Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическая роль запасов в логистических системах
1.1. Сущность, виды и функции материальных запасов
1.2. Зарубежный опыт управления запасами на предприятии
1.3 Логистический подход к управлению запасами
3.1. Проблемы внедрения логистических технологий на российских предприятиях
Челябинский радиозавод «Полет» – промышленное предприятие по выпуску радиотехнических средств для нужд военной и гражданской авиации. Основная продукция Челябинского радиозавода: радиолокация, радионавигация, мобильные системы, авиационная радиосвязь. Также использует информационную систему Baan – IV.
Применение ERP систем на промышленных предприятиях России разнообразно.
Глава 3. Основные пути рационализации управления производственными запасами на основе логистической концепции
3.1. Проблемы внедрения логистических технологий на российских предприятиях
Являются ли ERP-системы таким же необходимым условием выживаемости российских предприятий, как и для западных? Для ответа на этот вопрос рассмотрим влияние на развитие политики в области информационных технологий отечественных предприятий факторов:
1. Состояние экономики.
2. Состояние предприятий.
3. Состояние рынка информационных технологий.
При этом из рассмотрения исключаются предприятия, которые, будучи резидентами в России, являются дочерними предприятиями транснациональных корпораций. Для таких компаний внедрение ERP-систем диктуется корпоративными стандартами и потребностями управления большим транснациональным бизнесом.
Состояние экономики в России характеризуется явной нестабильностью и высокими инфляционными ожиданиями. Причем процентные ставки банковских долгосрочных кредитов практически постоянно превышают реально возможную рентабельность предприятий. Подавляющее число предприятий работают в среде со слабой конкуренцией, многие являются монополистами. Россия отстает от мирового уровня в развитии инфраструктуры экономики. Это подтверждает высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта, низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства, нехватка современного технологического оборудования по грузопереработке продукции, слабый уровень механизации и автоматизации складских работ, слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки.
Состояние отечественных предприятий в большинстве случаев характеризуется наличием устаревших технологий основного производства и высокой степенью износа основных фондов. Большинство управленцев слабо знакомо с современными методами управления, т.е. не являются, как это принято говорить, менеджерами в полном смысле этого слова. Кроме того, предприятия в большинстве случаев не обладают развитой телекоммуникационной инфраструктурой, поэтому внедрение автоматизированной системы управления начинается с инвестиций в телекоммуникации, что приводит к существенному увеличению стоимости проектов. Общий уровень компьютерной грамотности российских управленцев недостаточно высок.
Рынок ERP-систем в России на сегодняшний день находится в интересном положении: очень мало отечественных систем подобного класса, зато присутствует много зарубежных производителей, начиная с SAP AG и заканчивая совсем малоизвестными фирмами из Западной Европы.
Существенным препятствием при внедрении ERP-систем на российских предприятиях становится уровень организации управления. На российских предприятиях в основной массе отсутствует традиция детально документировать управленческие решения. Одним из основных конкурентных преимуществ, которое дает ERP-система, является возможность представления консолидированной информации высшему управленческому персоналу. А это требует ввода информации в систему регулярно и на всех уровнях управления. Естественно, это повышает загрузку низшего и среднего звена управленцев, которое просто не привыкло работать подобным образом и зачастую может оказывать существенное сопротивление. И, наконец, в условиях слабой конкуренции оперативное представление консолидированной информации может просто не понадобиться.
Хорошей стартовой платформой при этом могут стать корпоративные системы управления, создаваемые российскими производителями. Они значительно дешевле западных систем, и в них учтены все особенности российского бухгалтерского учета. Желательно выбирать те системы, которые по своим возможностям приближаются к западным стандартам управления производством (например, MRPII) или мигрируют в этом направлении.
3.2 Совершенствование производственно-технологических, транспортно-складских процессов на предприятии
Проблема повышения эффективности управления производственными запасами носит многокритериальный характер. Ее решение достигается следующими путями: внедрение экономически обоснованных прогрессивных норм расхода производственных запасов; приближение поставщиков сырья, комплектующих изделий к потребителям; использование прямых длительных связей; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах; правильный учет и планирование материальных ресурсов; систематическая проверка состояния складских запасов сырья; сокращение длительности производственного цикла и повышение его непрерывности; соблюдение ритмичности работы предприятия; использование отходов; улучшение качества продукции.
Для автомобильной отрасли значение высокого качества комплектующих возводится в степень. «В мире в год выпускается около пятидесяти миллионов автомобилей, конкурентоспособность которых определяется качеством. Чаще всего автомобиль на 75% состоит из закупаемых компонентов, поэтому качество конечной продукции в автомобилестроении – это всегда совместная задача поставщика и производителя» [13, с. 74]. Также и в электронной промышленности. Среди стандартных процессов подготовки сборочно-монтажного производства важнейшее место занимает входной контроль комплектующих – печатных плат и компонентов [21, с. 96].
Чтобы помочь поставщикам, «по инициативе руководства ОАО «КАМАЗ» (Республика Татарстан) совместно с ОАО «ВНИИС» (г. Москва) и «Поволжского центра качества» (г. Казань) предприятиям – поставщикам ОАО «КАМАЗ» было предложено включиться в пилотный проект по внедрению на их предприятиях требований ISO/TS 16949 при поддержке Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан».
