Файл: Оценка рыночной стоимости неисключительного права на товарный знак ResFood, регистрационный № 561060.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведённые примеры показывают, что фуд-сервис является специфическим рынком, и не сводим к типовым оптовым продажам.

Также отметим, что появление такого рыночного сегмента как фуд-сервис было возможно только на уже достаточно развитом рынке общественного питания: однообразный спрос, однообразное потребление и упор на домашнее приготовление пищи не стимулируют развитие этого вида предпринимательства.

Из этого, в том числе, следует, что фуд-сервис, прежде всего, ориентирован на крупные города и его распространение началось с них. Далее, депрессивная экономика, при которой люди в силу недостатка средств предпочитают общепиту домашнее питание, также ухудшают перспективы фуд-сервиса или, по крайней мере, приводят к деградации его среднего сегмента, поскольку во время кризисов страдает, прежде всего населении со средним уровнем достатка.

Несмотря на цикличность макроэкономических показателей, фуд-сервис имеет хорошие перспективы во всех традиционных сегментах и во вновь появляющихся форматах общепита. Среди таких условно новых форматов помимо упомянутых выше небольших кофеен и точек «кофе на вынос» можно указать на развитие служб доставки вроде Delivery Club, фермерских рынков, ярмарочной торговли в форме фуд-траков (кстати, этот формат чрезвычайно популярен в США на протяжении многих десятилетий).

Таким образом, развитие сегмента фуд-сервиса, не имеющего встроенных драйверов роста, связан с успехом различных форматов общепита. Формирование его ассортимента также сопряжено с тенденциями в общепите. Впрочем, такое следование в фарватере обслуживаемой отрасли типично для любых сервисов типа B2B.

В количественном выражении российский рынок фуд-сервиса пока невелик. Представление о нём даёт состав участников проводимой в Москве выставки Food Service сведения о некоторых из которых приведены далее:

ООО «МАРР РУССИЯ», www.marr.ru: «МАРР РУССИЯ» является производителем мясных полуфабрикатов и одним из крупнейших дистрибьюторов продуктов питания в секторе Хорека. Сегодня компания обслуживает более 4 000 предприятий общественного питания и торговли на всей территории России и странах СНГ. Уникальное комплексное предложение для ресторанов быстрого питания от компании «МАРР РУССИЯ»: высококачественные котлеты для бургеров из говядины и свинины; булочки для бургеров и хот-догов; ломтевой сыр; разнообразные соусы; а так же наггетсы, картофель фри, десерты и многое другое.

ГУДВИН, Группа Компаний, ww.gudvin-group.ru: Группа Компаний «ГУДВИН» предлагает профессиональный подход к решению вопросов комплексного обеспечения всем спектром расходных материалов. Профессиональный уборочный инвентарь: Vileda Professional, Vikan, Riwa Rus Профессиональные моющие средства: Kiilto/Farmos, Dr. Schnell Профессиональная нейтрализация запахов: GreenCity Средства личной гигиены: Tork, Lotus


ООО «Формация», www.formacia.ru: Компания «Формация» основана в 2007 году и является российским лидером среди производителей одноразовой бумажной и алюминиевой посуды и упаковки. Вся продукция компании производится согласно международным стандартам и изготавливается из европейских материалов высокого качества. СокоЛами являются крупнейшие авиакомпании России и стран СНГ, розничные торговые сети (РТС), хлебозаводы, мясокомбинаты, пекарни и мини-пекарни, кондитерские, сегмент HoReCa (рестораны, кафе, сети фаст-фуд).

Как видно из приведённых примеров, в сегменте фуд-сервиса работают и компании с широким ассортиментом, и специализирующиеся на какой-то узкой области в обеспечении нужд общепита.

Кроме этого следует отметить, что косвенно к сегменту фуд-сервиса относят поставщиков «готовых решений» для общепита, включая продажу франшиз, однако, для отнесения таких услуг к фуд-сервису следует трактовать его расширительно.

Что касается количественных оценок, то рынок общепита в России составляет на данный момент в годовом выражении оборот рынка общепита составляет 1,2 триллиона рублей[2]. Устойчивой тенденции к росту рынок не демонстрирует: соотношение показателей 2016/2015 года 1-3% по разным оценкам, в летнем сезоне 2017 рост также около нуля из-за относительно прохладной погоды, препятствующей уличным продажам.

При этом наибольший рост, в районе 5%, показывает фаст-фуд.

Объём и ёмкость рынка фуд-сервиса следует исчислять в процентах от рынка общепита. Какие-то достоверные оценки тут дать затруднительно, поскольку само определение услуги размыто, однако, если ограничиться 5% от объёма рынка общепита, то речь идёт о десятках миллиардов рублей в годовом выражении.

Заключение

Рынок фуд-сервиса отличается от рынка общепита и оптовых поставок продуктов питания. Эт особая ниша сервисов типа B2B;

Объём рынка фуд-сервиса по порядку величины составляет десятки миллиардов рублей;

Состояние рынка обусловлено уровнем развития рынка общепита;

Вероятно появление новых рыночных ниш из-за внедрения новых форматов общепита.

