Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий. Особенности управления региональным рынком труда..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Молодежный рынок труда Саратовской области: проблемы и перспективы развития

Наверняка каждый молодой человек за­думывался, где бы заработать денег, куда устроиться, где получить опыт по профес­сии, на которую он обучается в ВУЗе, куда пойти работать после его окончания. Мо­лодежь всегда была опорой общества, но, несмотря на это, данная группа является одной из незащищенных и уязвимых, так как именно на этот возраст приходятся со­циальные и демографические проблемы: завершение общего образования, вступле­ние в брак, рождение детей, покупка жи­лья, выбор и получение профессии и, ко­нечно же, поиск работы.

В отличие от времен Советского Союза, когда каждый выпускник гарантированно получал рабочее место в соответствие со своей специальностью, сейчас найти рабо­ту молодому специалисту крайне трудно. Высокая возрастная конкуренция, нежела­ние работодателей связываться с неопыт­ными работниками, высокие амбиции и несогласие с предоставляемыми условия­ми труда ставят молодежь в крайне тяже­лое положение.

Актуальность темы связана с тем, что в современной России на молодежном рын­ке труда сложилась ситуация, при которой молодые люди по той или иной причине не могут трудоустроиться. Процесс социа­лизации современных молодых людей в возрасте до 30 лет является сложным и противоречивым. Необходимость произ­водить анализ положения данной группы на рынке труда Саратовской области объ­ясняется двумя важнейшими обстоятель­ствами: во-первых, молодежь образует около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они стратегически важный и инновационный ресурс не толь­ко страны, но и региона. Проблема трудо­устройства молодых людей является одной из острейших проблем в сфере труда. Се­годня можно оценить, как никогда, её масштабы и спрогнозировать динамику, а также найти пути оказания эффективной помощи молодежи.

Всё вышеперечисленное позволяет при­знать сферу занятости молодежи приори­тетной частью социально-экономической политики Саратовской области. Молодежь можно разделить на несколько групп:

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представлена учащимися средних школ и профессиональных училищ. Как правило, они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако резкое снижение уровня жизни большей части населения изменило позицию молодежи. Многие из них пытаются заработать деньги. Они, вступая на рынок труда, пополняют ряды безработных.


Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, которые за­вершают или завершили уже в основном подготовку к профессии. Они также явля­ются уязвимой группой, которая вступает на рынок труда, так как они не имеют дос­таточного профессионального опыта. По­этому молодежь в этом возрасте менее конкурентоспособна.

Молодежь в возрасте 25-30 лет: как правило, люди, представленные в этой группе, уже сделали профессиональный выбор, имеют квалификацию, некоторый профессиональный и жизненный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предла­гаемой работе.

Интерес для рассмотрения в этой статье представляют вторая и третья категория - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Именно этот контингент представляет со­бой особую ценность - костяк современ­ного общества.

Молодежь в возрасте от 18 до 30 лет яв­ляется особой прослойкой экономически активного населения. Сегмент рынка тру­да, занимаемый этой категорией, является крайне нестабильным по нескольким при­чинам:

Неустойчивость спроса и предложе­ния, обусловленная изменчивостью ориен­тации молодёжи, ее социально- профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением со­циальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудно­сти самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане. Результаты эмпирических исследований указывают на то, что работники в возрасте до 35 лет более мобильны.

Низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными груп­пами. Молодежь подвергается наиболь­шему риску потерять работу или не трудо­устроиться. Ограничение спроса (избы­точное предложение) на рынке труда на работников нерабочих специальностей снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

Полюсный характер конкуренции в структуре самого молодежного рынка тру­да, обусловленный наличием первичных и вторичных работников. Вторичные работ­ники на молодежном рынке труда имеют существенные конкурентные преимущест­ва по сравнению с первичными работни­ками.

Завышенные требования к условиям работы, заработной плате. Молодые люди, только что закончившие ВУЗ, часто рас­считывают сразу же попасть на высокооп­лачиваемую работу. Именно критерий за­работной платы является приоритетным в процессе поиска работы и дальнейшего трудоустройства.