Руководство ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО СП «GM-АВТОВАЗ» заявило о своих намерениях развивать качество поставок комплектующих изделий для автомобилей ВАЗ по следующим направлениям:
- «отказ от поставщиков, не выполняющих требования к качеству поставок автокомпонентов и не имеющих технической и интеллектуальной возможности осваивать изделия для перспективных автомобилей;
- введение процедуры контролируемых поставок 2-го уровня – процедура, заключающаяся в сдерживании дефектов на предприятии поставщика путем привлечения третьей стороны для проведения 100%-ного контроля продукции;
- объектами принудительного контроля создаваемого АвтоВАЗом «Центра сертификации поставщиков» будут организации, не подтверждающие своей способности выполнять требования к качеству поставок (независимо от наличия у них сертифицированных систем качества)» [13, с. 85].
В 2010 году в ОАО «АВТОВАЗ» показатель качества закупаемых комплектующих изделий поставки в течение года улучшился на 72,5%.
Таким образом, предприятия нередко идут навстречу своим поставщикам, пытаясь помочь предприятию выйти на новый уровень качества своей продукции, в соответствии с ISO/TS 16949.
Другая ситуация в ОАО «Ульяновский автомобильный завод», производитель внедорожников, лёгких грузовиков и микроавтобусов. Из-за несоответствия российских производителей автокомпонентов стандартам ключевые комплектующие, устанавливаемые на автомобили семейства Patriot, импортного производства. Рассмотрим проблему совершенствования производственно-технологических процессов. УАЗ начал осваивать «кайдзен» (японская философия, фокусирующаяся на непрерывном совершенствовании процессов производства) среди первых российских предприятий в 2004 году. В 2005 году на основании полученного опыта и знаний была разработана модель производственной системы ОАО «УАЗ». В результате внедрения системы на производственных участках удалось улучшить качество выпускаемой продукции (в среднем на 63,33%), снизить уровень незавершенного производства (в среднем на 73,46%), сократить простои оборудования (в среднем на 84,78%).
Рис. 16. Модель производственной системы ОАО «УАЗ»
Многие зарубежные компании автомобильной и электронной промышленности переходят на организацию гибкого производства (Flexible Manufacturing System), характеризующая возможность выпуска различных моделей и значительные колебания возможных объемов производств. Как мы уже подчеркнули в пункте 2.3, покупатели электронных продуктов внимательно относятся к появлению новинок, поэтому целесообразно их осваивать в производстве. Как только технологическое усовершенствование реализовано, старые изделия снимаются с производства. Это сокращение жизненного цикла приводит к необходимости гибкости производственных линий. Ярким примером является компания Honda, которая за период с 1991 по 2004 года полностью перевела свои заводы на данную систему. Примером также может являться завод Fraftway. Установлены две универсальные конвейерные линии для выпуска больших объемов однотипной продукции, а также специализированная стапельно-конвейерная линия для производства разнородной продукции. Это позволяет приблизиться к идеалу гибкой системы производства.
Не секрет, что мощный инструмент повышения эффективности управления запасами – высокоскоростные средства информационного обмена. Выгоды применения штрихового кодирования:
- грузоотправители: сокращение времени хранения запасов;
- перевозчики: упрощения обработки контейнеров, улучшение учета транспортировок;
- склады: повышение точности контроля за состоянием запасов.
К сожалению, эта технология имеет недостатки: изображение штрих-кода не долговечно; чувствительна к ориентации в пространстве; боится грязи, воды, механического повреждения; не способна различать одновременно несколько товаров, и т.д.
В связи с этим в последнее время во всем мире все больший интерес проявляется к новой технологии радиочастотной идентификации товаров (RFID). Любой товар в процессе производства или складской обработки можно снабдить радиочастотной меткой RFID. Важный промышленный потребитель технологий – автомобильная промышленность. RFID-метка с набором конечных требований к изделию может быть помещена на раму или корпус собираемого на конвейере автомобиля и в процессе производства на различных участках (сборка, окраска и т.п.) автомобиль может быть автоматически окрашен определённым образом, или могут быть установлены другие колёсные диски, изменён цвет обивки и т. п. Компания BMW Group производит сборку моделей с использованием этой технологии. На российском «Заводе электронного оборудования» Kraftway в Обнинске, также используется RFID-технология.
Рис. 17. Схема работы WMS – системы
Вышерассмотренные технологии применяются в рамках автоматизированных систем управления складом – WMS (Warehouse Management System) и TMS-систем управления транспортировкой (Transportation Management Systems), повышающие сохранность ввозимого груза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития экономики концепция логистики находит все более широкое использование. Этому способствовало возникновение новой волны научно-технической революции, развитие коммуникационной техники и технологии.
Логистика в настоящее время рассматривается как эффективный подход к управлению экономическими процессами, способствующий снижению общих затрат.
Предметом изучения логистики является методология оптимизации управления экономическими объектами на основе системного подхода.
Логистика в качестве объекта исследования рассматривает материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки.