его избирательность[39] (осознание потребности выбора, интересы и склонности, ценности, принципы.
Немаловажную роль в профессиональном самоопределении личности играет самооценка, насколько адекватно соотносит человек свои возможности с профессией. Самооценка формируется на каждом жизненном этапе, и рассматривать ее необходимо в возрастном аспекте [25].
Часто школьники не понимают собственные возможности, это чревато неправильным выбором жизненного пути [40].
Объективно оценить себя сложно. Встречаются как завышенная самооценка, так и заниженная.
Самооценка значительно оказывает влияние на положительное восприятие себя как субъекта профессиональной деятельности ( авторы Г.В. Акопов, А.А. Бодалев, Л.А. Анцыферова, Я.Л. Коломинский, В.А. Бодров, Б.Ф. Ломов, П.Г. Щедровицкий, С.Л. Рубинштейн и пр.).
Самооценка у старшеклассников способствует самовоспитанию и прогнозированию своей будущей профессиональной деятельности. [41]
ВЫВОДЫ по главе 1
В основном, психологические исследования направлены на изучение факторов и условий, способствующих выбору профессии, и самого процесса выбора (авторы Л.И. Божович, И.С. Кон, П.А. Шавир) [5], [20], [36]. Это однобокий подход, он ограничен анализом подготовки подростков к выбору профессии (В.Ю. Шегурова) [53]. А ведь процесс профессионального выбора продолжается в течение всей жизни человека, как отмечает Е. А. Климов [18]. Наоборот, опыты и наблюдения показывают, что большинство выпускников школы выбирают профессию случайно, не обдумывая и не мотивируя своё решение.
Таким образом, профессиональное самоопределение чаще всего понимается как длительный процесс, занимающий значительную часть жизни человека. В настоящее время главной проблемой профессионального самоопределения является не только реализация своих интересов, способностей и склонностей, но и получение достойного заработка, занятие высокого положения в обществе. Все это осложняется нестабильной и чрезвычайно изменчивой ситуацией на рынке труда.
Профессиональное самоопределение состоит из нескольких этапов и имеет разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в деятельности путем усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных избранной профессиональной специализации. Поэтому профессиональная переориентация квалифицируется как самостоятельный этап жизненного и профессионального самоопределения, необходимый для продуктивного (неконфликтного) преодоления негативных эффектов (социально-психологических и психологических) профессионального исключения, сознательного принятия избранной профессии и нахождения личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего личностного и профессионального развития молодежи.
ГЛАВА 2 Практическая помощь в выборе профессии
2.1. Активные методы в профориентации
Самым распространенным методом профориентации является профессиональная консультация.
Необходимо рассказать учащемуся о наличии, достоинствах и недостатках профессий, помочь адекватно оценить свои личные характеристики и направить подростка в соответствии с требованиями профессий к человеку.
Профессиональная ориентация направлена на содействие подростку в профессиональном самоопределении с учетом его интересов, возможностей и способностей. Профессиональная консультация призвана обеспечить психологическую поддержку при возникновении трудностей.
Профессиональная консультация состоит из следующих обязательных элементов: диагностика человека для выявления наличия и степени выраженности профессионально важных качеств, соотношение личных свойств подростка с требованиями, предъявляемыми выбранной профессией к нему, рекомендация по выбору профессий, педагогическое воздействие, психологическая поддержка.
Профессиональная психологическая консультация проводится, как правило, в форме групповой или индивидуальной работы с клиентом. Групповая профконсультация - это беседа на общую тему - о личной мотивации профессионального выбора, пользе труда, о выявлении профессиональных склонностей и интересов. Групповая профконсультация способствует в свою очередь определению тех молодых людей, кто нуждается в индивидуальной консультации.
Индивидуальная профконсультация имеет следующие уровни проведения:
- Первичная:
область проведения – в небольшой группе, консультация направлена на выявление главных мотивов выбора профессии, степени выраженности профессиональных интересов каждого человека. Помогает уточнить профессиональный выбор, выяснить степень осознанности в процессе самоопределения.
- Индивидуальная психологическая профконсультация:
проводится, когда первичная консультация не даёт конкретного результата, необходимо дальнейшее изучение личности.
В работах Е.А. Климова и С.А. Боровиковой проведена типизация и рассмотрены варианты профконсультационных ситуаций, среди которых наиболее распространенные:
1. Выбирающий профессию человек хорошо ознакомлен с профессиями, выбрал себе специальность в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями, ознакомлен с путями получения профессии, в то же время обращается к профконсультанту за помощью с целью убедиться в правильности своего выбора.
2. Имеется несколько вариантов профессиональной перспективы и нужно сделать выбор, выяснить степень обоснованности его выбора, мотивы, уточнить область интересов, степень общего развития и выраженности профессионально важных качеств, степень притязаний.
