Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что Государственная служба в России является важнейшим институтом современного общества, занимает особое место в механизме управления государством и играет важную роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, создания необходимых условий для развития личности, укрепления основ гражданского общества. От того, насколько эффективно государственные служащие исполняют возложенные на них обязанности, зависит процветание государства, благополучие граждан, соблюдение их прав и свобод.

На сегодняшний день идет активный процесс формирования института государственной службы формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы.

Служба в органах внутренних дел является разновидностью федеральной государственной службы. Органы внутренних дел созданы для решения таких сложных задач как защита прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных действий; предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений. Отметим, что такие государственные функции выполняют непосредственно должностные лица органов внутренних дел, в целом составляющие кадры ОВД.

Соответственно для наиболее эффективного выполнения указанных задач сотрудники органов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. При подготовке учитывается комплекс личностных и профессиональных качеств сотрудников ОВД, эффективность и результативность их служебной (учебной) деятельности, знание и умение правильно применять на практике положения нормативных правовых актов. Кроме того особое внимание следует уделять личным качествам каждого из сотрудников: морально-психологическим, правового образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности.

Объектом исследования работы являются социально-общественные отношения, возникающие в ходе реализации государственной службы в Российской Федерации

Предметом исследования выступают проблемы в организации деятельности государственной службы в органах внутренних дел

Целью работы является исследование проблемы правового регулирования государственной службы в РФ, а также выявление возможностей повышения эффективности деятельности государственной службы в органах внутренних дел. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:


1. Проанализировать правовые основы реформирования государственной гражданской службы как одной из составляющих частей проводимой административной реформы;

2. Исследовать организационные основы прохождения государственной службы

3. Выявить проблемы в организации деятельности Отдела МВД России по Сальскому району

4. Внести предложения по совершенствованию деятельности органов Отдела МВД России по Сальскому району.

В процессе исследования мы опирались на мнения разных авторов пособий и книг, таких как Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.А. Гришковец, Н.М. Казанцев, В.А. Козбаненко, М.А. Краснов, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Ю.Н. Старилов, В.И. и других авторов.

В работе также широко использовались Интернет-источники в режиме свободного доступа, которые обогатили фактологическую базу исследования.

Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации

Непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление и развитие института государственной службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военной и государственной службе иных видов, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения[1].

Началом формирования института государственной службы в современной России стало принятие Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе»[2] (документ утратил силу). Спустя два года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3]), законодательно оформивший данный институт.


В 1990–е годы большинство источников служебного права составляли акты Президента РФ и Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», который был призван создать стабильную правовую основу для развития и укрепления государственной службы, и который своей задачи не выполнил, и не устранил такие угрожающие явления, как неконтролируемый рост управленческого персонала, расцвет бюрократизма, заглушающего рост новых экономических отношений и искажающего социальную политику государства, а включение части чиновничества на разных уровнях управления в политическую борьбу привело к коррупции проникшей в государственный и муниципальный аппарат. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» привел также к рассогласованности в работе министерств, ведомств, других государственных органов[4].

Первым шагом к концепции реформирования государственной службы стало распоряжение Администрации Президента РФ о формировании межведомственной комиссии, которую впоследствии возглавил Д.А. Медведев, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ, и в которую вошли заместители федеральных министров, представители Федерального собрания, Конституционного суда, других судебных учреждений, заинтересованных ведомств и ведущих научных учреждений.

В конце 2000 года Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента и Правительства Российской Федерации начало разрабатывать предложения по Концепции реформирования государственной службы. Распоряжением Администрации Президента РФ была сформирована межведомственная комиссия, которую возглавил Д.А. Медведев, являющийся в то время первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ, и в которую вошли заместители федеральных министров, представители Федерального собрания, Конституционного суда, других судебных учреждений, заинтересованных ведомств и ведущих научных учреждений.

Три подгруппы разрабатывали вопросы реформирования гражданской, военной служб и тогда еще службы в правоохранительных органах. Единый текст Концепции обсуждался отдельно в каждой из них. 15 августа 2001 года Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации была утверждена Президентом вместе с планом первоочередных мер. В связи с чем, был издан Указ Президента Российской Федерации о федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации» (2003-2005 годы), где главными направлениями реформирования государственной службы РФ являлись: создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации; разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих; выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий; внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих, а также формирование системы управления государственной службой Российской Федерации. 12 августа 2002 года был издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[5], которые и предопределили вектор развития современного правового института государственной службы.


Сегодня законами, устанавливающими основы государственной гражданской службы Российской Федерации, стал Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[6] и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Первый из них устанавливает разделение государственной службы Российской Федерации на три вида - государственная гражданская служба, военная служба, и государственная служба иных видов, а второй принят в его исполнение и регулирует отношения, связанные непосредственно с государственной гражданской службой.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации[7], государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, поэтому обеспечивающая государственную власть служба осуществляется в государственных органах всех ветвей государственной власти.

Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов (п.1 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Необходимо отметить что, ранее до внесения изменений в Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» которые вступили с 13.07.2015 года система государственной службы включала в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. Но в связи с внесением изменений в указанный закон, правоохранительная служба на законодательном уровне уже не рассматривается в качестве вида государственной службы. Статья 2 данного Закона вместо понятия «правоохранительная служба» уже использует понятие «государственная служба иных видов». В то же время данный термин продолжает использоваться в юридической доктрине для обозначения службы на должностях сотрудников в правоохранительных органах.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (п.2. ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (п.3. ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).


Виды государственной службы имеют собственные правовые и организационные статусы.

Государственная служба является механизмом реализации государственной власти на всей территории страны - как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ. Правовые и организационные основы системы государственной службы регулируются Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»[8].

Статья 4 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральную государственную службу определяет как, профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Федеральная государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ, государственная военная служба осуществляет функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.

Статья 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» опредедяет военную службу как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.