Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования. (Структура банковской системы Германии).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
BaFIN или Федеральное управление финансового надзора Германии является основным надзорным органом, подотчетным немецкому правительству, который осуществляет контроль над предоставлением финансовых услуг на рынке государства. BaFINвходит в состав Федерального правительства. Что касается статуса организации, а также его функциональных обязанностей, они определяются «Федеральным законом об управлении финансового надзора».[5]
В рамках выполнения своих функциональных обязанностей, Федеральное управление финансового надзора Германии осуществляет сотрудничество с Федеральным банком Германии. Что касается финансирования организации, оно осуществляется за счет средств (взносов, а также пожертвований) подконтрольных компаний и предприятий. Основная задача BaFIN заключается в контроле над финансовым рынком Германии, а также обеспечении прозрачности работы организаций, которые оказывают финансовые услуги.
Кроме того, управление выполняет информативную функцию, предоставляя потребителям сведения по различным продуктам на финансовом рынке, а также разъяснение прав и возможностей клиентов при решении споров, касающихся их личных интересов, в случае возникновения спорных ситуаций. Учитывая тот факт, что BaFIN лицензирует компании, которые хотят работать в сфере услуг на финансовых рынках, при выявлении нарушений, управление имеет право применения различных санкций, вплоть до полной ликвидации компании.
Датой создания управления является 1 мая 2002 года. Оно заменило собой функционировавшие ранее три федеральных надзорных органа BAKred, BAV, а также BAWe. У организации имеются два отделения, одно из которых находится в Бонне, другое во Франкфурте на Майне. Управление находится под надзором федерального министерства финансов. В штате BaFIN работает более тысячи сотрудников. Управление контролирует работу 2400 кредитных институтов, 800 институтов финансовых услуг, а также 700 страховых организаций.
В структуре Федерального управления финансового надзора работает три подразделения, которые отвечают за контроль над банковской деятельностью, страховыми компаниями, а также рынком ценных бумаг. Также в составе управления функционируют три межотраслевых отдела, которые отвечают за борьбу с отмыванием денег, незаконными финансовыми операциями, контроль над финансовым рынком, а также соблюдение прав потребителей и инвесторов.
Основные цели и задачи Федерального управления финансового надзора Германии
К основным целям и задачам BaFIN относятся:
- обеспечение стабильного функционирования финансовых рынков Германии;
- выдача лицензий на оказание услуг в области финансовых рынков;
- осуществление надзорной и контролирующей функции за немецкой банковской системой, а также финансовыми организациями в том, что касается их платежеспособности, а также выполнения взятых на себя обязательств перед клиентами;
- контроль за соблюдением стандартов профессионального поведения компаний, которые оказывают услуги в сфере финансовых рынков;
- предотвращение манипуляций на рынке, проведения инсайдерских сделок;
- контроль за отчетностью компаний;
- проведение исследовательской работы, направленной на выявление рисков в сфере финансовых услуг.
Следует отметить, что в целом, немецкий регулятор хорошо справляется со своими задачами в области регулирования брокерской деятельности. Этому способствует жесткая система контроля, которая не оставляет брокерам в области Форекс ни единого шанса на сокрытие каких-либо фактов или нарушения по отношению к клиентам. К тому же, BaFINв своем распоряжении имеет сильнейший инструмент контроля над деятельностью банков и финансовых организаций, такой как внезапные проверки.
Так, несколько лет назад, управление проводило внезапную проверку четырех немецких банков, которые подозревались в манипулировании с процентной ставкой Euribor. Несмотря на то, что подозрения не подтвердились фактами, подобные проверки являются хорошей профилактической мерой.
Работа регулятора в области предотвращения мошенничества и инсайдерских сделок хорошо видна на следующих двух примерах. Гражданин Австрии был наказан штрафом в 5000 евро и полуторагодовым заключением под стражу за то, что провел инсайдерскую сделку с акциями немецкой энергетической компании ErsolSolarEnergyAG, прибыль от которой составила около одного миллиона евро. Расследование этого дела проводилось BaFIN. Подельник австрийского гражданина, который также получил прибыль от сделки, отделался штрафом в 20 000 евро.
Второй пример относится к манипулированию акциями компании DeBeiraGoldfieldsInc. Судебные разбирательства были инициированы по заявлению Федерального управления финансового надзора Германии. Перед судом предстали трое обвиняемых, среди которых гражданин Канады, получивший три года и два месяца тюремного заключения, издатель газеты, публикующей новости рынка акций, получивший один год и десять месяцев тюремного заключения, а также бывший редактор новостной газеты, освещающей рыночную тему, получивший один год и десять месяцев тюремного заключения.
Не менее активную роль финансовый регулятор играет и в деле спасения еврозоны. Так, BaFINвремя от времени принимает радикальные решения, среди которых, запрет на короткие продажи акций ряда немецких финансовых компаний, а также банков.
Однако, несмотря на такую активную роль в деле сохранения стабильности и надежности немецких финансовых рынков, это управление постепенно теряет свои полномочия. К примеру, контроль над финансовыми институтами уже частично передан Федеральному банку Германии. Ожидается, что в ближайшее время это может коснуться также сферы страховой деятельности.
По состоянию на весну 2011 года в стенах Управления работало около 1,9 тыс. сотрудников. Их задачи сводились к надзору и контролю над более чем 1,9 тыс. банками, свыше 700 институтами по финансовому консалтингу, около 600 компаниями, занятыми в сфере страхования, тремя десятками пенсионных фондов, более 6 тыс. отечественных фондов и свыше 70 компаниями, предоставляющими инвестиционные услуги.
Влияние BaFin как важной части Федерального Правительства довольно существенное. Кроме того, Германия является лидирующей европейской экономикой, во многом влияющей на положение региона на мировой арене. Потому доверие трейдеров к немецкому регулятору, также, как и к общеевропейскому MiFID, априори высокое, так же, как и к компаниям, имеющим его лицензию. Сегодня BaFin является одной из основных организаций федерального уровня, занятых контролем над деятельностью финансовых институтов страны.
Объем безналичных платежей в банковской системе ФРГ в 2017 снизился на 45,3 трлн. евро, в том числе в системе TARGET – на 44 трлн. евро. В то же время количество операций безналичного платежа увеличилось с 2866,4 млн. в 2016 году до 3165,5 млн. в 2017 году, на 10%.
До того, как в мире начался финансовый кризис, в рамках финансовых систем ведущих стран мира существовал ряд диспропорций. В этом сыграли важную роль высокие темпы роста рынка секьюритизации, то есть конверсии кредитов и других активов в высоко ликвидные ценные бумаги. Вдобавок большинство финансовых институтов, в частности в Германии, обладали высокой долей кредитных ресурсов, поэтому напрямую были зависимы от кратковременного финансирования. [6]
Первые действия со стороны крупнейших немецких банков были направлены на уменьшение существующих диспропорций в финансовом рынке. Для этого было принято решение сократить финансовый рычаг. Уменьшение валюты баланса и повышение размера собственного капитала помогли снизить коэффициент финансового рычага.
Также со стороны банков были предприняты меры для уменьшения тесной взаимозависимости в банковской системе.
Субъекты финансового рынка с зарождением суверенного долгового кризиса в Европе начали относиться друг к другу с настороженностью. Финансовые институты опасались кредитовать друг друга, т.к. возросли риски неплатежеспособности. Данные опасения отчетливо видны на финансовых показателях крупных немецких банков.
Межбанковское кредитование упало. Данный вывод можно сделать по строкам требования к банкам и обязательства перед банками. В рассматриваемый период требования к банкам и обязательства перед банками снизились на 35,2% и 36,6% соответственно, в то время как общие активы снизились лишь на 13,5%.
