Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Права, обязанности и ответственность ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
практикой» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 19 января 2004 г. - №3.
3 Тарбагаева Е. Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. С. 200.
Ю.Н. Власов и В.В. Калинина, также считают, что под нотариатом следует понимать: ''Систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации'' [1].
О.В. Ремановская и Г.Б. Ремановский солидарны с тем, что нотариат представляет собой систему нотариальных органов, рассматривая эти органы в качестве административных, но с особым статусом, так как нотариат ''не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи'' [2].
Отсюда следует вывод, что главная особенность нотариата заключается в том, что в его лице государство опосредованно выражает свою волю. Как судья провозглашает решение от имени Российской Федерации, так и нотариус выступает от имени государства, а не от себя лично.
Близость к судебным органам и способствует тому, что проводится аналогия между судом и нотариусом, судебными и нотариальными актами и т.д. ''Что составляет основу понимания нотариата как института превентивного правосудия? Что общего между нотариатом и правосудием? Общее, действительно, есть. И это общее заключается, как я считаю, в целях, принципах организации деятельности, полномочиях[3]'' — утверждает В.Жуйков, доктор юридических наук, профессор.
Необходимо подчеркнуть, что характерной чертой нотариата является то, что ему присуща уникальная дуалистическая природа, которая выражается с одной стороны в том, что нотариат выполняет публичные функции и действует от имени и по поручению государства, а с другой стороны в том, что оказывает независимую квалифицированную юридическую помощь участникам гражданского оборота.
1 Власов Ю. Н. Нотариат. Курс лекций / Ю. Н. Власов, В. В. Калинин. – М.: Юрайт Издат, 2002. –352 с.
2 Ремановская О. В., Ремановский Г. Б. Организация нотариата в России. М.: Издат-во ПРИОР, 2001. С. 256.
3 Жуйков В. М. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. – 1998. – № 7. – С. 1-5.
Функционируя на границе публичной и частной сфер, нотариат выступает связующим звеном между государством и гражданским обществом.
Статья 5 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает следующие гарантии нотариальной деятельности:
- беспристрастность;
- независимость;
- руководство только Конституцией РФ и законом (Основы о нотариате более подробно определяют правовую базу деятельности: "Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами");
нотариальную тайну.
Принципы нотариата – это основополагающие начала деятельности органов нотариата, закрепленные в законодательстве, которыми руководствуются нотариальные органы при осуществлении своих функций.
К принципам нотариальной деятельности относятся следующие:
- законность – необходимое условие реализации всех остальных принципов нотариата. При совершении различных нотариальных действий нотариальные органы должны руководствоваться только нормами Конституции РФ и законодательством РФ;
- беспристрастность – принцип, в соответствии с которым нотариус не вправе изменять порядок совершения и содержание нотариального действия. Также он не вправе совершать нотариальные действия на себя и для своих близких родственников;
- независимость – действуя от имени РФ, нотариус обеспечивает права и законные интересы сторон.
Мы видим, что независимость и беспристрастность осуществления нотариальной деятельности обеспечивают отсутствие возможности ущемления прав какой-либо из сторон нотариального действия из-за юридической безграмотности и неосведомленности.
В научной литературе можно увидеть различные точки зрения авторов по поводу понятия “нотариат”. Так учебник гражданского процесса под редакцией М. К. Грушникова устанавливает, что ''нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц[1]''.
Практически такое же определение содержится и в учебнике Гражданского процесса под редакцией В. А. Мусина, И. А. Гегиной, Д. М. Чесота ''Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав[2]''.
А в учебнике Гражданский процесс России под редакцией М.А. Викут ''Нотариат – это система государственных органов и должностных лиц, основной задачей которых является удостоверение бесспорных прав и фактов и совершение других нотариальных действии [3] ''.
1 М. К. Грушникова Гражданский процесс: Учебник. - М., 2001, с.616
2В. А. Мусина, И. А. Гегиной, Д. М. Чесота Гражданский процесс: Учебник. - М., 1997, с. 431:
3 Гражданский процесс России: Учебник / Под ред. М.А. Викут. - М.: Юрист, 2004. – с.465.
Другие авторы полагают, что нотариат представляет собой систему специальных нотариальных действий, а некоторые, что нотариат включает в себя отрасль законодательства, регулирующего нотариальную деятельность и соответствующий учебный курс[1].
Г.Б. Ремановский определяет нотариат следующим образом: ''Это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленном действующим законодательством'' [2].
