Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросам военной службы и ее прохождения посвящены Федеральные законы от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[9] и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[10].

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[11].

Государственная гражданская служба состоит из двух уровней:

- федеральной государственной гражданской службы. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ;

- государственной гражданской службы субъектов РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и соответствующего субъекта. А организация государственной службы в субъекте РФ является специфическим полномочием данного субъекта. К вопросам исключительной компетенции субъекта РФ относятся установление порядка прохождения государственной службы в отдельных государственных органах субъекта РФ, ведение реестров должностей гражданской службы субъекта РФ, установление категорий и групп должностей, размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу, случаев и порядка предоставления транспортного обслуживания и т.д.

Государственную гражданскую службу по праву можно считать особым видом службы, так как в основном она касаться социально-культурного обслуживания людей, осуществления управленческой деятельности, обеспечения деятельности органов государственной власти и т.д.

Государственную гражданскую службу следует рассматривать как:

- форму участия граждан в осуществлении целей и функций государства;

- особый вид управленческой деятельности - государственной;

- форму реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина»;

- механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти;

- систему государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения функций и задач.

Следует заметить, что в определении понятия «государственная гражданская служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная» - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.

Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.


Поэтому государственный служащий — это обязательно гражданин РФ в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность, под которой понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки[12].

Таким образом, государственную гражданскую службу следует рассматривать как профессию для государственных служащих, которая требует специальной подготовки и получения специального образования.

1.2. Нормативное правовое регулирование государственной службы Российской Федерации

Государственная служба в плане нормативно-правового регулирования опирается на соответствующие нормы международного, конституционного, гражданского, административного, трудового, финансового, уголовного и других отраслей права, сформулированные, прежде всего в. международной Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе принятой в 1978 г.[13] и в Рекомендациях о процедурах определения условий занятости на государственной службе[14]. На этих же принципах основываются Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другие федеральные законы Российской Федерации, касающиеся государственной службы, и прежде всего основные начала организации и функционирования аппарата органов государственной власти и государственной службы в нем, сформулированные в Конституции Российской Федерации.

В новом Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» введен новый термин «государственная гражданская служба», таким образом можно считать, что с появлением данного термина происходит введение нового института государственной гражданской службы в законодательную практику.

В федеральном законодательстве о государственной службе нормативное правовое регулирование государственной гражданской службы Российской Федерации отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но при этом оно выведено из системы как административного, так и трудового права. Например, если рассматривать Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», то в части 4 статьи 2 Закона указано, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. В то же время положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нормативное правовое регулирование государственной гражданской службы выведено из предмета регулирования трудового права. В статье 73 указанного Закона устанавливается, что законодательство Российской Федерации, содержащее нормы трудового права, применяется к отношениям, связанным с государственной гражданской службой в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».


Если рассматривать ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы» поступление на государственную службу и ее прохождение осуществляются на основе контракта, а не трудового договора.

Правовую основу прохождения государственной службы иных видов составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «О системе государственной службы Россий­ской Федерации», международные договоры Российской Федерации, законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в пределах их полномочий.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и воен­ной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан определено в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обя­занности и военной службе».

Прохождение государственной службы — это процесс практического служения государству лица, назначенного на государственную должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности регламентирующийся не только Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но и иными федеральными законами, законами субъектов РФ о государственной службе, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В продолжение видов службы (государственной гражданской, военной и федеральной государственной службы иных видов) необходимо выделить и виды служащих, замещающих в служебных структурах должности. Например, служащие, занятые в той или иной мере государственной службой, к ним можно отнести три категории: служащие, замещающие государственные должности, государственные служащие, служащие по найму у государства как работодатели, работники.

Это деление основано на объеме полномочий по государственному управлению и деятельности, регулируемой трудовым законодательством.

В соответствии с административно-территориальным устройством государства это отражается в должностном наименовании служащих: федеральный служащий (государственный и негосударственный), служащий субъекта Федерации.

В соответствии с административно-территориальным устройством государства это отражается в должностном наименовании служащих: федеральный служащий (государственный и негосударственный), служащий субъекта Федерации, муниципальный служащий).


По примеру классификации государственных служащих по федеральному закону, где выделены категории, виды должностей, классные чины (ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), воспринято деление служащих, особенно вследствие кооперации, выделение категории служащих, по видам должностей[15].

При проведении классификации служащих в государственных предприятиях и учреждениях ориентируются на классификацию государственных служащих.

Приведенная классификация служащих — это изначальная классификация, за которой можно продолжать ее по ряду других оснований: служащие в сфере производства и непроизводственной сфере, разделение... по отраслям и т.д. Все это закреплено также в правовых актах компетентных государственных органов управления.

Федеральные законы о видах государственной службы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Также Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.

Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ[16].

Статьей 32 Конституции Российской Федерации гарантирован равный доступ граждан РФ к государственной службе[17]. При этом федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации и перемещением по службе, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего, регулирует Закон о госслужбе.


Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, его денежное содержание (вознаграждение, довольствие) производится за счет средств федерального бюджета. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Кроме того, федеральный государственный служащий руководствуется в своей деятельности указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами государственных органов[18]. Существует Реестр федеральных государственных служащих, содержание и порядок ведения которого, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации, устанавливается Президентом.

ГЛАВА он 2. он ОСНОВНЫЕ ОН НАПРАВЛЕНИЯ ОН СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОН ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОН РЕГУЛИРОВАНИЯ ОН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОН СЛУЖБЫ ОН НА ОН ПРИМЕРЕ ОН ОТДЕЛА ОН МВД ОН РОССИИ ОН ПО ОН САЛЬСКОМУ ОН РАЙОНУ

2.1. он Основные он проблемы он в он организации он деятельности он Отдела он МВД он России он по он Сальскому он району

В он условиях он обострения он борьбы он с он организованной он преступной он деятельностью он и он коррупцией он в он органах он внутренних он дел он просматриваются он утрата он отдельными он сотрудниками он профессионализма он и он снижение он уровня он их он общей он культуры. он В он связи он с он этим он одна он из он наиболее он важных он проблем он заключается он в он надлежащем он кадровом он обеспечении он процесса он обновления он органов он внутренних он дел. он Следует он пересмотреть он критерии он оценки он кандидатов он на он службу он в он органах он внутренних он дел он в он целях он ужесточения он требований он к он их он морально-нравственным он качествам, он уровню он образования, он а он также он степени он психологической он устойчивости он и он физической он подготовки[19]. он Необходимо он вернуть он доверие он населения он к он этим он органам. он