Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Конфликт и управление поведением в конфликтной ситуации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в связи с серьезными изменениями в социально-политической жизни происходит быстрая трансформация общества, что приводит к необходимости более глубокого и тщательного изучения такого феномена как конфликт, а также возможностей управления поведением в конфликтной ситуации. Это необходимо для выявления и совершенствования способов предупреждения и разрешения конфликтов.

Особую значимость данная проблема имеет для сферы муниципального управления в силу его приближенности к населению, необходимости решать самые насущные проблемы граждан. Не секрет, что от доверия населения к органам местного самоуправления зависит его доверие к органам власти в целом. Конфликтные ситуации, как известно, зачастую приводят к осложнениям в налаживании взаимоотношений между членами коллектива администрации муниципального образования, невыполнению указаний руководства и, как следствие, возможному распаду самой системы управления, несмотря на его жесткую иерархичность. В то же время в научной литературе наблюдается недостаток работ, посвященных конфликту и управлению поведением в конфликтных ситуациях в органах управления муниципальным образованием, что обусловило актуальность изучаемой темы.

Степень изученности проблемы. Вопросы природы социального конфликта были изучены в работах Р. Дарендорфа, В.А. Соснина, А.Г. Здравомыслова, И.П. Волкова, Е.И. Степанова, А.Я. Анцупова, Н.В. Гришина, Е.М. Бабосова и других. Российские ученые, рассматривая конфликты в рамках социологии и социальной психологии, исследователи сущность, структуру и динамику конфликтов, факторы детерминации конфликтов и ряд других вопросов.

Дж. Бертон, М. Дойч, В. Зигерт, Р. Келли, К. Левин, А. Маслоу и ряд других исследователей особое внимание уделяли таким вопросам, как применение социальных технологий снятия конфликтов, конфликтный менеджмент, психологический аспект конфликта.

Проблемы управления поведением в конфликтной ситуации, а также разрешения конфликтов рассматривались в трудах С.К. Загайновой, А.А. Елисеевой, О.В. Маврина, Е.Р. Смирнова и других исследований.

Исследованию сущность конфликтов в социологии управления, характерных признаков управленческих конфликтов, причин их возникновения, причин их возникновения, типологизации посвящены работы Ю.А. Андриянова, Л.И. Газизовой, Ю.А. Головина, Н.В. Коваленко, В.А. Лобызенковой, А.В. Москалева и других. Большинство из указанных исследователей приходят к выводу о том, что конфликты среди муниципальных служащих отличаются от других видов конфликтов определенным социальным статусом чиновника, предпосылками, причинами зарождения, условиями протекания и вопросами социального управления.


Объектом данной работы является процесс управления поведением в конфликтной ситуации.

Предмет исследования – возможности управления поведением в конфликтных ситуациях в администрации МО «Андегский сельсовет» НАО.

Цель работы – определить особенности коллектива администрации МО «Андегский сельский совет», его склонность к конфликтам и разработать варианты совершенствования систему управления поведением работников администрации во время конфликтных ситуаций.

Указанная цель определила постановку и решение следующих исследовательских задач:

– дать понятие конфликта, определить его виды и структуру;

– выделить ключевые стадии конфликта;

– дать общую характеристику МО «Андегский сельсовет» Ненецкого автономного округа;

– провести исследование основных причин конфликтов и типов поведения работников администрации МО «Андегский сельсовет»;

– выделить психологический аспект в управлении поведением во время конфликтной ситуации в администрации МО «Андегский сельсовет»;

– определить возможность применения и преимущества использования процедуры медиации во время конфликтных ситуаций в администрации МО «Андегский сельсовет».

Методологической основой исследования является диалектический метод, важнейшей особенностью которого является воспроизведение в мышлении изучаемого предмета в его целостности, движении и развитии, а также во взаимодействии и взаимосвязи с другими объектами окружающей действительности; аналитический метод, различающий части исследуемого целостного объекта и соотносящий эти части друг с другом и целым, а также системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения философии, конфликтологии, социальной психологии, социологии и науки управления.

1 КОНФЛИКТ И УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1.1 Понятие конфликта, его виды и структура

Жизненная практика показывает, что социально обусловленные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [12, с. 23].


Кроме того, существует и ряд других определений данного понятия:

– как биполярного явления – противостояния двух начал, проявляющееся в активности сторон (субъектов конфликта), направленной на преодоление противоречий [5];

– как актуализировавшееся противоречия, противостоящих ценностей, установок, мотивов [23];

– как процесса, развития действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества [10].