  1. По материалам www.foodserv.ru

Расчет стоимости объекта оценки

Методология оценки

Оценка любого НМА включает определение стоимости объекта в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов, согласование результатов оценки и определение итоговой стоимости. Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п.24 ФСО-1).


Сравнительный подход

(п.12. ФСО-1) Сравнительный подход – совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.

(п.13. ФСО-1) Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.

(п.14. ФСО-1) В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.

Доходный подход

(п.15. ФСО-1) Доходный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

(п.16. ФСО-1) Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы.

(п.17. ФСО-1) В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода.

Затратный подход

(п.18. ФСО-1) Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний.

(п.19. ФСО-1) Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.

(п.20. ФСО-1) В рамках затратного подхода применяются различные методы, основанные на определении затрат на создание точной копии объекта оценки или объекта, имеющего аналогичные полезные свойства. Критерии признания объекта точной копией объекта оценки или объектом, имеющим сопоставимые полезные свойства, определяются федеральными стандартами оценки, устанавливающими требования к проведению оценки отдельных видов объектов оценки и (или) для специальных целей.

Входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода к оценке нематериальных активов, включают (п.15.в) ФСО-11):

  • затраты на разработку или приобретение идентичного объекта или объекта с аналогичными полезными свойствами;
  • любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик объекта оценки, в том числе его функционального и экономического устареваний;
  • экономическая выгода разработчика объекта оценки;

Затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно уменьшение стоимости в связи с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода необходимо учитывать износ и все виды устареваний.

Согласование результатов оценки

Заключительным этапом является сравнение оценок, полученных на основе указанных подходов и сведение полученных стоимостных показателей к единой рыночной стоимости объекта. Согласование проводится с учетом особенностей оцениваемого объекта, преимуществ и недостатков использованных подходов оценки, особенностей формирования дохода объекта.

Применение подходов и методов в рамках подходов

Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке НМА и ОИС представлена в следующей таблице.

Таблица 4.1. Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке НМА И ОИС

Виды НМА и ОИС

В первую очередь

Во вторую очередь

Слабо применимо

Патенты и технологии

Доходный

Рыночный

Затратный

Товарные знаки

Доходный

Рыночный

Затратный

Объекты авторского права

Доходный

Рыночный

Затратный

Квалифицированная рабочая сила

Затратный

Доходный

Рыночный

Программы ЭВМ разработки для собственных нужд

Затратный

Рыночный

Доходный

Программы ЭВМ для коммерческого распространения

Доходный

Рыночный

Затратный

Месторождения

Доходный

Рыночный

Затратный

Дистрибьюторские сети

Затратный

Доходный

Рыночный

Базовые депозиты (Coredeposits)

Доходный

Рыночный

Затратный

Права по договорам и прочие

Доходный

Рыночный

Затратный

Права по франчайзингу

Доходный

Рыночный

Затратный

Корпоративная практика и процедуры

Затратный

Доходный

Рыночный


Общая классификация процедур, применяемых в оценке НМА и ОИС следующая:

Таблица 4.2. Подходы и методы оценки НМА и ОИС

Сравнительный

Затратный

Доходный

  • Метод сравнительных продаж
  • Метод исходных (исторических) затрат
  • Метод затрат на воспроизводство
  • Метод затрат на замещение
  • Метод прямой капитализации
  • Метод дисконтированных денежных потоков
  • Методы выделения реального экономического эффекта
  • Методы искусственного построения экономического эффекта

Применение подходов и методов оценки

Исходя из доступных Оценщику данных, в настоящей работе стоимость товарного знака определяется путём выделения реального экономического эффекта в форме дополнительной маржи, ассоциированной с товарным знаком. Предполагается, что дополнительная маржа определяется по отношению к среднеотраслевой валовой марже. При этом отраслевые предприятия, по отношению к которым определяется маржа, выбраны по основному коду ОКВЭД, аналогичному основному коду ОКВЭД Соколова Елена Владимировна.

Также в рамках отчёта проводится определение стоимости затратным подходом методом исходных (исторических) затрат.

Исходя из изложенного, основная оценочная процедура включает оценку общей дополнительной рентабельности брендовой продукции с последующим переходом от показателей рентабельности к стоимости товарного знака (метод выделения реального экономического эффекта при математическом методе дисконтированных денежных потоков доходного подхода). Также в рамках отчёта реализован затратный подход к оценке (метод исходных (исторических) затрат).

Расчёт сравнительным подходом

Сравнительный подход и, в частности, процедуры метода сравнительных продаж на практике, как правило, не применяются. Чтобы понять, почему, достаточно познакомиться с тремя необходимыми условиями применимости метода сравнения продаж:

  1. существование фактов сделок объектов аналогичного назначения и сравнимой полезности;
  2. доступность информации о действительных условиях совершения таких сделок;
  3. наличие аналитической информации о степени влияния отличительных особенностей и характеристик таких объектов на их стоимость.

Отсутствие необходимых объемов данных, обеспечивающих выполнение второго и третьего условий, приводит к тому, что становящаяся доступной информация о сделках с интеллектуальной собственностью используется в оценке всего лишь как сигнальная (ориентировочная), не влияющая на итоговое значение искомой величины стоимости.