Файл: Построение организационных структур ( ООО «Атланта»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методологические основы построения структур управления организацией
1.1 Вертикальное и горизонтальное разделение труда в современных организациях
1.2 Структуры систем управления
1.3 Методика разработки рациональной структуры управления предприятием
2.1. Общая характеристика и SWOT-анализ компании
2.2. Анализ действующей структуры управления ООО «Атланта»
2.3. Совершенствование структуры управления с целью реализации поставленных задач
SWOT-анализ ООО «Атланта»
Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
2) отсутствует хорошо поставленная коммерческая служба, а маркетинг не охвачен организационной структурой предприятия. 3) у компании отсутствует достаточная рекламная деятельность. 4) не ведется активный поиск новых клиентов. 5) производственные площади не всегда используются эффективно |
Возможности:
2) возможность привлечения новых клиентов за счет увеличения собственной рекламной политики 3) рост доходов населения способствует увеличению спроса на транспортные услуги за счет привлечение на рынок новых потребителей. |
Угрозы:
2) значительное удорожание и/или дефицит сырья, материалов и комплектующих для автотранспорта. |
В целом, ООО «Атланта»» обладает очень большими возможностями для эффективной автотранспортной деятельности, проявляет заинтересованность в повышении спроса на грузоперевозки, расширяет границы своей деятельности (расширяет свой автопарк, ассортимент предоставляемых услуг, а также географию перевозок). При этом в настоящее время рынок грузоперевозок, быстро насыщаясь фирмами-перевозчиками и испытывая интенсивное давление рекламы, окончательно приобрел черты высоко конкурентного. В этих постоянно ожесточающихся условиях хозяйствования крайне важными для успешного развития бизнеса становятся меры по оптимизации расходов, поиск новых форм решения вопросов жизнедеятельности компании, способных принести доход.
2.2. Анализ действующей структуры управления ООО «Атланта»
В структуре управления транспортной компании ООО «Атланта» можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.
Приведем действующую структуру управления в компании (см.рис.8). (2)
На-чальник АХО
Генеральный директор
Отдел кадров
Главный бухгалтер
Главный экономист
Зам.директора по эксплуатации
Главный инженер
Началь-ник ремонт-ной служ-бы
Бухгал-терия
Техническая служба
Экономическая служба
Эксплуатационная служба
Планово-экономи-ческий отдел
Техник ГСМ
Старший диспет-чер
Зав.га-ражом
Начальник отдела снаб-жения
Диспет-чера
Води-тели
Меха-ники
Масте-ра ТО и ТР
Зав.складом
Ремонтные рабочие
Кла-дов-щики
Охрана
Отношения линейного руководства
Отношения функционального руководства
Рис. 8. Структура управления ООО «Атланта»
Компания имеет бесцеховую организационную структуру, где все функции управления сосредоточены в аппарате управления предприятия.
Организационная структура управления является линейно-функциональной. Линейные звенья управления осуществляют функции и права командования, принятие решений, функциональные подразделения (например, планово-экономический отдел) занимаются методическим руководством в процессе подготовки и реализации решений касательно планирования, организации, учета, контроля и анализа по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.
Данная структура использует формальные процедуры и правила, имеет жесткую иерархию власти, централизацию принятия решений в компании. Каждый сотрудник находится в подчинении только у одного руководителя, от которого он получает все указания и решения по функциям управления. Исполнитель и функциональные подразделения имеют информационные связи методического и консультационного характера. Директивность решения функционального подразделения утверждается руководителем.
Руководителю ООО «Атланта» затрачивает свое время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, осуществляют координацию работы сотрудников более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует действия неуправленческого персонала – людей, которые оказывают услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.
В компании существуют вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные типы связей.
Вертикальные связи обеспечивают соединение иерархических уровней в компании и ее частей. Формализация данных связей осуществляется в процессе проектирования организации, их действие постоянно и они отражают распределение полномочий или указывают на то, кто кем является в иерархической структуре организации. Эти связи представляют собой каналы передачи информации распорядительного и отчетного характера, обеспечивая при этом стабильное положение компании. Вертикальные связи направлены на решение проблем власти и влияния, т.е. осуществляют реализацию «вертикальной загрузки» работы.
Горизонтальные связи являются связями между двумя или более частями или членами организации, которые равны по своему иерархическому положению в компании или своему статусу. Главным предназначением таких связей является содействие наиболее эффективному взаимодействию частей организации в случае возникновения между ними тех или иных проблем. Данные связи обеспечивают компания в целом более устойчивым положением при наличие различных внешних и внутренних изменений. Горизонтальные связи обладают рядом важнейших преимуществ. Они способствуют экономии времени и повышению качества взаимодействия. Данные связи дают руководителям развивать чувство самостоятельности, инициативности и мотивации, ослабляют боязнь риска. Директор может предложить главному экономисту и начальнику отдела кадров самостоятельно решать вопросы установления окладов для работников, поскольку он доверяет им. Но, как только один из них оставляет пост по каким-то причинам, руководитель возвращает это право себе назад и пользуется им до тех пор, пока другой сотрудник не заслужит у него доверия.
Еще одной парой связей, которые установлены в компании, являются линейные и функциональные связи.
Линейные связи являются отношениями, в которых начальник осуществляет реализацию свои властных прав и напрямую руководит подчиненными, т.е. связи идут сверху вниз и выражаются, обычно, в форме приказов, распоряжений, команд, указаний. Природа функциональных связей является совещательной, и через эти связи происходит реализация информационного обеспечения координации.
Таким образом, связи, которые есть в компании, осуществляют обеспечение ее целостной работы, объединение всех ее звеньев. Основа деятельности компания представлена в виде функциональных обязанностей подразделений, которые и составляют деятельность компании в целом.
Генеральный директор распоряжается средствами и имуществом компании, заключает договоры, открывает счета и распоряжается ими, издает приказы, принимает и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания. Помимо этого, в зону ответственности генерального директора входит осуществление правильного и эффективного использования материальных и трудовых ресурсов компании, меры по улучшению условий и охраны труда. В целом, генеральный директор осуществляет организацию работы коллектива компании и несет полную ответственность за состояние компании и его деятельность.
Деятельность эксплуатационной службы ООО «Атланта» заключается, прежде всего, в организации транспортного процесса и эффективным использовании транспортных средств. Она находит возможности для того, чтобы наиболее рационально осуществлять перевозки при наименьших затратах. По большому счету, эксплуатационная служба всесторонне изучает потребности заказчиков и обеспечивает более полное их удовлетворение.
Внимание технической службы ООО «Атланта» направлено на вопросы, связанные с поддержанием транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечением развития производственной базы, а также осуществление руководства материально-техническим снабжением компании.
Можно выделить следующие главные задачи технической службы компании:
- осуществлять организацию правильного хранения подвижного состава, которое обеспечивало бы его высокую техническую готовность к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и их прием (гаражная служба);
- разрабатывать и решать вопросы, которые связаны с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);
- оперативно планировать все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организовывать выполнение этих работ и контролировать их качество, проводить технический учет и отчетность по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы);
- руководить всей совокупностью работ, которая связана с обеспечением нормального материально-технического снабжения предприятия, организацией хранения, выдачей и учетом топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по более рациональному их использованию (отдел снабжения);
- разрабатывать и проводить организационно-технические мероприятия с целью совершенствования процессов производства, внедрять новую технику, совершенствовать охрану труда и предупреждать аварийность.
Таким образом, техническая служба контролирует техническое состояние автомобилей, снимает их с эксплуатации, планирует и проводит профилактические и ремонтные работы, привлекает к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию автомобилей, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также осуществляет лимит расходов на горюче-смазочные материалы.
Экономическая служба занимает важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы компании. Осуществляя систематический анализ работы компании, автоколонн и других подразделений, анализируя объемные показатели перевозок, их ресурсное обеспечение, экономическая служба получает возможность определить пути разработки технических и организационных мероприятий, целью которых является повысить техническую готовность подвижного состава и совершенствовать эксплуатационную и коммерческую деятельность компании.
Бухгалтерия является частью экономической службы. Ее возглавляет главный бухгалтер, который осуществляет учет наличия средств, которые выделены в распоряжение компании, отвечает за их сохранность и уровень использования, осуществляет организацию выполнения финансового плана, проверку финансового состояния компании, оперативную работу по расчетам с клиентами, поставщиками и финансовыми органами, ведет первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер отвечает за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.
Руководители на всех уровнях управления осуществляют выполнение не только чисто управленческих, но и исполнительных функций. Правда, чем выше уровень руководства, тем ниже удельный вес исполнительских функций. Это говорит о том, что руководитель на любом уровне управления определенную часть времени тратит на управленческие решения, а другую часть на решения по специальности. Чем выше уровень управления, тем ниже удельный вес заданий по специальности, но при этом выше с точки зрения менеджмента. Работники аппарата управления выполняют совокупность функций, основными из которых являются функции планирования, организации, координации, контроля, учета, анализа, регулирования. Они имеют определенные права, прежде всего, касательно поощрений и наказаний сотрудников, которые им подчиняются. С их представления происходит решение вопросов касательно найма и увольнения сотрудников. (2)
Одной из важнейших задач компании является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а, следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия.