Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования. (Структура банковской системы Германии).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
Таблица 1 - Структура капитала Европейского центрального банка
Таблица 2
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ
2.1 Структура банковской системы Германии
Банковская система Германии – одна из наиболее стабильных и организованных систем в мире. Надежность немецкой банковской системы обеспечивается рациональным сочетанием универсализации банков с определенной специализацией, а также наличием большого числа региональных банков. Деятельность этих банков основывается на работе с предприятиями и организациями регионов, в том числе и с малым бизнесом. Главной целью частных коммерческих банков является получение прибыли, функционируя при этом в промышленности. Целью кооперативных банков является обслуживание собственных членов, а целью публично- правовых кредитных учреждений - «общественные интересы» - содействие идее накапливания сбережений и обеспечение частных клиентов и экономики недорогими услугами. Так как существует жесткая конкуренция между банками по привлечению к себе клиентов, предоставляемые банковские услуги сближаются и становится затруднительно установить разницу между некоторыми банковскими группами.
Банковский сектор Федеративной Республики Германия включает 3,4 тыс. коммерческие кредитно-финансовые институты и Центральный банк. Кредитные учреждения подразделяются на универсальные банки и специализированные, а в зависимости от их правовой формы – на частные, общественно-правовые и кооперативные учреждения. Задачей частных банков является получение дохода, а цель кооперативных банков – поощрение собственных участников. Широкую сеть филиалов внутри страны и за ее пределами обретают общественно- правовые кредитные учреждения. Сберегательные кассы и земельные банки входят в группу общественно –правовых коммерческих банков.
На сегодняшний день в Германии функционирует больше 500 сберегательных касс, которые имеют в общей сложности 20 тыс. филиалами. Практически все они являются муниципальными учреждениями. Соответственно, города и округа выступают владельцами и гарантами сохранности вкладов. Их основной задачей является предоставление населению, проживающему на их территории, определенный комплект услуг по хранению накоплений и удовлетворению потребностей населения в кредитовании за счет местных вкладов.
Сберегательные кассы сплочены в региональные союзы, которые принимают участие в финансировании центральных банков федеральных земель, получившими название «домашние банки», поскольку они консультируют своих членов, оказывая им помощь в правовых вопросах, а также выступают расчетными (клиринговыми) центрами.
В рамках сделок рефинансирования с кредитными организациями Федеральный банк определяет ставку учетного процента, процентную ставку ломбардных кредитов и устанавливает дисконтную политику.[3]
Федеральный банк обладает правом на покупку и продажу определенных векселей, кратко- и среднесрочных казначейских обязательств, а также долговых обязательств, допущенных к официальной торговле на бирже (политика открытого рынка). Обязательные резервы, которые кредитные учреждения обязаны держать в Немецком Федеральном банке, являются важным инструментом кредитно-денежной политики федерального банка. Центральный банк устанавливает процентные ставки на обязательства по вкладам до востребования в размере не больше 30%, на срочные обязательства – не больше 20 и на сберегательные вклады не больше 10%.
ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
Немецкий федеральный банк
Частные
банки
Провинци-альные
банки
Специализи-рованные
банки
Коммерческие банки
Депозитные банки
Универсальные банки (гроссбанки)
Государственные банки
Кредитные товарищества
Кооперативные банки
Ипотечные банки
Сберкассы
Рисунок 2. Организационная структура банковской системы Германии
Участие федерального банка в области банковского надзора объясняется не только исторически, но и в силу его обязанностей. Хотя цели и задачи Бундесбанка как центрального банка и орган банковского надзора не являются идентичными, а скорее в области финансов или денежно-кредитной политики и пруденциальные меры часто дополняют друг друга.
Закон о банковской деятельности от 1961 передал надзор за деятельностью кредитных учреждений и позже добавленных финансовых учреждений в Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой, которое была сформировано в качестве независимого высшего федерального органа.
С вступлением в силу Закона по комплексным финансовым услугам от 01.05.2002 федеральные надзорные органы для банковского дела, страхования и торговли ценными бумагами были объединены в Федеральный орган финансового надзора (BaFin).
Федеральное управление финансового надзора Германии (нем. Unresistant für Finanzdienstleistungsaufsicht (BaFin), англ. The Federal Financial Supervisory Authority) — центральный орган надзора за финансовыми услугами Германии.
BaFIN или Федеральное управление финансового надзора Германии является основным надзорным органом, подотчетным немецкому правительству, который осуществляет контроль над предоставлением финансовых услуг на рынке государства. BaFINвходит в состав Федерального правительства. Что касается статуса организации, а также его функциональных обязанностей, они определяются «Федеральным законом об управлении финансового надзора».[4]
В рамках выполнения своих функциональных обязанностей, Федеральное управление финансового надзора Германии осуществляет сотрудничество с Федеральным банком Германии. Что касается финансирования организации, оно осуществляется за счет средств (взносов, а также пожертвований) подконтрольных компаний и предприятий. Основная задача BaFIN заключается в контроле над финансовым рынком Германии, а также обеспечении прозрачности работы организаций, которые оказывают финансовые услуги.
Кроме того, управление выполняет информативную функцию, предоставляя потребителям сведения по различным продуктам на финансовом рынке, а также разъяснение прав и возможностей клиентов при решении споров, касающихся их личных интересов, в случае возникновения спорных ситуаций. Учитывая тот факт, что BaFIN лицензирует компании, которые хотят работать в сфере услуг на финансовых рынках, при выявлении нарушений, управление имеет право применения различных санкций, вплоть до полной ликвидации компании.
