Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Понятие, сущность и структура конкурентной среды
1.3 Конкурентная среда и конкурентная политика предприятия
2.3 Исследование конкурентной среды
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ БРЕНДА «ВЕСЕЛЫЙ МОЛОЧНИК»
В настоящее время ассортимент производимой продукции составляет более 120 наименований и постоянно расширяется. Всю производимую продукцию можно объединить в 3 ассортиментные группы: сыры, питьевые молочные продукты, творог. Структура реализации по некоторым видам ассортимента за 2018 год представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура реализации по ассортиментным группам
Реализация произведенной продукции осуществляется через федеральные торговые сети, традиционную розницу крупный и мелкий опт. Поставщиками сырья являются фермерские хозяйства. Расчеты с поставщиками осуществляются перечислением выручки после переработки и реализации продукции.
Чтобы проанализировать объемы производства продукции под брендом «Веселый молочник» необходимо проанализировать стоимость товарной продукции, основных производственных фондов, численность работников и объем закупок молочного сырья (таблица 2.2) .
Таблица 2.2 – Динамика производства продукции под брендом «Веселый молочник» за 2014 - 2018 гг.
Показатели |
Года |
||||
2014 г |
2015 г |
2016 г |
2017 г |
2018 г |
|
1.Товарная продукция, тыс. руб. |
81 630 |
83 150 |
86 281 |
92 089 |
82 500 |
2.Стоимость основных средств, тыс. руб. |
10 960 |
11 820 |
12 277 |
14 243 |
18 581 |
3.Среднегодовая численность работников, чел |
150 |
155 |
160 |
185 |
178 |
4.Объем закупок молочного сырья, тыс. тонн |
3,5 |
3,8 |
4 |
4,2 |
3,6 |
Таким образом, закуп сырья на предприятии ежегодно составляет порядка трех тысяч тонн. Отметим, что показатели производства готовой продукции несколько ниже, в связи с тем, что выход готового продукта, будь то сыр, масло или творог, всегда ниже 100%. Так, к примеру, на килограмм мягкого сыра «Веселый молочник» расходуется 8 литров коровьего молока.
Большое значение для молочного производства имеет фактор сезонности поставок молочного сырья. Известно, что в период с мая по август на предприятия молокоперерабатывающей промышленности поступает до 70% годового объема молочного сырья. График сезонности поступления молочного сырья представлен на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Сезонность поступления молочного сырья
Итак, максимальные объемы поступления сырья в компанию «Вимм-Билль-Данн» приходятся на весенне-летний период. Это накладывает свой отпечаток на специфику производства молочной продукции. Весной и летом объемы выпуска масла и сыров значительно выше, чем в осенне-зимний период.
Вышеперечисленные факторы сказываются на эффективности использования производственных мощностей (таблица 2.3).
Согласно данным представленным в таблице, с 2014 по 2018 год включительно на предприятии наблюдался устойчивый рост производства молочной продукции и, как следствие, увеличение загруженности производственных мощностей. Параллельно с этим закупалось новое оборудование, происходило расширение производственных мощностей.
Таблица 2.3 – Использование производственных мощностей за 2014 - 2018 гг.
Показатели |
Года |
||||
2014 г |
2015 г |
2016 г |
2017 г |
2018 г |
|
1.Среднегодовая мощность по выпуску, тонн - творог - масло - сыры |
70 290 700 |
70 290 700 |
70 400 850 |
70 400 850 |
70 400 850 |
2.Произведенно продукции, тонн - творог - масло - сыры |
14 129 580 |
18 186 590 |
20 275 627 |
20 310 791 |
22 318 790 |
3.Использование мощностей, % - творог - масло - сыры |
20 44 83 |
26 64 84 |
29 69 74 |
29 78 93 |
30 79 93 |
На объем производимой продукции и эффективность использования производственных мощностей влияет качество закупаемого у сельхозтоваропроизводителей молока, так как для производства продукции оно представляет ценность в том случаи, если отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и обладает необходимым химическим составом.
Качество молочной продукции определятся в настоящее время по государственному стандарту ГОСТ 13264-70.
Данные по качеству молочного сырья, закупаемого предприятием, представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Качество молочного сырья закупаемого в 2014 - 2018 гг.
Показатели |
Года |
||||
2014 г |
2015 г |
2016 г |
2017 г |
2018 г |
|
Закуплено молоко в пересчете на установленную жирность, тонн В том числе: 1 сорт 2 сорт Несортовое |
2500 1500 600 400 |
2800 1800 800 200 |
3000 2000 800 200 |
3200 2100 800 300 |
2800 1500 600 700 |
Охлажденное до 10 градусов C молоко из общего объема закупок, тыс. тонн |
1200 |
1400 |
1500 |
1500 |
1000 |
Таким образом, в составе приобретаемого молочного сырья предприятия велика доля молока первого сорта (порядка 60%) и охлажденного молока (порядка 50%). Это позволяет сохранить полезные качества входного сырья, что, в свою очередь, отражается на качестве готового продукта.
