Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Роль и значение внешней и внутренней среды организации ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль и значение внешней и внутренней среды организации
1.1 Внешняя и внутренняя среда: понятие, сущность, виды
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды организации
2.2 Управленческое исследование внутренней среды организации
2.4 Совокупный анализ внешней и внутренней среды организации
Внутренняя среда.
Организация внутренней среды состоит из элементов внутри организации, в том числе действующих сотрудников, управления и особенно корпоративной культуры, которая определяет поведение сотрудников. Лидерский стиль менеджера напрямую влияет на сотрудников. [9, c. 114] Традиционные менеджеры дают четкие инструкции сотрудникам, в то время как прогрессивные менеджеры дают сотрудникам возможность самостоятельно принимать решения. Изменения в стиле руководства находятся под контролем менеджера. [9, c. 114]
Элементы, составляющие внутреннюю среду:
Миссия организации описывает, что за организация стоит и почему она существует. Он объясняет общую цель организации и включает атрибуты, которые отличают ее от других организаций ее типа.
Миссия должна быть больше, чем слова на листе бумаги, она должна раскрыть философию компании, а также ее цель. Эта декларация должна быть живым, дышащим документом, который предоставляет информацию и вдохновение для членов организации. Заявление о миссии должно отвечать на вопросы «Каковы наши ценности?» и «За что мы выступаем?». Это утверждение направлено на организацию, объединяя ее членов для совместной работы для достижения ее общих целей. [23, c. 87]
Эффективные формулировки миссии ведут к эффективным усилиям. В сегодняшней, ориентированной на качество и высококонкурентной среде, цель эффективной миссии заключается в удовлетворении потребностей клиентов. Хорошая миссия - это точное определение следующих целей компании:
Клиенты - кто будет обслужен.
Продукты / услуги - что будет производиться.
Место - где будут производиться товары / услуги.
Философия - какой идеологии будет следовать.
Политики компании - это руководящие принципы, регулирующие порядок решения определенных организационных ситуаций. Подобно тому, как колледжи придерживаются политики приема, апелляций, предварительных условий и отказов, компании разрабатывают правила для руководства, которое должно принимать решения об обстоятельствах, которые часто возникают в их организации. Политика компании является показателем индивидуальности организации и должна совпадать с формулировкой ее миссии. [1, c. 113]
Организационная культура является личностью организации. Так же, как у каждого человека есть индивидуальность, так и у каждой организации. Культура организации отличает ее от других и формирует действия ее членов. [1, c. 113]
Четыре основных компонента составляют культуру организации: значения,
герои, обряды и ритуалы, социальная сеть
Ценности являются основными убеждениями, которые определяют успехи сотрудников в организации.
Второй компонент - герои. Герой - образцовым человек, который отражает образ, отношения или ценность организации и служит образцом для подражания для других сотрудников. Герой иногда является основателем организации. Тем не менее, герой компании не должен быть основателем, это может быть обычный работник. [13, c. 43]
Обряды и ритуалы, третий компонент, являются рутинами или церемониями, которые компания использует для распознавания высокопроизводительных сотрудников. Корпоративные собрания и ежеквартальные встречи могут поблагодарить выдающихся сотрудников за выдающийся сервис. Награды призваны служить примером и вдохновлять всех сотрудников компании на оставшуюся часть года.
Последний компонент, социальная сеть, является неформальным средством общения внутри организацией. Именно через эту сеть сотрудники действительно узнают о культуре и ценностях организации.
Побочным продуктом культуры компании является организационный климат. Общий тон на рабочем месте и моральный дух его работников являются элементами повседневного климата. Отношение работников диктует позитивную или негативную «атмосферу» на рабочем месте. Ежедневные отношения и взаимодействия сотрудников указывают на климат в организации. [9, c. 75]
Ресурсы - это люди, информация, объекты, инфраструктура, машины, оборудование, материалы и финансы, которыми располагает организация. Люди являются первостепенным ресурсом всех организаций. Информация, оборудование, машинное оборудование, материалы, материалы и финансы являются вспомогательными, нечеловеческими ресурсами, которые дополняют работников в их стремлении выполнить миссию организации. Наличие ресурсов и то, как менеджеры ценят человеческие и нечеловеческие ресурсы, влияют на среду организации. [9, c. 76]
Философия управления - это набор личных убеждений и ценностей менеджера в отношении людей и работы, и как таковой он может контролировать менеджер. Менеджеры Theory X относятся к сотрудникам почти как к детям, которым необходимо постоянное руководство, а менеджеры Theory Y относятся к сотрудникам как к компетентным взрослым, способным участвовать в принятии решений, связанных с работой. Эти управленческие принципы затем оказывают последующее влияние на поведение сотрудников. В результате организационная философия и философия управления должны быть в гармонии. [21, c. 28]
Количество сотрудников, вовлеченных в процесс решения проблем или принятия решений, отражает стиль руководства менеджера. Расширение прав и возможностей означает делегирование подчиненным полномочий принятия решений, свободы, знаний, автономии и навыков. К счастью, большинство организаций и менеджеров делают шаг к активному участию и командной работе, что влечет за собой расширение прав и возможностей.
1.2 PEST-анализ и SWOT-анализ
PEST-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия.
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия: политико-правовые, экономические, социокультурные; технологические. Анализ отмеченных факторов получил название PEST-анализа. PEST — это аббревиатура четырех английских слов Р — Political-legal — политико-правовые, Е — Economic -экономические, S — Sociocultural — социокультурные Т — Technological forces — технологические факторы. [16, с. 59]
Цель PEST-анализа — отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений. [5, с. 92]
Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.
Таблица 1
PEST-анализ факторов макросреды
Политика |
- P |
Экономика |
Е |
1. Правительственная стабиль- |
1. Общая характеристика эконо- |
||
Ность |
мической ситуации (подъем, |
||
2. Изменение законодательства |
стабилизация, спад) |
||
3. Государственное влияние на |
2. Курс национальной валюты и |
||
отрасли, включая долю госсоб- |
ставка рефинансирования |
||
Ственности |
3.Уровень инфляции |
||
4. Государственное регулирова- |
4.Уровень безработицы |
||
ние конкуренции в отрасли |
5. Цены на энергоресурсы |
||
5. Налоговая политика |
|||
Социум |
S |
Технология |
Т |
1. Демографические изменения |
1.Государственная техническая |
||
2. Изменение структуры доходов |
Политика |
||
3. Отношение к труду и отдыху |
2.Значимые тенденции в области |
||
4. Социальная мобильность насе- |
НИОКР |
||
ления |
3. Новые продукты (скорость об- |
||
5. Активность потребителей |
новления и освоения новых тех- |
||
нологий) |
|||
4.Новые патенты |
|||
Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.
Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др. [14, с. 107]
Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Порядок проведения PEST-анализа. Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:
1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
■ ■ (
2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, т.к. обеспечивается нормированием.
- Дается оценка степени влияния каждого фактора-события стратегию предприятия по 5-балльной шкале: «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» — отсутствие воздействия, угрозы.
- Определяются взвешенные оценки путем умножения фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия. [24, с. 63]
Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. [4, с. 17]
Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды. [9, c. 27]
- Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
- Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
- Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализ необходимо:
- Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
- Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ); [25, c. 43]
- Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п. [21, c.78]
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п. [10, c. 102]
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать. [21, c. 18]
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Таблица 2
Матрица SWOT-анализа
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
Рыночные |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ вашего предприятия |
Рыночные |