3. "Конфликтная ситуация" - когда вопрос профессионального выбора вызывает разногласия (внутренние - недооценка себя, завышенный уровень притязаний, внешние - с родителями, учителями, окружающими).
4. Неопределенность выбора, неуверенность подростка, но присутствует проявленная склонность к определенному виду деятельности.
5. У учащегося нет ни профессиональных предпочтений, ни представленных склонностей к определенной деятельности - необходимо провести диагностическую работу для выяснения его индивидуально-психологических свойств, причин отсутствия склонностей, помочь в нормализации самооценки, процессе самопознания и профессионального выбора.
Первичную профконсультацию удобнее проводить в группе 3-7 человек, в ходе консультации подростков обучают механизмам выбора профессии, предоставляется актуальная информация о профессиях. Результатом мероприятия выступает осознание и ответственность учащегося по отношению к профессиональному самоопределению. На основании результатов первичной профконсультации выявляются те подростки, которым необходима индивидуальная беседа с психологом.
Данные при проведении первичной консультации могут быть получены с помощью психологического тестирования.
Традиционно к активным методам в психологии относят деловые игры, тренинги, упражнения с элементами игры. Вот несколько примеров профориентационных игр и упражнений:
1. Профориентационные интерактивные игры с классом:
- для учащихся средней школы, применяются для участников в группах до 25 человек;
- игры, разработанные Н.С. Пряжниковым: «Ассоциации», «Советчик», «Остров», «Спящий город», «Пять шагов», «Угадай профессию», рассчитаны на школьный урок, целесообразнее применять их в качестве дополнительной методики к лекционной профориентационной работе.[26]
2. Профориентационные игровые упражнения:
работа в малых группах до 7 человек, упражнение с элементами профессионального общения. По сравнению с играми, предназначенными для работы со всем классом, игровые профориентационные упражнения просты и динамичны.
Существуют условия для успешного проведения профориентационных игровых упражнений:
• мобильность игр, это укрепляет дисциплину в группах, потому что все участники задействованы в процессе игры;
• акцентировать внимание на положительные, инициативные действия и предложения участников;
• добровольность участия в играх, – возможность быть просто наблюдателем процесса при условии, что остальная часть группы не возражает.
При проведении игры следует соблюдать нормы культурного поведения, традиции - соблюдение правил игры, открытое общение, уважительное и доверительное отношение к остальным участникам игры.[58]
Таким образом, важно использовать методики профессиональной ориентации подростков:
- система профориентации (знания о профессиях и способность оценить свои индивидуальные особенности) (предлагает Б.А. Федоришин),
- проведение диагностики личности для содействия в профессиональном самоопределении (у В.Д. Шадрикова),
- профессиональная консультация, банк профессиокарт (Е.А. Климов);
- выявление общественно-значимых мотивов профессионального выбора (Е.М. Павлютенков),
- особенности профориентации студентов в высших учебных заведениях (Н.Н. Чистяков, Н.Ш. Шадиев, П.А. Шавир),
- духовное совершенствование в ходе всего процесса сознательного выбора профессии (Г.П. Шевченко).
В условиях динамичных социально-экономических перемен учащиеся старших классов особенно нуждаются в психологическом сопровождении и оказания содействия в профессиональном самоопределении.
Игра как метод обучения обладает мощным потенциалом. Такие методики, как тренинги, упражнения с элементами игры доказали свою эффективность.
Психолог Эльконин Д.Б. называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», а Н.С. Пряжников много времени посвятил разработке профориентационных игр и задач, которые применяются в современной психологии.
-
- Трудности профориентации
Н.И. Шевандрин выделил типичные трудности, с которыми сталкиваются при профессиональном самоопределении:
1) выбор профессии всей жизни, предпочтение профессии высокой квалификации, предполагающей наличие у работника высшего образования;
2) предрассудки, в случае когда важные для общества сферы труда считаются недостойными;
3) выбор профессии «за компанию», чтобы продолжить дружить;
4) перенос личного отношения к человеку-представителю профессии на саму эту профессию;
5) увлечение частной, внешней стороной профессии;
6) интерес к школьному учебному предмету и соответствующий выбор профессии;
7) неактуальные представления о характере труда в отдельных сферах производства;
8) непонимание своих личных свойств;
9) неучитывание физических особенностей, имеющих значение при выборе профессии;
10) незнание порядка действий при выборе профессии [38].
Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Щедровицкова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др.
Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения о профессиональном выборе нашли отражение в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Пути профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы раскрыты в исследованиях М.А. Добрынина, Н.К. Елаева, В.В. Кревневича, В.Р. Ленгвинаса, П.Т. Магмузова, Г.П. Никова, А.П. Сейштева и др., в которых определены содержание, формы и методы профориентационной работы.