Таким образом, конфликт можно определить как такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок). Выделяя в качестве основной причины возникновения конфликта проблемную ситуацию, ученые предпринимают попытки исследовать и такие его структурные составляющие, как конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие; стороны (участники) конфликта; условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта и исходы конфликтных действий. Интерес ученых к изучению данных частных характеристик конфликта, как указывают некоторые исследователи [21, с. 213], можно объяснить тем, что противоречия, проблемные ситуации, являющиеся отправной точной конфликтной ситуации, не всегда приводят к ее возникновению, – трансформируются непосредственно в конфликт. Как установлено учеными, конфликт возникает лишь в ситуации явной и острой несовместимости интересов и потребностей субъектов.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы [12, с. 24]: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность); превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.

Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует исследователя в конкретном случае. Любая классификация разбивает все множество конфликтов на классы по какому-то определенному признаку (основанию) классификации. Таким основанием могут быть: состав участников конфликта, его содержание, длительность, причины, степень его интенсивности, остроты или силы, формы протекания, способы разрешения и другие. В зависимости от того, какое из этих оснований важно учитывать в данных конкретных обстоятельствах, специалисты обращаются к той или иной классификации.


Наиболее часто используется классификация по составу участников, включенных в конфликт [4, с. 11]:

– внутриличностные, носителем которых является отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. В его основании могут быть противоречие потребностей; противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; противоречие между различными ролями индивида; трудность выбора между различными вариантами поведения [4, с. 12];

– межличностный конфликт: столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. В любом межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики;

– конфликт между личностью и группой: может быть конструктивным (способствует укреплению связи личности с группой) и деструктивным (происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция);

– межгрупповой конфликт: конфликт между социальными группами самого разного размера (малыми, средними и большими). Причинами этого вида конфликтов могут быть экономические, политические, национально-этнические и другие;

– межгосударственный конфликт: сторонами выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях, по мнению исследователей, – опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами [4, с. 14].

В зависимости от способа разрешения, конфликты можно разделить на [12, с. 26]:

– компромиссные – допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия;

– бескомпромиссные (антагонистические) – предполагают разрешение противоречия путем разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной от участия в конфликте.

Для анализа конфликтов в деловой сфере достаточно удобной является классификация Л. Козера, который различает конфликты по критерию реальности-ложности.

В соответствии с ней конфликты могут быть [9, с. 147]:

– реалистическими (предметными, деловыми) – вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной из сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Цели и объект конфликтного взаимодействия являются мотивом (внутренней психологической причиной) таких конфликтов;


– нереалистическими (беспредметными, эмоциональными) – их источником может быть недоверие, основанное на опыте прошлых взаимодействий, антипатия, порожденная необъективными суждениями друг о друге, сложившиеся стереотипы [12, с. 26].

Конфликтное взаимодействие здесь становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. В связи с этим цель и объект в таком конфликте формируются существующими к этому моменту причинами – сложившимися отношениями.

Еще одна классификация конфликтов, которая является полезной при рассмотрении конфликтов в органах власти, – по направленности воздействия и распределения полномочий [4, с. 14]:

– конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный, вышестоящая организация – нижестоящая организация);

– конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами).

Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему; конфликт – это всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства. Но, несмотря на эту динамику, каждый отдельный конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: объективные и личностные [4, с. 16]. К объективным элементам относятся объекта конфликта, участники и среда конфликта. Под объектом конфликта понимается та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта [4, с. 16]. Участниками конфликта выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностям. Современная конфликтология подразделяет всех участников конфликта на основных (непосредственные стороны, участвующие в противоборстве) и неосновных (им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта).

Личностными элементами конфликта являются основные психологические доминанты поведения (ценностные ориентации; цели; мотивы; интересы; потребности); черты характера и типы личности; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения и этические ценности. Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Говоря о конфликтах в сфере муниципальной и государственной службе отдельно необходимо выделить конфликт интересов – ситуация, которая возникает, когда личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им своих обязанностей [18, с. 98]. В данном случае, основной причиной конфликта, в первую очередь, является материальная заинтересованность государственного или муниципального служащего, а в структуру конфликта включаются субъекты (чиновник, гражданин), участники (лица, вовлеченные в инцидент – например, лица из окружения чиновника; коммерческие, общественные, правозащитные, международные организации) и посредники (организация либо частное лицо, на которое возложена функция урегулирования конфликта – контрольные органы: руководство чиновника, комиссия по соблюдению служебных требований, прокуратура и судебные органы).