Файл: Оценка рыночной стоимости неисключительного права на товарный знак ResFood, регистрационный № 561060.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, величина стоимости в такого рода сделках, как правило, составляет некий процент от дисконтированного прогнозного будущего дохода, по причине чего сравнительный подход к оценке во многом повторяет доходный и не является независимым.

В открытых источниках информации отсутствуют достаточные и достоверные данные о сопоставимых с оцениваемыми сделках на передачу неисключительных прав в странах назначения. Также по запросам закрытой информации по таким сделкам не была получена требуемая информация.

На основании изложенного Оценщик не применял сравнительный подход.

Расчёт затратным подходом

Применение затратного подхода для оценки подразумевает учет минимально необходимых затрат для их создания и применяется, как правило, в отношении тех материальных активов, которые создаются самими правообладателями и для которых не существует эффективного рынка.

Оценщик не применял затратный подход к расчету стоимости объекта оценки, поскольку расчётной величиной является размер годовых лицензионных отчислений по лицензионному договору на передачу неисключительных прав на товарный знак ResFood, регистрационный №561060, то есть, величина, не вытекающая непосредственно из исторических затрат на создание товарного знака.

Расчет рыночной стоимости доходным подходом

Применение доходного подхода

Применение доходного подхода строится на оценке инвестиционной привлекательности собственности, от которой в будущем ожидается получение вполне определенных (соответствующих вероятной цене продажи объекта) выгод. А поскольку рыночная стоимость, согласно её определению, всегда выражается в денежном эквиваленте, под этими выгодами следует понимать потоки денежных средств, направленных непосредственно к владельцу оцениваемой собственности.

Классификация методов доходного подхода к оценке НМА представлена на нижеследующем рисунке. С математическим аппаратом все обстоит достаточно просто и его использование больших разночтений не вызывает. На первом месте стоит формула дисконтированного денежного потока (DCF), применение которой подразумевает достаточно тщательное прогнозирование будущих денежных потоков. Второе место занимает формула прямой капитализации, являющаяся, как известно, частным случаем формулы DCF. Она применяется, как правило, при «короткой», прикидочной оценке, поскольку предусматривает подмену детального прогнозирования принятием упрощающих допущений о будущем поведении денежных потоков. Применение современных математических методов, получающих все большее распространение в западной оценке бизнеса (реальные опционы, модель Эдвардса-Белла-Ольсена и др.) пока что не представляется оправданным. Объясняется это тем, что такой модный аппарат дает достоверные результаты, только в случае использования больших массивов рыночной информации, в отношении которой, как уже говорилось, наблюдается огромный дефицит.


Рисунок 4.1. Методы доходного подхода

Что же касается второго классификационного признака — способов выделения денежного потока, то здесь следует признать наличие достаточно больших проблем. Методы доходного подхода с этой точки зрения делятся на способы выделения реально присутствующего экономического эффекта и на способы его искусственного построения.

Выделение реального экономического эффекта, образующегося непосредственно от использования товарного знака, в большинстве практических ситуаций представляет собой достаточно сложную и ресурсоемкую аналитическую проблему. Поэтому часто оценщики, не располагая необходимыми ресурсами времени или финансов, не углубляясь в анализ хозяйственного использования товарного знака, ограничиваются процедурами искусственного построения экономического эффекта.

Такие процедуры (метод «освобождения от роялти» и метод выделения доли Лицензиара в прибыли Лицензиата) основываются на общем исходном предположении о том, что было бы, если бы оцениваемая интеллектуальная собственность не принадлежала её сегодняшнему владельцу. В таком случае лицо, использующее чужие исключительные права обязано проводить регулярные лицензионные платежи в пользу владельца прав. Размер этих платежей (роялти) рассчитывается в соответствии со сложившейся практикой лицензионных соглашений. Однако такие платежи не проводятся, поскольку на самом деле права принадлежат современному владельцу ИС, и он освобожден от этой обязанности. Образующаяся в результате такого освобождения экономия отождествляется с дополнительной прибылью, создаваемой объектом оценки. В методе «освобождения от роялти», например, размер гипотетического годового лицензионного платежа определяется путем умножения годовой выручки от реализации продукции, выпущенной с применением НМА, на среднестатистическую (стандартную) ставку роялти.