Датой создания управления является 1 мая 2002 года. Оно заменило собой функционировавшие ранее три федеральных надзорных органа BAKred, BAV, а также BAWe. У организации имеются два отделения, одно из которых находится в Бонне, другое во Франкфурте на Майне. Управление находится под надзором федерального министерства финансов. В штате BaFIN работает более тысячи сотрудников. Управление контролирует работу 2400 кредитных институтов, 800 институтов финансовых услуг, а также 700 страховых организаций.
В структуре Федерального управления финансового надзора работает три подразделения, которые отвечают за контроль над банковской деятельностью, страховыми компаниями, а также рынком ценных бумаг. Также в составе управления функционируют три межотраслевых отдела, которые отвечают за борьбу с отмыванием денег, незаконными финансовыми операциями, контроль над финансовым рынком, а также соблюдение прав потребителей и инвесторов.
Основные цели и задачи Федерального управления финансового надзора Германии
К основным целям и задачам BaFIN относятся:
- обеспечение стабильного функционирования финансовых рынков Германии;
- выдача лицензий на оказание услуг в области финансовых рынков;
- осуществление надзорной и контролирующей функции за немецкой банковской системой, а также финансовыми организациями в том, что касается их платежеспособности, а также выполнения взятых на себя обязательств перед клиентами;
- контроль за соблюдением стандартов профессионального поведения компаний, которые оказывают услуги в сфере финансовых рынков;
- предотвращение манипуляций на рынке, проведения инсайдерских сделок;
- контроль за отчетностью компаний;
- проведение исследовательской работы, направленной на выявление рисков в сфере финансовых услуг.
Следует отметить, что в целом, немецкий регулятор хорошо справляется со своими задачами в области регулирования брокерской деятельности. Этому способствует жесткая система контроля, которая не оставляет брокерам в области Форекс ни единого шанса на сокрытие каких-либо фактов или нарушения по отношению к клиентам. К тому же, BaFINв своем распоряжении имеет сильнейший инструмент контроля над деятельностью банков и финансовых организаций, такой как внезапные проверки.
Так, несколько лет назад, управление проводило внезапную проверку четырех немецких банков, которые подозревались в манипулировании с процентной ставкой Euribor. Несмотря на то, что подозрения не подтвердились фактами, подобные проверки являются хорошей профилактической мерой.
Работа регулятора в области предотвращения мошенничества и инсайдерских сделок хорошо видна на следующих двух примерах. Гражданин Австрии был наказан штрафом в 5000 евро и полуторагодовым заключением под стражу за то, что провел инсайдерскую сделку с акциями немецкой энергетической компании ErsolSolarEnergyAG, прибыль от которой составила около одного миллиона евро. Расследование этого дела проводилось BaFIN. Подельник австрийского гражданина, который также получил прибыль от сделки, отделался штрафом в 20 000 евро.
Второй пример относится к манипулированию акциями компании DeBeiraGoldfieldsInc. Судебные разбирательства были инициированы по заявлению Федерального управления финансового надзора Германии. Перед судом предстали трое обвиняемых, среди которых гражданин Канады, получивший три года и два месяца тюремного заключения, издатель газеты, публикующей новости рынка акций, получивший один год и десять месяцев тюремного заключения, а также бывший редактор новостной газеты, освещающей рыночную тему, получивший один год и десять месяцев тюремного заключения.
Не менее активную роль финансовый регулятор играет и в деле спасения еврозоны. Так, BaFINвремя от времени принимает радикальные решения, среди которых, запрет на короткие продажи акций ряда немецких финансовых компаний, а также банков.
Однако, несмотря на такую активную роль в деле сохранения стабильности и надежности немецких финансовых рынков, это управление постепенно теряет свои полномочия. К примеру, контроль над финансовыми институтами уже частично передан Федеральному банку Германии. Ожидается, что в ближайшее время это может коснуться также сферы страховой деятельности.
По состоянию на весну 2015 года в стенах Управления работало около 1,9 тыс. сотрудников. Их задачи сводились к надзору и контролю над более чем 1,9 тыс. банками, свыше 700 институтами по финансовому консалтингу, около 600 компаниями, занятыми в сфере страхования, тремя десятками пенсионных фондов, более 6 тыс. отечественных фондов и свыше 70 компаниями, предоставляющими инвестиционные услуги.
Влияние BaFin как важной части Федерального Правительства довольно существенное. Кроме того, Германия является лидирующей европейской экономикой, во многом влияющей на положение региона на мировой арене. Потому доверие трейдеров к немецкому регулятору, также, как и к общеевропейскому MiFID, априори высокое, так же, как и к компаниям, имеющим его лицензию. Сегодня BaFin является одной из основных организаций федерального уровня, занятых контролем над деятельностью финансовых институтов страны.
2.2 Реакция банков Германии на мировой финансовый кризис
Участие федерального банка в области банковского надзора объясняется не только исторически, но и в силу его обязанностей. Хотя цели и задачи Бундесбанка как центрального банка и орган банковского надзора не являются идентичными, а скорее в области финансов или денежно-кредитной политики и пруденциальные меры часто дополняют друг друга.
Закон о банковской деятельности от 1961 передал надзор за деятельностью кредитных учреждений и позже добавленных финансовых учреждений в Федеральное ведомство по надзору за кредитной системой, которое была сформировано в качестве независимого высшего федерального органа.
С вступлением в силу Закона по комплексным финансовым услугам от 01.05.2002 федеральные надзорные органы для банковского дела, страхования и торговли ценными бумагами были объединены в Федеральный орган финансового надзора (BaFin).