Файл: Построение организационных структур ( ООО «Адидас»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнение этих правил позволит выстроить целостную, устойчивую и эффективную организационную структуру.

Нестабильность среды функционирования требует от руководства адаптации предприятия к меняющимся условиям, поэтому актуальным является создание адаптационных механизмов управления предприятием, в частности его организационной структурой, с целью сохранения или повышения эффективности деятельности.

Процесс совершенствования оргструктуры идет через накопление и разрешение противоречий между отдельными компонентами внутренней и внешней среды предприятия. Целью процесса преобразования организационной структуры является определение такого набора ее параметров, значение которых в совокупности создаст структуру, отвечающую новым требованиям среды предприятия и приведет к желаемому состоянию предприятия.

Изменение организационной структуры в сложных экономических условиях имеет свои особенности, обусловленные циклическим характером экономического кризиса: успех или неудача в одной отрасли неминуемо влияет на результаты хозяйственной деятельности организаций в других отраслях. Например, снижение заработной платы работников банков (финансовая отрасль) приводит к сокращению выручки торговых точек (розничная торговля), а также уменьшению мощностей производителей, например, продуктов питания (пищевая промышленность) и так далее.

Причины, побуждающие компании решаться на организационные преобразования в период спада деловой активности, как правило, очень схожи и могут различаться только отдельными отраслевыми особенностями или спецификой отдельной компании.

Основные преимущества и недостатки изменения организационной структуры компаний можно классифицировать на несколько основных групп в зависимости от того, на каком уровне происходят организационные преобразования :

 на уровне всей компании (соответствует принятию решений об организационных преобразованиях на уровне высшего руководства),

 на уровне функциональных подразделений (соответствует принятию решений об организационных преобразованиях на уровне руководства функциональных подразделений), или

 на уровне отдельных сотрудников.

На уровне всей компании нынешний кризис предоставляет высшему руководству беспрецедентные возможности для критического анализа организационной структуры компании и принятия обоснованных решений о необходимости определенных структурных преобразований. В случае реорганизации руководители получают возможность взглянуть на иную структуру той же самой компании, что позволяет принимать обоснованное решение о целесообразности сохранения либо же видоизменения неэффективных структурных подразделений.


К числу отрицательных аспектов изменения организационной структуры в масштабах всей компании относится неопределенность внешней среды, в которой предполагается следует отнести организационную структуру организации. Нельзя не согласиться с тем, что изменчивость внешней среды осложняет планирование и прогнозирование в любой период, однако в период серьезных экономических потрясений степень неопределенности и рисков повышаются в значительной степени, что влечет краткосрочный временной горизонт прогнозов (при их наличии в принципе).

Среди преимуществ реструктуризации на уровне функциональных подразделений можно выделить уменьшение затрат в связи с сокращением штата и уменьшением или видоизменением объемов выполняемых работ.

В качестве ключевых недостатков на уровне функциональных подразделений необходимо назвать необходимость более жесткого руководства и контроля при изменении организационной структуры в кризисный период, что предполагает большие усилия со стороны руководителей функциональных подразделений. Если в условиях обычной деятельности подобное расширение полномочий, не сопровождающееся ростом заработной платы (как уже отмечалось ранее), вызывает исключительно негативную реакцию, то в условиях кризиса сотрудники принимают данные обязанности как должное, чтобы не остаться без работы.

В качестве главного преимущества организационных изменений для от-дельных сотрудников целесообразно назвать перспективы их карьерного и профессионального роста. В случае реорганизации и перехода оставшихся сотрудников в новые подразделения такие сотрудники приобретают новый опыт, который при стабилизации экономической ситуации способен помочь их восхождению по карьерной лестнице в данной компании или в рамках иной организации на более высокую позицию.

Следует отметить, что практически любое структурное преобразование приводит к изменению (в большинстве случаев увеличению) круга обязанно-стей сотрудников, что также способствует развитию их профессиональных умений и навыков. Вместе с тем на уровне рядовых сотрудников расширение круга обязанностей следует рассматривать и в качестве недостатка, поскольку оказываются практически нереализуемыми требования о повышении их денежного вознаграждения за расширение должностных обязанностей и сферы ответственности.


3.3 Пути совершенствования структуры фирмы в условиях рынка

В настоящее время рыночная экономика постоянно претерпевает всевозможные изменения и это в свою очередь сказывается на функционировании фирмы. Для продолжения успешной деятельности организации необходимо в кратчайшие сроки принимать решения об изменениях во внешних и внутренних факторах, оказывающих влияние на деятельности организации. В сегодняшних условиях последствий экономического кризиса у большинства организаций на российском рынке возникает острая потребность в изменении структуры управления, выработке программ по управлению деятельностью персонала в новых условиях внешней среды. Очевидно, что любой серьезный кризис представляет собой угрозу выживанию организации. Помимо этого, необходимо еще и учитывать интересы сотрудников, чтобы организация могла полноценно функционировать в среде, которая предъявляет высокие требования. В период спада рынка повышенного внимания требует персонал в организациях ресторанного бизнеса, поскольку слабое мотивационное поле может повлиять на результативность предпринимаемых попыток пережить сложные для организации время. Очевидно, что ход реализации социально - экономических преобразований, напрямую связанный с уровнем профессионализма кадров, требует изменений в подходах к организации и функционированию системы управления персоналом на предприятии. Для того чтобы обеспечить эффективность управления, необходимо найти способы полностью использовать энергию удовлетворенности сотрудников и их мотивации в рационально организованной трудовой деятельности. Для этого необходимо, во-первых, выстроить концепцию управления персоналом, т.е. способ выполнения основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль), осуществление которых напрямую влияет на эффективность организации; а во-вторых, обеспечить обмен знаний между сотрудниками как основу их профессионального развития. В то же время необходимо иметь еще одно условие: необходимо, чтобы сами работники были открытыми новым возможностям. Поэтому система управления должна быть направлена на достижение высокой производительности труда, создание таких стимулов, мотиваторов и условий, которые обеспечат достижение эффективности организации в долгосрочной перспективе. Помимо того, что необходимо еще и учитывать интересы работников, чтобы организация могла полноценно функционировать в среде, которая предъявляет высокие требования. От правильно разработки структуры зависит эффективность управления [24, с.86].


