Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическая роль запасов в логистических системах
1.1. Сущность, виды и функции материальных запасов
1.2. Зарубежный опыт управления запасами на предприятии
1.3 Логистический подход к управлению запасами
3.1. Проблемы внедрения логистических технологий на российских предприятиях
Страховой запас - вторая составляющая, выделяется в процессе нормирования. Его назначение - обеспечение производства в период непредвиденных отклонений в процессе поступлений материальных ресурсов или отклонений потребления от определенных на предприятии норм [14, с. 55].
На предприятиях в определенном периоде могут формироваться аномальные запасы, которые в свою очередь делятся на сверхнормативные и запасы, которые не используются. Сверхнормативные - имеющиеся материальные ценности, стоимость которых превышает норму запаса. Наличие таких запасов приводит к снижению эффективности использования оборотных средств предприятия.
К запасам, которые не используются относятся материальные ценности, пригодные к использованию, но не нужны предприятию Основными причинами их образования являются: изменения в структуре и объемах производства, ошибки в определении потребности в сырье и материалах, замена материалов на другие, более прогрессивные, поставка некачественной продукции и тому подобное.
Сезонные запасы - это разновидность материальных запасов на образование которых влияют сезонные факторы производства и потребления продукции. Общая величина сезонных запасов должна обеспечивать нормальную работу производства на весь период сезонного перерыва в потреблении или поступлении [17, с. 94].
Имеющиеся запасы предприятия должны соответствовать спросу на рынке сырья, материалов и готовой продукции. По этому признаку определяют запасы необходимы для удовлетворения ожидаемого спроса (они формируются для прогнозируемого спроса) и гарантийные запасы (формируются для непредвиденного роста спроса).
Объем и структура запасов промышленного предприятия формируется под влиянием таких факторов, как: объем потребности предприятия в материальных ресурсах; ассортиментная структура производства; периодичность запуска материалов в процесс производства (или непрерывность его потребления); физические потери материалов в процессе длительного хранения (или моральное старение) условия и размеры транзитных норм снабжения; соотношение складской и транзитной формы снабжения; сезонность производства, потребления и снабжения; качество выполнения поставщиками договорных обязательств; спекулятивные моменты в политике управления запасами; уровень инфляции на рынках материальных ресурсов; экономия ресурсов в связи с закупкой крупных партий со скидками.
Направления и интенсивность воздействия факторов разные, но наиболее важными факторами являются объемы производства и организация технологического процесса на предприятии. Так, поступления на предприятие материально-технических ресурсов организуется службами ресурсного обеспечения. Их главная цель - своевременно поставлять на предприятие необходимые виды ресурсов в нужном количестве и качестве.
Таким образом, на основании вышесказанного можно утверждать, что исследования обеспеченности предприятия запасами и эффективности их использования в системе управления производственной деятельностью предприятия является первоочередной задачей для достижения максимальной эффективности хозяйственной деятельности, а также дает возможность определить приоритеты деятельности данного предприятия.
На сегодняшний день запасы оказывает существенное влияние на функционирование того или иного предприятия, будь то сфера производства или же отрасль розничной торговли. Кроме того, они оказывают существенное влияние и на сферу услуг, так в гостиничном сервисе необходимый базовый минимальный набор уборочных средств и инвентаря, чтобы своевременно осуществлять уборку и уход за посетителями, это может быть запас продуктов, средств повседневного пользования и т.д.
Реализация создания запасов преследует определённую цель. Её задачей выступает – создание таких условий внутри рыночного субъекта хозяйствования, которые позволят грамотно и бесперебойно осуществлять ту деятельность, для которой оно создавалось, до поступления свежих партий поставок. В современной науке выделяют 3 вида запасов [13, с. 41]:
1. Запасы исходных материалов, закупленных комплектующих деталей и расходуемых материалов для создания буфера между объемом закупок и объемом их потребления в производстве.
2. Запасы так называемого незавершенного производства, создающие определенный буфер между последовательными производственными операциями.
3. Запасы готовой продукции, которые являются буфером между производительностью операционной системы и скоростью отгрузки или продажи продукции.
Данное наличие товарной массы и продуктовой номенклатуры позволяет предприятию быть довольно гибким. Это позволяет рыночному субъекту осуществлять закупку необходимо оборудования и материалов согласно сроков выбытия необходимых компонентов, а так же это обосновывается экономическими предпосылками, которые не требуют закупки товаров строго каждого числа каждого месяца.
Как правило, скорость расходования определённых запасов на предприятии производится согласно производимому товарообороту, а так же спросу на реализуемую продукцию и объёмов продажи. И в большинстве своём данный процесс практически не зависит от воли и решений управляющего. Исходя из этого, следует четко обдумывать два решения: решение о времени подачи заявки для приобретения новой необходимой продукции для дальнейшего осуществления деятельности, а так же решение о том, какое количество продукции и материалов необходимо для рентабельного функционирования деятельности.
Из всего сказано, явно заметно, что управление запасами и материально-товарной товарной массой играет важное, если не ключевую роль в деятельности организации. Оно оказывает влияние на маркетинг фирмы, на её финансовую службу, которая регулирует денежные потоки, а так же на производственную и сбытовую функцию.
Выбор конкретной системы управления запасами зависит от множества причин. Среди них можно выделять вид спроса, который отслеживается на рынке на тот или иной вид запасов. Исходя из этого, можно рассмотреть зависимый и независимый спрос.
