Файл: «Финансовая политика и ее реализация в РФ»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью определения понятий "финансовая система" и "финансовая политика", повышения эффективности функционирования финансовой системы и финансовой политики Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста в процессе рыночной трансформации.

С развитием рыночных отношении, делением национальной экономики на государственный и частный секторы, функции и возможности финансового баланса больше не отвечают требованиям их скоординированного функционирования. Это обуславливает необходимость переосмысления института сводного финансового баланса, его территориальной специфики и роли при анализе возможностей государства на всех властных уровнях обеспечить сбалансированность своих доходов и расходов в кратко-, средне - и долгосрочной перспективе. Эффективность функционирования финансовой системы субъекта Российской Федерации определяется как внешними условиями, так и качеством ее системы управления. Проблема совершенствования финансовой системы, повышения эффективности ее функционирования сложна и многогранна.

В этой связи возрастает актуальность исследования вопросов повышения эффективности всех звеньев финансовой системы России, а также формирования эффективной финансовой политики, чем и определяется актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретической основой настоящей работы являются труды Астахова Ю.А., Гафарова Г.Р., Долгополова Е.А., Ионова В.М., Лисина Н., Мирошника С.В., Родионова В.М., Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Рукавишникова И.В., Сенчарова В., Сергеева В.В., Черныша И. и др.

Цель предлагаемого исследования состоит в концептуальном обосновании и раскрытии понятии "финансовая политика" и "финансовая система", их понятие, содержания, структуры, особенностей функционирования.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

1. дать понятие "финансовая система": рассмотреть различные подходы;

2. рассмотреть вопрос о формировании финансовой системы;

3. дать понятие и показать значение финансовой политики;

4. показать принципы финансовой политики, и т.д.

По структуре данная работа состоит из введения, заключения, двух глав, четырех параграфов и списка использованной литературы.


1. Теоритические основы финансовой политики организации

1.1 Сущность, цели и направления финансовой политики организации

Финансы являются базисным фундаментом, сложившимся исторически для организации товарно-денежных отношений, и регулирования коммерческой деятельности людей, вследствие чего появилась финансовая политика, выразившаяся прежде всего в комплексе мероприятий, а также отношений между собственником и его коллективом (в зависимости от форм хозяйствования), а также покупателями и клиентами с целью поиска финансов для реализации собственных функций и задач.

Суть финансовой политики организации можно выделить определениями, данными разными авторами:

Финансовая политика - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом). В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика классифицирована на финансовую тактику и стратегию. Финансовая стратегия определена автором как долговременный курс финансовой политики, 6 рассчитанный на перспективу и предполагающий разрешение крупномасштабных задач развития корпорации.

Финансовая политика есть материализованная в финансовые решения и в практику осознания государством и обществом, предприятиями и фирмами необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала. Делается это не иначе как через как через объективно присущую финансам функции распределения и перераспределения вновь создаваемой стоимости, выраженной в денежной форме. [4, с.108]

Под финансовой политикой предприятия следует понимать целенаправленное использование финансов для достижения тактических и стратегических задач, к примеру, таких, как: достижение приемлемого объема продаж, усиление позиций производителя на рынке товаров; увеличение собственного капитала; прибыли и доходности (рентабельности) активов; сохранение ликвидности и платежеспособности баланса. Финансовая политика в этой ситуации также классифицируется на финансовую тактику и стратегию.

Представленные выше определения финансовой политики организации можно сделать вывод, что исследователи данного вопроса связывают финансовую политику с управлением финансовой деятельностью. Тогда можно провести взаимосвязь этих двух экономических составляющих, и сказать, что финансовая политика будет иметь схожие черты, и будет выражена стратегической и тактической политикой.


Повышение эффективности и наращивании финансового потенциала - вот главная цель финансовой политики организации. Разработка финансовой политики организации должна быть подчинена не только стратегическим, но также и тактическим целям. Также можно сказать, что разработка финансовой политики может быть производима в долгосрочной и краткосрочной перспективах. Построение эффективной системы управления также немаловажная цель в разработке финансовой политики. [8, с.40]

Для решения этих важных целей финансовой политики, ставятся две взаимосвязанные задачи стратегического характера:

  1. обеспечить финансовую устойчивость организации;
  2. максимизировать прибыль.

Акционеры, собственники и учредители определяют основные направления финансовой политики. Можно также посмотреть на распределение обязанностей в определении основных направлений финансовой политики в разрезе размера рассматриваемой организации - в малом и большом бизнесе, а также в усреднённой организации. Так, субъектами будут выступать, руководитель или бухгалтер организации в модели малого бизнеса, потому что именно на небольших предприятиях стираются грани должностных обязанностей, и глубокое разделение должностных функций не предусмотрено уставом.

На средних предприятиях функции будут осуществляться посредством и внутри других подразделений, в основном, это отдел экономического планирования или бухгалтерия. [30, с.134]

На больших предприятиях всегда имеется возможность расширения организационной структуры, обширности кадрового состава и точной дифференциации полномочий и грамотного ответственного делегирования между аппаратом финансового, контролирующего и информационного управления что даёт большие перспективы развития направлений финансовой политики конкретно на данном предприятии. Разработка и реализация финансовой политики в крупных организациях может быть централизованной и децентрализованной, то есть сосредоточена в едином центре или распределена по разным отделам.