Многие ученые в своих трудах рассматривают нотариат как ''институт'' предупредительного (превентивного) правосудия. И действительно, между нотариатом и правосудием есть немного общего. И это общее можно усмотреть в целях, в принципах организации деятельности и в полномочиях нотариата.
Под органами нотариата в соответствии со ст. 1 Основ понимаются:
1) нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой);
2) должностные лица органов исполнительной власти, которые совершают нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариусов;
3) должностные лица консульских учреждений РФ, которые совершают нотариальные действия от имени РФ на территории других государств.
Здесь напрашивается вывод, что цель одна и для правосудия, и для нотариата - это обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Говоря о принципах организации деятельности судей и нотариусов, можно найти несколько совпадений. Во-первых, и судья, и нотариус действуют от имени государства, только суд - носитель государственной власти, а нотариус - лишь представитель государства. Во-вторых, и нотариус, и судья должны быть независимы и от государства, и от участников процесса.
1 Ярков В. В Нотариат в правовой системе России//Нотариус.1997.№2 .С.4
2 Ремановский Г.Б., Ремановская О. В. Организация нотариата в России. – М., 2001, с. 9
Федеральных судей назначает президент страны, но отстранить судью от должности может только квалификационная коллегия судей.
Равно как и прекратить деятельность нотариуса помимо его воли можно только по судебному решению. В-третьих, ещё один принцип организации деятельности судьи и нотариуса - объективность, беспристрастность, подчинение только закону и недопустимость вмешательства в их профессиональную деятельность. Что касается полномочий, то суть деятельности правосудия - это осуществление властных полномочий.
Определённые властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как у представителей государства, хотя носителями государственной власти они не являются. Например, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества. Также нотариусы совершают исполнительные подписи, обеспечивают доказательства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нотариат может сыграть большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию и облегчить осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд. Также можно сделать вывод, что использование возможностей нотариата позволило бы освободить суды от рассмотрения лишних дел, уменьшить огромную нагрузку на них.
В качестве примера, когда нотариусы способны снизить нагрузку на суды, В. Герасимов приводит установление факта наличия родственных отношений[1]. Этот вопрос часто возникает при оформлении наследственных прав и нередко сопровождается ситуацией, когда документа, подтверждающего наличие родственных отношений, наследники представить не могут. Сейчас же в подобном случае нотариус обязан направить стороны в суд, который делает те же запросы, что уже направлялись нотариусом и в каждом счёте вызывает свидетелей, которые могут подтвердить наличие отношений родства.
1 В. Герасимов Потенциал нотариата невостребован//Российская юстиция. 2000. №1, с.31.
Совершенно очевидно, что нотариусы вполне могут сами осуществлять эту процедуру, тем более, что они в соответствии с законодательством вправе удостоверять свидетельские показания.
Государственные нотариальные конторы образуются Министерством юстиции РФ или по его поручению местными органами юстиции, принимающими решения по согласованию с местной администрацией либо учреждениями местного самоуправления. Все нотариусы (нотариусы и старшие нотариусы), работающие в таких конторах, являются государственными служащими и получают свою зарплату из бюджетных средств. Им, как и работникам органов юстиции, присваиваются классные чины. На их долю приходится значительная часть работы, связанной с выполнением нотариальных действий.
Там, где нет нотариусов, в том числе тех, что занимаются частной практикой, выполнение некоторых нотариальных действий может быть разрешено должностным лицам органов исполнительной власти. Как правило, им дозволено осуществлять несложные нотариальные действия (удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, принятие мер к охране наследственного имущества и т.п.). Несколько шире полномочия должностных лиц российских консульских учреждений, находящихся за рубежом.
Круг их прав устанавливается специально издаваемыми законодательными актами, а круг прав должностных лиц органов исполнительной власти в местностях, где нет нотариусов — Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством Юстиции РФ.
Исследовав правовую природу нотариата, можно сделать некоторые обобщенные выводы.
Во-первых, нотариат выполняет некоторые полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени Российской Федерации.
Во-вторых, нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание.
В-третьих, наряду с частноправовым содержанием деятельности, нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как правового института, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления.
В-четвертых, особенность российского нотариата — наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в Российской Федерации выражается в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии ("латинскому нотариату"). Сохранение государственного нотариата объясняется, на наш взгляд, лишь замедленными темпами преодоления исторически сложившихся традиций и трудностями материально-технического плана.