Если спрос имеет непосредственное отношение к плану производства или сбыта продукции, то предмет имеет зависимый спрос. Данный метод имеет широкое применение и реализуется на многих рыночных субъектах. К тому же данный вид управления запасами реализуется не только при производстве или сбыте продукции, он так же используется при предоставлении услуг. Примером тому служат, спрос на различные медикаменты для проведения хирургических операций, который регулируется планом проведения таких услуг. Данный вид спроса можно с лёгкостью прогнозировать, к тому же итог прогноза будет достаточно высок.
Под независимым спросом в науке понимается такая ситуация, когда спрос на предметы поставки не обусловлен планом производства или сбыта продукции. В данном случае спрос на такого рода продукцию весьма сложно прогнозировать
Кроме того, на рынке товарной массы зачастую встречается продукция, которая имеет черты как зависимого, так и независимого спроса.
Как мы уже отмечали ранее, вид системы управления товарно-материальными ценностями зависит от характера спроса. Теперь же, говоря о независимом спросе, в науке различают два метода: система фиксированного объёма и система фиксированного временного промежутка.
Говоря о первом методе, стоит понимать, что он требует постоянного контроля за количество имеющихся запасов. Существует определённый минимальный порог, и когда показатель наличия объема продукции падает ниже его, выдаётся соответствующее распоряжение для реализации закупки нового необходимого имущества компании. И, как правило, закупки производятся по строго фиксированному объёму всегда. В заключении можно отметить, что при данной системе управления заказами, неизменным остается уровень минимального наличия запасов, количество партии поставки так же не меняется от случая к случаю. Реализация данного метода управления более всего подходит при использовании следующих видов товаров:
- Высокая удельная стоимость предметов снабжения.
- Высокие издержки хранения материально-технических запасов.
- Высокий уровень ущерба, возникающего в случае отсутствия запасов.
- Скидка с цены в зависимости от заказываемого количества.
- Относительно непредсказуемый или случайный характер спроса.
Как пример, можно отметить продажи жидкокристаллических телевизоров широкого качества в магазинах электроники, которые вполне могли бы реализовываться методом фиксированного количества.
Стоит вернуться к методу с фиксированным временным интервалом. Исходя из названия, можно понимать, что реализация данной системы осуществляется благодаря поставкам партий товара строго в указанные промежутки времени. То есть раз неделю, месяц и т.д. В отличие от ранее описанного метода в этом случае объём партии поставки зависит от того количества товара, которое уже имеется на складе. Данный метод стоит реализовываться в тех случаях, если используемая или реализуемая продукция имеет следующие характеристики:
- Малоценные предметы.
- Низкие затраты на хранение материально-технических запасов.
- Незначительные издержки, если даже запасы и кончились.
- Один из многих предметов, закупаемых у одного и того же поставщика.
- Скидка с цены зависит от стоимости заказов сразу на несколько предметов.
- Относительно постоянный уровень спроса.
- Расходуемые материалы или предметы.
- Системы управления запасами с зависимым спросом [16, с. 56].
В науке принято выделять такой метод как планирование материальных потребностей, который по существу выражает метод управления запасами при зависимом спросе. (MRP). Данная система пользуется широким спросом в связи с тем, что данный метод легко спрогнозировать и в основе этого метода лежат планы производства и сбыта продукции. Непосредственная значимость данного способа заключается в возможности иметь в распоряжении рыночного субъекта непосредственно те запасы и материальные ценности, которые будут необходимы в рамках выполняемых и реализуемых функций.
1.2. Зарубежный опыт управления запасами на предприятии
Логистические технологии в сфере управления запасами, которые применяются западными производителями, как правило, направлены в основном на сокращение материальных запасов. В качестве примера можно привести следующие методы:
МРП (Materials Requirements Planing) – это планирование потребности в материалах – система планирования производственных ресурсов.
«Канбан» – метод, который обеспечивает оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждом этапе поточного производства.
«Точно вовремя» (Just-in-time) – это общий организационный подход, в результате которого учитываются детали спроса, точного управления, значительно минимизируются запасы и тем самым продолжительность производственного цикла.
ОПТ – (OptimizedProductionTechnologies) – оптимизированные производственные технологии.
ДРП (DistributionRequirementsPlaning) – система управления и планирования распределения продукции [14, с. 52].
Более подробно рассмотрим логистический метод «Канбан» и организационный подход «точно вовремя».
Концепция управления производством на основе принципа канбан применяется в течение довольно длительного времени.
Принципы данной системы были разработаны в 50е годы в Японии на заводах автомобилей марки«Тойота».
С начала 80-х годов эта концепция нашла свое применение в Германии. Ей присущи следующие черты.
Весьма специфична и уникальна японская модель управления запасами. В данном случае в рамках этого государства существует высокая стоимость капитала, а также используемых площадей под функционирование рыночного субъекта, что ведет к непосредственной максимальной минимизации количества запасов. Именно поэтому в рамках этого макросубъекта экономики и зародился принцип точно «вовремя». Все партии поставок необходимого имущества поступают на предприятие согласно срокам выбытия продукции из оборота. Исходя из всех плюсов и минусов данного метода, можно отметить как минимум 3 причины превосходства данного метода над американским стилем управления запасами: во-первых, японские менеджеры более настойчивы в вопросах минимизации запасов, чем американские коллеги. Во-вторых, поскольку они являются непосредственными разработчиками данного метода, они более качественно и надежно его реализуют, нежели другие участники рынка. Ну и в-третьих, вообще сама модель японского подхода к экономике интегрировал используемый метод управления запасами, что позволило добиться значительных экономических и финансовых достижений и успехов.