В настоящей оценке в рамках доходного подхода выбран математический аппарат ДДП, при этом для целей расчета принят прогнозный период до конца срока действия текущей регистрации на товарный знак с последующим расчетом терминальной стоимости.

Что касается методов выделения экономического эффекта, то как уже излагалось, в настоящей работе использовались методы выделения реального экономического эффекта в форме дополнительной маржи, ассоциированной с товарным знаком. Предполагается, что дополнительная маржа определяется по отношению к среднеотраслевой валовой марже. При этом отраслевые предприятия, по отношению к которым определяется маржа, выбраны по основному коду ОКВЭД, аналогичному основному коду ОКВЭД Соколова Елена Владимировна.


На основании изложенного, Оценщик применил доходный подход к определению стоимости ОИС, используя в рамках подхода метод реального экономического эффекта, а также математический метод ДДП. Методология расчёта подробно изложена далее.

Модель и этапы расчета ОИС и НМА доходным подходом

В отчёте принята расчетная модель определения стоимости товарного знака, включающая построение выручки, генерируемой НМА, на основании финансово-экономических показателей деятельности Предприятия, а также рыночных индикаторов.

Расчет стоимости ТЗ проводился в следующем порядке:

  1. Прогноз выручки, связанной с эксплуатацией товарного знака;
  2. Определение дополнительной маржи, создаваемой НМА, путём сравнения показателей компании со среднеотраслевыми;
  3. Дисконтирование полученной доли прибыли, приходящейся на оцениваемый товарный знак;
  4. Получение величины годового потока платежей путём умножения стоимости ТЗ на коэффициент капитализации.

Общая модель расчета ОИС и НМА доходным подходом

Расчет стоимости ОИС и НМА методами выделения экономического эффекта и математическим методом ДДП в рамках доходного подхода включает этапы:

  1. Прогноз доходов предприятия, использующего НМА;
  2. Прогноз доходов предприятия, выделенных на НМА;
  3. Определение ставок дисконтирования и капитализации;
  4. Расчет текущей стоимости будущих доходов от использования ОИС.

Расчетные формулы:

Дисконтирование денежных потоков проводится на конец или на середину шага расчета соответственно по формулам:

С = Σ (Pi × (1 + R) -i) + CР, (формула 4.1)

С = Σ (Pi × (1 + R) -(i — 0,5)) + CР, (формула 4.2)

где Pi — прогнозный уровень денежных потоков от использования ОИС и НМА в i-ый период;

R — ставка дисконтирования;

i — номер шага расчета;

CР — стоимость реверсии (стоимость в постпрогнозный период).

Прогнозный уровень денежных потоков от ТЗ в i-й период:

Pi = Qi× Si× Ei× (1 — t), (формула 4.3)

где Qi — прогнозируемый объем продаж в i-ом периоде в натуральном выражении;

Si — прогнозируемые цены в i-ом периоде;

Ei — доля, приходящаяся на ОИС и НМА в i-ом периоде;

t — ставка налога на прибыль.

Стоимость реверсии:

CР = Pi+0,5 / (R′ — q), (формула 4.4)

где Pi+0,5 — прогнозный уровень денежных потоков от ТЗ в первый постпрогнозный период;


R′ — ставка капитализации;

q — прогнозные темпы роста денежных потоков.

Далее представлено последовательное описание расчета рыночной стоимости в рамках доходного подхода.

Параметры расчетной модели

Темпы роста

В прогнозе используются темпы роста, равные прогнозной инфляции, данные о которой заимствованы из прогноза Минэкономразвития для сектора пищевых продуктов (http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/2017271001).

Определение длительности периода дисконтирования

При проведении расчетов Оценщиком не ограничивался срок использования ТЗ — исходя из того допущения, что сроки его перерегистрации разумным собственником не будут упущены. При этом продажи товаров–носителей ТЗ прогнозируются на бесконечном периоде времени.

Длительность периода дисконтирования составляет остаток 2018 года и период до 2023 года включительно. Такой период совпадает с прогнозом маркетинговых служб Заказчика в отношении объёмов продаж под брендом ResFood, и достаточен для стабилизации расчетных показателей и применения остаточной (терминальной) стоимости в постпрогнозном периоде.

Проведение процедуры дисконтирования

В наших расчетах принято, что правообладатель получает доходы и проводит расчеты с контрагентами в середине каждого года прогнозного периода. Таким образом, дисконтирование денежных потоков произведено по формуле текущей стоимости для середины периода.

Определение стоимости в постпрогнозный период

Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что актив способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы от актива стабилизируются, и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или равномерные бесконечные доходы.

Общие предпосылки расчета

В данном отчёте доля прибыли, приходящаяся на товарный знак, рассчитана от валовой прибыли.

Сила бренда в расчёте учтена в форме дополнительной маржи.

Ставка дисконтирования рассчитана по модели WACC.

Прогноз выручки строится на том допущении, что выручка компании в прогнозном периоде будет расти только за счёт инфляции. Тем самым Оценщик исходил из позиции осмотрительности, не допуская возможного завышения стоимости оцениваемого НМА.

Стоимость товарного знака определена дисконтированием чистой прибыли, получаемой от дополнительной маржи, связанной с ТЗ. Прогноз выручки приведён в соответствующем разделе доходного подхода.


Следует отметить, что для привлечения клиентов, и, как следствие, увеличения и даже поддержания уровня продаж, владелец торгового знака вынужден нести издержки на рекламу брендов. Однако маркетинговые расходы уже учтены в себестоимости, а следовательно, в расчетах.

Прогнозные темпы роста

Фактические ретроспективные темпы роста выручки приведены в следующей таблице.

Таблица 4.3.  Ретроспективные темпы роста выручки от реализации продукции под брендом ResFood

Показатель

2016

2017

1 пол. 2018

Темп роста выручки в годовом выражении

39%

18,2%

Выручка

1 340 578

1 866 772

1 103 680

В прогнозе используются темпы роста, равные прогнозной инфляции, данные о которой заимствованы из прогноза Минэкономразвития для сектора пищевых продуктов (http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/2017271001). Предполагается, что темпы роста будут равномерно изменяться от показателя 1 пол. 2018 года до инфляционного темпа роста к концу прогнозного периода.

Прогноз приведён в следующей таблице.

Таблица 4.4.  Прогноз выручки от реализации продукции под брендом ResFood

Показатель

2 пол. 2018

2019

2020

2021

2022

2023

Постпрогноз

Темп роста выручки в годовом выражении

15,5%

14,3%

11,8%

9,2%

6,7%

3,0%

3,0%

Выручка

1 186 125

2 617 763

2 926 181

3 196 588

3 410 764

3 513 087

3 618 480

Определение ставки дисконтирования НМА

Ставка дисконтирования – это ожидаемая ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, это ожидаемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

Величина ставки дисконтирования связана с ожидаемым инвестиционным риском. Концепция риска предполагает, что все инвестиции находятся в промежутке между полной уверенностью в окупаемости денежных средств (нулевой риск) и полной неуверенностью в их окупаемости (бесконечный риск). При рассмотрении двух инвестиционных возможностей, обещающих равную ожидаемую доходность в денежном выражении, инвестор обычно предпочитает инвестиции с наименьшей степенью риска или, напротив, рассчитывает на более высокую доходность по инвестициям с более высокой степенью риска.