Своевременная переработка молочного сырья, устранение потерь, увеличение выхода товарной продукции и повышение ее качества, снижение себестоимости, повышение экономической эффективности неразрывно связано с уровнем развития производственно-технической базы предприятия. Стоимость и структура основных средств компании «Вимм-Билль -Данн» представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Стоимость и структура основных средств ПАО «Вимм-Билль-Данн»
Виды |
2014 г |
2015 г |
2016 г |
2017 г |
2018 г |
|||||
Стоимость, тыс. руб. |
% |
Стоимость, тыс. руб. |
% |
Стоимость, тыс. руб. |
% |
Стоимость, тыс. руб. |
% |
Стоимость, тыс. руб. |
% |
|
Здания |
4 952 |
45 |
5402 |
46 |
5 680 |
47 |
7 200 |
50 |
9 132 |
49 |
Сооружения |
918 |
8 |
900 |
7 |
900 |
7 |
1054 |
7 |
1427 |
8 |
Передаточные устройства |
519 |
5 |
520 |
4 |
626 |
6 |
622 |
4 |
714 |
4 |
Машины и оборудование |
2 256 |
20 |
2 773 |
23 |
2 770 |
22 |
2 988 |
21 |
4 438 |
23 |
Транспортные средства |
1 664 |
15 |
1 610 |
14 |
1 610 |
13 |
1585 |
12 |
1850 |
10 |
Инструменты и хоз. инвентарь |
523 |
5 |
510 |
4 |
575 |
4 |
583 |
4 |
720 |
4 |
Другие виды |
128 |
2 |
105 |
2 |
116 |
1 |
211 |
2 |
300 |
2 |
Итого |
10 960 |
100 |
11 820 |
100 |
12 277 |
100 |
14 243 |
100 |
18581 |
100 |
В целом состав основных фондов исследуемого предприятия остается неизменным в течение последних пяти лет, хотя в структуре основных фондов предприятия произошли незначительные изменения. Так, наибольший вес в составе основных фондов предприятия в последнее время занимают здания – 49%, машины и оборудование – 23%. Это обусловлено спецификой производственной деятельности данного предприятия. Незначительное место в структуре основных фондов занимают инструменты и хозинвентарь – 4%, передаточные устройства – 4% и другие виды основных фондов – 2%.
Структурные изменения, произошедшие с основными фондами обусловлены тем, что в течение пяти лет на предприятии происходит ввод в эксплуатацию новых объектов основных фондов, вследствие чего произошло увеличение среднегодовой стоимости основных средств и незначительное изменение во всей структуре основных средств.
Таблица 2.6 – Бухгалтерский баланс предприятия
Показатели |
Года |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста, % |
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, тыс. руб. |
249 012 |
255 080 |
295 434 |
46422 |
118,6 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
53 050 |
54 047 |
53 625 |
575 |
101% |
Балансовая прибыль (+), Убыток (-), тыс. руб. |
28 580 |
29 103 |
28 875 |
295 |
101% |
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. |
10 960 |
11 820 |
18 581 |
7621 |
169,5% |
Наличие на предприятии такого количества основных производственных фондов естественно подразумевает их эффективное использование в процессе производства, с целью извлечения максимальной прибыли (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Использование основных средств ПАО «Вимм-Билль-Данн» за 2014 - 2018 гг.
Показатели |
Года |
||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
Фондоотдача, тыс. руб. |
7,44 |
7,03 |
7,02 |
6,46 |
4,44 |
Фондоемкость, тыс. руб. |
0,13 |
0,14 |
0,14 |
0,15 |
0,22 |
Фондовооруженность, тыс. руб. |
73 |
76,2 |
76,7 |
78,2 |
104,3 |
Из данных таблицы 2.7. видно, что коэффициент фондоотдачи предприятия достаточно высокий, однако в течение последних пяти лет наблюдается его стабильное снижение. Это обусловлено дополнительным вложением средств в техническое оснащение предприятия и оборудование.
Таким образом, производственное предприятие ПАО «Вимм-Билль-Данн» является экономически эффективной организацией. С 2014 по 2018 год включительно предприятие демонстрировало устойчивый рост экономических показателей. А ключевой бренд «Веселый Молочник» – это бренд федерального масштаба, включающий в себя продукты традиционных категорий: молоко пастеризованное, молоко ультрапастеризованное, кефир, творог, сметана, снежок, ряженка.
2.2 Рынок молочной продукции
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Объем потребления молока и молочной продукции в натуральном выражении в России устойчиво растет в среднем на 9% в год на протяжении последних пяти лет [25].
В настоящее время емкость рынка молока составляет около 7,5 млн. тонн и оценивается по различным источникам от 4,5 до 6 млрд. долларов США в год. Объем рынка пакетированных молочных продуктов в России составлял 9,3 миллиардов литров в 2009 году и 9,5 миллиардов литров в 2010. В 2011 году емкость рынка сократилась за счет беспрецедентного роста цен на сырое молоко в 2010 году. В краткосрочной перспективе производители на рынке молока не предвидят увеличения объема рынка и скорее прогнозируют возможный незначительный спад из-за кризиса возможных сокращений доходов частных граждан [25].
В тоже время, принимая во внимание низкий уровень потребления молока и молочных продуктов в целом по России и отдельно в крупных городах: Петербурге, Москве, Уфе, Новосибирске, Волгограде, Самаре, Ростове и Нижнем Новгороде, эксперты рассматривают сложившуюся ситуацию на рынке как долгосрочную возможность для увеличения емкости рынка и объема потребления молока и молочных продуктов. В частности, домохозяйства стабильно показывают неплохой спрос на йогурты, обогащенные молочные продукты и молочные десерты. Специалисты также ожидают дальнейшее увеличение потребления продуктов с долгим сроком хранения, включая стерилизованное молоко [24].