Для совершенствования развития и деятельности организационной структуры предприятия В. Ж. Дубровский выдвигает четыре группы факторов, на которые необходимо обращать внимание и контролировать:

  • маневренность производства;
  • показатели эффективности производства;
  • способность фирмы реагировать на изменения характера деятельности;
  • способность изменять свои организационные формы и приспосабливать организационную структуру к существующим условиям [5, с. 225].

Организационные структуры предприятия постоянно находятся в движении, они модифицируются в соответствии с изменяющимися условиями. лагоприятная среда управления возможна в том случае, если при решении конкретной задачи возможно получение максимального результата. Согласованность собственных целей компании, персонала, руководителя организации с интересами общества, клиентов, партнеров позволяет минимизировать многие косвенные расходы, связанных с решением правовых проблем, негативного психологического отношения этических ограничений. В зависимости ресурсов организации и поставленных целей руководитель при управлении персоналом должен прибегать к различным видам стратегии, при этом оперативно изменять их, дополняя одну другой: защита, нападение либо нейтралитет.Исходя из того, какие меры предпринимаются в организации по снижению рисков и повышения эффективности, увеличиваются перспективы повышения результатов работы компании(см.рис.1.).Рис.1. Факторы повышения экономической эффективности управленияСистема управления персоналом должна учитывать специфику внешней и внутренней среды, что не провоцировать агрессивности. Это может происходить, если при выстраивании целей организации не принимают во внимание то, что они могут ущемлять чьи-то права, находиться в остром противоречии с системой общественных ценностей. Противоречия и наиболее яркие конфликты с внешней средой возникают у тех компаний, которые занимаются противоправной, нелегальной деятельностью. Поэтому современное управление предъявляет особые требования к управленцам успешных компаний. Правильно организованная в компании система управления способствует раскрытию личностного и профессионального потенциала коллектива, повышению уровня знаний и мотивации персонала, включая развитие карьерных амбиций сотрудников внутри компании, без потери квалифицированных и трудоспособных кадров. Важным является также то, чтобы сами работники были настроены на продуктивную работу, хотели развиваться, расти духовно, были готовы работать в команде, проявляли в отношениях гибкость и адаптивность. Современный успешный руководитель – это управляющий, обладающий профессиональным управленческим менталитетом и творческим подходом к своей работе, отличается стремлением браться за решение сложных задач, высокими коммуникативными навыками, аналитическими мышлением и ответственностью за результат собственного труда.


В связи с этим менеджмент однозначно отнести к сфере, которую принято называть «свободным искусством». В данном случае «свободным» предполагает, что в управления сталкиваешься с необходимостью самопознания, мудрости в отношении с людьми и лидерства; «искусством», либо «умением», поскольку менеджмент взаимосвязан с конкретными знаниями, умениями и навыками в их практическом воплощении. Навыки и знания в сфере эмоционального интеллекта становятся базовыми для менеджеров компаний в сфере управления социально-психологическим климатом в организации, поскольку только при понимании психологии человека и развитых человеческих качествах менеджер способен создать благоприятный климат. Для того чтобы климат был хорошим, требуются значительные усилия и ответственность, как руководства компании, так и членов коллектива. [15]. Для того чтобы процесс оптимизации организационной структуры не представлял каких-либо сложностей и проблем для персонала необходимо придерживаться определенных правил:

  • высшее руководство должно стать «открытым» для любого работника в любое время рабочего дня для разъяснительной работы;
  • наряду с «жесткими» методами внедрения использовать «мягкие» — терпеливое объяснение персоналу целей изменения, новых принципов работы, совместное обсуждение проблем и поиск решений и т. д.;
  • применить отдельный подход к авторитетным работникам и руководителям, провести с ними предварительное обсуждение планируемых мероприятий, таким образом заручиться их поддержкой;
  • закрепить новую технологию взаимодействий через автоматизацию предприятия, документооборот и компьютеризацию;
  • проводить материальное и моральное стимулирование сотрудников
    [2, с. 314].

Итак, организационная структура представляет собой взаимосвязь должностных единиц и персонала, направленную на максимальное удовлетворение потребностей бизнес-процессов в специалистах необходимой квалификации. Обычно организационная структура разрабатывается в результате построения модели бизнес-процессов и задает устойчивые взаимосвязи должностных единиц, существующие в течение длительного периода взаимосвязи должностных единиц существующие в течение длительного периода деятельности предприятия. Для реализации же краткосрочных или среднесрочных проектов могут создаваться временные структуры, которые существуют только в процессе жизненного цикла проекта и прекращают свое существование по его завершении.