Большая вариантность. Это обуслов­лено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих под­готовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на регио­нальном рынке труда на многие из них приводит к тому, что большая часть ищу­щих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведе­ний, трудоустраивается по специально­стям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является един­ственной возможностью получить работу.

Гендерный анализ, свидетельствую­щий о чрезвычайно сложной ситуации с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особен­но вузов, женщины, составляют значи­тельную долю при этом работодатели от­дают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

В качестве критерия структурирования молодежи рассматривается уровень обра­зования и профессиональной подготовки, который, во-первых, тесно коррелирует с возрастом, что позволяет опираться на вышеупомянутые структуризации, во- вторых, даёт представление о характере занятости в данный момент, в-третьих, обусловливает спрос на рабочие места оп­ределенной категории и предложение тру­да определенного качества.

В 2012 году рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитив­ной динамики большинства социально- экономических показателей: увеличился выпуск продукции и объем услуг базовых отраслей, возросли инвестиции в основной капитал, повысилась средняя заработная плата работников. Уменьшение обраще­ний молодежи в органы службы занятости прослеживается на протяжении трех лет. Наименьшая доля безработной молодежи по Саратову зарегистрирована в 2012 году - 26,9% от числа обратившейся молодежи, 31,5% - в 2011 году, что ниже показателя 2010 г. - 39,5%. В общем составе безра­ботной молодежи за последние три года преобладает группа молодых людей в воз­расте 25-29 лет, доля их составила 52,6% в 2012 г., 55,3% в 2011 г., 51,2% в 2010 г. В 2018 году во всей Саратовской области 47% молодых людей в возрасте до 30 лет не работают и не учатся. Только треть вы­пускников вузов находят вакантные места по своему профилю. Однако, не стоит сле­по доверять этим цифрам - они касаются лишь официального трудоустройства. Тем не менее, отсюда можно сделать вывод, что уровень молодежной безработицы вновь взял курс на снижение, однако, про­блема невозможности молодым людям устроиться на работу остается острой.

Во многом снижению уровня молодеж­ной безработицы не только в Саратовской области, но и во всей России посодейство­вала стратегия государственной молодеж­ной политики. Она была разработана на период до 2018 года и определяла сово­купность приоритетных направлений, ори­ентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Настоящая стратегия ориенти­рована преимущественно на граждан Рос­сийской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. Государствен­ная молодежная политика плавно перетек­ла в проект «Стратегия развития молодежи на период до 2025 года», утвержденная 27 декабря 2013 года заместителем министра образования и науки Российской Федера­ции Вениамином Кагановым и руководи­телем Федерального агентства по делам молодёжи Сергеем Белоконевым.


По-прежнему, самым эффективным способом молодому человеку найти рабо­ту остается биржа труда. Биржа предлагает большой выбор вакансий как по специаль­ности, так и «временных», не относящихся к специальности - в сфере обслуживания, торговли.

Фриланс - еще один источник заработ­ка для молодых людей. Однако, такой спо­соб трудоустройства является теневым и не несет никакой пользы ни работнику в частности, ни государству в целом, лишь кратковременную материальную выгоду. Фриланс - неофициальная подработка, следовательно, такая работа не имеет ни­каких социальных гарантий: работник- фрилансер не получает трудовой стаж, так же он не сможет защитить свои права в случае необходимости. Тем не менее, мно­гие молодые люди активно «фрилансят», ведь такой способ заработка дает им опре­деленную экономическую независимость, иногда - опыт работы по специальности (это касается в основном творческих про­фессий и работников IT-сферы - дизайне­ры, художники, программисты, системные администраторы и т.д.) а в определенных случаях сулит и неплохой заработок, пусть и «в конверте».

Многие государственные ВУЗы имеют контракты с различными предприятиями, для которых они, собственно, и готовят выпускников - молодых специалистов. В областном министерстве образования ут­верждают, что многие выпускники имеют возможность получить гарантированное место работы после окончания вуза, ис­пользуя так называемое "целевое обуче­ние". Целевое направление — это своеоб­разная официальная просьба государства (на уровне местной администрации) или заинтересованного работодателя, адресо­ванная ВУЗу.

В данном запросе университет просят выделить места на обучение конкретных студентов определённой специальности. Целевое направление даётся персонально, только в один ВУЗ и на одну специаль­ность. В свою очередь студент, получив­ший образование по целевому направле­нию, обязывается отработать на благо го­сударства или в определённой организа­ции некоторое количество времени (обыч­но от трёх до пяти лет).

Программы целевого обучения распро­страняются и на школы. Так, например, каждый год в МБОУ СОШ №28 в городе Балаково «вербует» для себя новые кадры филиал ФосАгро АО «Апатит».

В 2013 году на территории Российской Федерации начала работать программа «Земский доктор». Она предполагает еди­новременную выплату участнику про­граммы 1 млн рублей, а также другие раз­личные выплаты за выслугу лет. програм­ма позволяет привлечь медиков в сельские районы России. На сегодняшний день про­ект привлек уже порядка 8000 выпускни­ков медицинских ВУЗов. Министерство здравоохранения Саратовской области оповещает, что за три года действия в ре­гионе программы "Земский доктор", ею воспользовались 163 человека. На 2018 год будущие земские доктора по всей области получили из федерального бюджета в об­щей сложности 20 миллионов рублей. На сайте минздрава размещены вакансии: в Вольский район требуется шесть врачей, в Лысогорский - четыре, в Марсковский - три, в Аткарский, Ртищевский, Петров­ский - по одному.


Возможно, эта программа и решит про­блемы качества оказания медицинской помощи в отдельно взятых населенных пунктах, но вот проблему занятости моло­дежи вряд ли. Однако, большинство выпу­скников медицинских вузов совершенно не желает оставаться жить и работать в деревнях. Да и молодежной ее теперь можно считать лишь условно - после того, как возраст потенциальных участников повысили до 45 лет.

Судя по всему, процесс массового при­хода на рынок "целеустремленных специа­листов качественно иного уровня" не обе­щает быть быстрым. Между тем, по мне­нию экономистов, проблема молодежной безработицы наравне с кризисом в банков­ской сфере - одна из главных угроз для будущего Европы. Региональное развитие, как и развитие страны в целом, не может продолжаться без «вливания свежей кро­ви» - без молодежи. Так какие же меры могут быть действенными? Очевидно, что от государства и региональных властей требуется создание не формальных (для отчетности), а реальных, эффективных программ, которые предоставляли бы мо­лодежи гарантии занятости, оказывали помощь в адаптации к специфике совре­менной экономической ситуации. При этом скупиться не стоит. Так, в Междуна­родной организации труда убеждены, что меры по продвижению молодежной заня­тости следует оградить от политики жест­кой экономии, увеличив инвестиции на целевые программы.

У современной молодежи имеется су­щественный потенциал, чтобы способст­вовать формированию инновационно- ориентированной экономики страны. Воз­можным инструментом развития потен­циала молодежи может стать введение специализированных бизнес-технологий в вузах для подготовки наиболее востребо­ванных специалистов для реального сек­тора экономики. В свою очередь, «флаг­манам» крупного бизнеса следует высту­пить консультантами по формированию карьерных траекторий молодых специали­стов.

Таким образом, сегодня в стране, и в частности в Саратовской области, сложи­лась такая ситуация, когда именно моло­дому поколению с его огромным потен­циалом необходимо направить силы на модернизацию экономики. Более того, од­ной из ведущих тенденций на современ­ном мировом рынке труда является суще­ственное омоложение управляющего звена компаний. Молодые руководители наце­лены на максимально быструю реализа­цию внутреннего потенциала своей лично­сти и профессиональных способностей. Недостаток опыта они компенсируют хо­рошим образованием, большим количест­вом энергии и желанием добиться успеха в жизни. К тому же молодежь более под­вижна, ей свойственны активность и ре­шительность, что, в свою очередь, являет­ся главным условием выживаемости в бы­строменяющейся среде.