Но какая бы ни была организация по количеству её отделов и сотрудников, малая, средняя или большая, самым главным и ответственным лицом за постановку проблем и задач в финансовом секторе, как правило всегда остаётся финансовый директор, который всегда ведёт мониторинг и анализирует целесообразность того или иного способа решения возникшей проблемы.

При анализе сущности финансовой политики нельзя не упомянуть о том, что финансовая политика в зависимости от продолжительности разработки, классифицируется на финансовую стратегию и финансовую тактику.


Разработка финансовой стратегии является долгосрочной финансовой политикой. Она производится в соответствии с задачами глобальной социально-экономической стратегии организации. В процессе её разработки осуществляется прогнозирование основных тенденций развития финансов, формирование концепции использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (страховщиками, инвесторами, покупателями, кредиторами, поставщиками).

Финансовая стратегия предполагает выбор путей альтернативного развития предприятия. Менеджеры составляют прогнозы, используют свою интуицию и опыт для распределения финансовых ресурсов на достижение целей, поставленных руководством.

Выбор той или другой стратегии не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (как правило это прибыль) из-за воздействия внешних факторов, в частном случае, состояния финансового рынка, таможенной, налоговой, денежно-кредитной и бюджетной политики государства. В качестве составной части финансовой стратегии выступает перспективное финансовое планирование, которое ориентировано на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, рентабельность, прибыль, платежеспособность и финансовая устойчивость. Формирование конкретных целей и задач производственной и финансовой деятельности и принятие оперативных управленческих решений происходит именно с позиции финансовой стратегии.

Финансовая тактика решает более частные и локальные задачи, в отличие от финансовой стратегии, она опирается на текущее оперативное планирование. Как правило, это оперативная финансовая работа. Финансовая тактика отличается гибкостью, чтобы подстроиться к изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, услуги, товары и капитал). Действия, совершаемые в процессе формирования тактики, оказывают влияние на тот или иной этап финансовой стратегии. Поэтому можно утверждать, что, финансовая стратегия и тактика сильно взаимосвязаны.

Хорошо проработанная стратегия создаёт благоприятные условия для формирования и решения тактических задач. [12, с. 186]

Существуют следующие направления реализации финансовой политики.

  • Управление капиталом (общая потребность в капитале, оптимизация капитала, минимизация цены капитала, эффективность использования);
  • Управление активами (общая потребность в активах, оптимизация их состава, ликвидность активов, ускорение цикла их оборота, выбор источника финансирования активов);
  • Дивидендная политика (выбор между текущим потреблением прибыли и его капитализацией);
  • Управление денежными потоками (синхронизация поступления и расходования средств, сальдо денежных потоков);
  • Управление текущими издержками (постоянные и переменные затраты и контроль над ними). [7, с.32]

По своему содержанию финансовая политика предприятия, фирмы, компании проводится в рамках следующих основных направлений, отражающих ее сущность:

  • реформирования финансовых отношений;
  • стабилизации финансовых отношений;
  • финансового оздоровления.

Первое направление предусматривает наиболее обширные изменения в финансовой организации внутри фирмы, вынесение решений по изменению внешних взаимоотношений в области денежного обращения, кредита и финансов. Реформирование следует из понимания необходимости кардинальной реорганизации не только в обсласти финансов организации, но и эффективности функционирования, и результатах финансовой и хозяйственной деятельности.

Финансовые отношения для стабилизации позиции фирмы предполагает не глобальные изменения в характере и составе протекания процессов финансовых отношений, а внесение небольших правок с целью недопущения ухудшения количественных параметров производства, сферы оказания услуг и финансовой деятельности. Это взвешенная, реалистичная и консервативная политика, не допускающая резких изменений в организации финансов организации в её финансовых взаимоотношениях с внешним миром. [28, с.60]

Политика, связанная с финансовым оздоровлением. Данный вид финансовой политики управления финансовой деятельностью организации в условиях плохих финансовых результатов и финансового состояния, включая чрезвычайные ситуации наподобие резкого ухудшения финансовой устойчивости предприятия и перспективы обанкротиться. Политика финансового оздоровления является вынужденной мерой и проводиться на базисе существующей системы финансовых отношений для конкретного предприятия, фирмы, компании, то есть не наносящих обширных преобразований финансов и экономики в целом.

Есть ещё один вариант такой политики. Это сочетание принимаемых мер финансового оздоровления на новой организационной и финансово­экономической базе, то есть оздоровление на основе разрушения старых финансовых и экономических отношений фирмы, компании. Такая политика не предусматривает стабильность финансовых отношений, но стабилизацию и улучшение финансового состояния, в котором оказалось предприятие. Вследствие таких преобразований обычно меняется состав и характеристики протекания многих финансовых, бизнес-процессов и отношений.

По составу элементов финансовой политики она делится на: бюджетную политику, таможенную и налоговую, политику для получения гарантированных бюджетных ассигнований от разных субъектов бюджетного управления. Внебюджетная политика, которая проводится в отношениях фирм по уплате долей, составляющих единое целое социального налога, а также расходования и управления денежными средствами на другие внебюджетные цели и задачи, политику в области расчётов по контрактам и прочих платежей, которые предоставляются для коммерческих займов, получения кредитов в банке и других средств займа, политику финансирования фактических затрат для обеспечения непрерывности финансовой и хозяйственной деятельности, а также для единовременных издержек, среди которых есть инвестиционные, учетную финансовую политику отражения финансовой деятельности по учету и в отчетности.