Требования финансовых институтов к небанковским предприятиям снизились на 14,9%. Требования в рамках Федеративной Республики Германия сократились приблизительно на 5%, а международные требования на 25%. За счет вливания государственных средств и государственной поддержки в период с 2007 по 2009 гг., данная группа банков повысила размер собственного капитала больше чем на 26%.
Во время международного финансово-экономического кризиса у банковской системы ФРГ выявились преимущества и недостатки. Несовременная структура германского банковского сектора сыграла неоднозначную роль для всей экономики Германии. С одной стороны, германские банки отставали по важным финансовым показателям от банков англо-саксонской системы.
Банковский сектор ФРГ до наступления кризиса отличалась низкой рентабельностью, низкой эффективностью и тепличными условиями. С иной стороны, во время кризиса поведение трехуровневой структуры германской банковской системы показало, что банковский сектор с такой структурой устойчивей, чем банки англо-саксонской системы. Благодаря поддержке государства, а именно правильным действиям Правительства, не произошло массового оттока денежных средств со счетов банков. В итоге, банковская система продолжала осуществлять свою основную функцию - финансировать малый и средний бизнес, - следовательно, способствовать скорому восстановлению экономики страны после глубокого спада в 2008 г.
В тоже время, надо отметить, что кризис выявил некоторые недостатки структуры банковской системы. Например, земельные банки, которые специализируются на кредитовании местных организаций малого и среднего бизнеса, пользующиеся государственной поддержкой и поддержкой коммун, активно вкладывали деньги в высокорискованные производные финансовые инструменты за рубежом. Поэтому после банкротства ипотечного банка “Леман Бразерс” (Lehmen Brothers) на балансе земельных банков оказались “токсичные” активы. В итоге, большинство земельных банков оказалось на грани банкротства. Только с помощью вливаний со стороны государства и государственных гарантий данные банки смогли провести реструктуризацию долгов и управляемую ликвидацию.
В целом, несмотря на крупные потери земельных банков, банковская система Федеративной республики Германии сильно не пострадала. Кроме того, она продолжила успешно функционировать и выполнять свои главные функции.
3. СРАВНЕНИЕ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РОССИИ И ГЕРМАНИИ
В течение 2018 года банки должны будут принять решение - либо увеличить капитал до 1 млрд руб. и работать по универсальной лицензии, либо перейти на базовую лицензию (минимальный размер капитала - 300 млн руб.). Переходный период будет завершен к 1 января 2019 года.
Банки с базовой лицензией получат существенные регуляторные послабления, для них будет действовать упрощенный порядок отчетности, указал ЦБ.
Банк России сообщил также о введении несколько важных новаций для системно значимых банков, на которые приходится свыше 60% активов российского банковского сектора. Для них регулятор вводит второй из двух нормативов ликвидности, предусмотренных "Базелем III", - норматив структурной ликвидности (норматив чистого стабильного фондирования, NSFR). Этот показатель рассчитывается как отношение имеющегося в наличии стабильного фондирования к его необходимому объему. Минимальное значение норматива установлено на уровне 100%.
Кроме того, для этой группы банков с 1 января повышен минимальный норматив краткосрочной ликвидности (LCR) - с 80% до 90%. Он рассчитывается как отношение высоколиквидных активов банков к чистым оттокам денежных средств в течение 30 дней.
Также в соответствии с "Базелем III" повышаются надбавки к достаточности банковского капитала. Для всех банков надбавка к нормативам для поддержания достаточности капитала вырастет до 1,875%. Дополнительная надбавка за системную значимость составит 0,65% (она применяется для всех 11 системно значимых российских банков).
Кроме того, ЦБ сообщил, что с 1 января 2018 года для всех банков обязателен к применению международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 9, который заменит МСФО 39.
Цель стандарта - установление принципов подготовки и представления финансовой отчетности в части финансовых активов и финансовых обязательств, которая представила бы уместную и полезную информацию, позволяющую оценить суммы, сроки и неопределенность будущих потоков денежных средств предприятия.
Отчисления в фонд страхования вкладов