Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие и функции системы менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Модели и методы менеджмента человеческих ресурсов
1.3. Особенности менеджмента человеческих ресурсов в России
2. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов в АО «Микран»
2.1. Общая характеристика АО «Микран»
2.2. Кадровый анализ АО «Микран»
2.3. Анализ эффективности менеджмента человеческих ресурсов в АО «Микран»
3. Разработка предложений по развитию системы менеджмента человеческих ресурсов в АО «Микран»
3.1. Введение дополнительной должности менеджера по работе с персоналом
3.2. Разработка карт компетенций работника
1.2. Модели и методы менеджмента человеческих ресурсов
В условиях возрастающей роли человеческого фактора в развитии любой организации, одной из главных задач современных систем управления человеческими ресурсами является развитие разного рода способностей работников, где основная цель – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности и прибыльности организаций. В связи с этим, возникает необходимость в разработке инновационных подходов к принятию управленческих решений, а также новых и эффективных методов управления персоналом организации [7, с. 59].
На сегодняшний день можно выделить следующие модели управления человеческими ресурсами:
1. Управление человеческими ресурсами по результатам. Данный процесс подразумевает желание со стороны сотрудника достичь поставленных перед ним целей. Основной упор делается на создание благоприятной обстановки и мотивацию сотрудника, что в совокупности сделает работу более эффективной. Данный процесс базируется на следующих элементах: планирование, управление персоналом, оценка и планирование последующих действий.
2. Управление с помощью мотивацию. В данном случае система выстраивается на основе удовлетворения потребностей сотрудников, а также на основе сопоставления интересов сотрудника и компании. При таком подходе сильной стороной являются реализуемые социальные программы и благоприятный климат в коллективе.
3. Управление с помощью установления рамок. Руководитель устанавливает определенные рамки, в пределах которых работники могут принимать решения. Несмотря на наличие данных рамок, сотрудники становятся более инициативны, творчески, ответственны и работают более эффективно.
4. Управление с помощью делегирования. Эту модель управления можно охарактеризовать ясностью задач, четко установленными рамками, в которых может действовать сотрудник, и разграничением ответственности за результат.
5. Партисипативное управление. В этой модели система выстраивается так, что работник становится максимально вовлеченным в дела организации, в связи с чем получает удовлетворение от работы и, как следствие, выполняет поставленные перед ним задачи более качественно и с большей степенью ответственности.
6. Предпринимательское управление. Эта модель предполагает построение такого климата внутри организации, при котором возрастает уровень предпринимательской активности среди сотрудников. То есть все сотрудники представляются как группа предпринимателей и творцов.
Отметим, что обозначенный перечень моделей управления персоналом, во-первых, не носит исчерпывающего характера, а во-вторых, что более важно, не предполагает использование исключительно единственной модели. Руководитель может компилировать обозначенные модели для достижения наивысших результатов, дополнять обозначенные модели или использовать различные модели в разные периоды деятельности организации или даже для разных подразделений компании. Выбор и использование конкретной модели управления персоналом напрямую зависит от тех задач, которые необходимо решить с ее помощью.
Под методами управления персоналом понимаются различные способы воздействия на коллектив или на отдельных работников, с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации [15, с. 129].
В зависимости от характера воздействия на персонал методы классифицируются следующим образом:
1. информирование, связанное с передачей информации сотруднику, которая позволит ему самостоятельно строить свое организационное поведение;
2. стимулирование, связанное с удовлетворением различных потребностей конкретных сотрудников;
3. убеждение, воздействующее на внутреннюю систему ценностей работника;
4. административное принуждение, подразумевающее применение санкций [15, с. 131].
В теории существует и другая, более распространенная, классификация методов управления персоналом, которая более подробно представлена на рисунке 3:
Рисунок 3 - Система методов управления персоналом в организации [15, с. 132]
Административные методы базируются на власти, ответственности и дисциплине. Данные методы известны в истории, как «методы кнута».
Указанные методы связаны непосредственно с формированием структуры управления человеческими ресурсами, утверждением административных нормативов, расстановкой и подбором кадров, разработкой положений, инструкций и стандартов деятельности компании.
Данные методы отличаются прямым характером воздействия, являются обязательными для выполнения, не допускают свободы выбора для работников и предусматривают санкции в случае невыполнения распоряжений.
Экономические методы основываются на элементах экономического механизма, с помощью которых обеспечиваются прогрессивное развитие организации. Известны, как «методы пряника». Эта группа методов связана с планированием, материальным стимулированием, технико-экономическим анализом и экономическими нормативами [15, с. 133].
Основными критериями оценки работы отдела кадров в любой компании являются показатели, представленные ниже в таблице 1.
Таблица 1
Показатели движения трудовых ресурсов
Коэффициенты |
Способ расчета |
Коэффициент оборота по приему, Кпр |
Кпр = Рп / ССП Рп – количество принятых на работу работников ССП – среднесписочная численность персонала |
Коэффициент оборота по выбытию, Кв |
Кв = Рв / ССП Рв – количество выбывших работников ССП – среднесписочная численность персонала |
Коэффициент текучести кадров, Кт |
Кт = Ру / ССП Ру – количество работников, уволившихся по собственному желанию и уволенных за нарушение трудовой дисциплины ССП – среднесписочная численность персонала |
Коэффициент постоянства состава персонала на предприятии, Кп |
Кп = Рг / ССП Рг – количество работников, проработавших весь год ССП – среднесписочная численность персонала. |
Коэффициент замещения, Кз |
Кс = Рс / ССП Рс – количество работников, проработавших более 2 лет (может применяться более высокое значение) ССП – среднесписочная численность персонала |
Данные показатели свидетельствуют о качестве работы всех участков этого звена компании: подбора, адаптации, обучения и оценки.
Социально-психологические методы основаны на использовании социального механизма управления. Способы мотивации в совокупности с моральным воздействием на людей наиболее известны как «методы убеждения». Такие методы подразумевают: участие персонала в управлении предприятием, формирование команды, социальный анализ внутри коллективов, социальное развитие работников, нематериальное морально-психологическое стимулирование труда, социальную и профессиональную адаптацию работников, удовлетворение культурных и духовных потребностей сотрудников. Социально-психологические методы управления имеют косвенный характер воздействия, не имеют четко определенного времени и обязательности воздействия. Данные методы допускают некоторую свободу индивидуального поведения и выбора, а также имеют прямую зависимость от индивидуальных особенностей сотрудников. Конечный эффект и силу воздействия данных методов очень сложно установить точно. Но экономические и социально-психологические методы управления занимают главенствующее место в общей системе управления персоналом, являясь фундаментом управленческого воздействия [13, с. 217].
При этом психологические методы исполняют значимую роль в работе с персоналом, так как они направлены на конкретную личность рабочего или служащего, и они индивидуальны. Их главной особенностью является обращение к внутреннему миру человека, к его личности, к его интеллекту и чувствам, а также к образам и поведению с целью направления внутреннего потенциал на решение задач, поставленных руководством предприятия.
Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом, целью которого является формирование эффективного психологического состояния коллектива внутри предприятия. Так же психологическое планирование предполагает постановку целей, способствующих развитию, установку критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
Целесообразно, чтобы вопросами психологического планирования и вопросами регулирования занималась профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.
Административные методы базируются на власти, ответственности и дисциплине. Данные методы известны в истории, как «методы кнута». Указанные методы связаны непосредственно с формированием структуры управления человеческими ресурсами, утверждением административных нормативов, расстановкой и подбором кадров, разработкой положений, инструкций и стандартов деятельности компании.
Данные методы отличаются прямым характером воздействия, являются обязательными для выполнения, не допускают свободы выбора для работников и предусматривают санкции в случае невыполнения распоряжений.
В завершении настоящего параграфа отметим, что создание и внедрение новых, более эффективных методов управления персоналом выступает основным фактором будущего успеха любой организации. Таким образом, эффективное управление персоналом - это не только комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности, но и внедрение инновационных технологий с целью развития и раскрытия потенциала сотрудников компании [15, с. 135].
Что касается методов оценки эффективности системы управления персоналом, в настоящее время их существует большое множество.
Экспертная оценка. Данный метод заключается в анкетировании руководителей разных подразделений, с целью выяснения их мнения о работе сотрудников отдела по персоналу в организации, о методах, которые они используют. Вопросы могут быть общими, а могут быть конкретизированы. Такую оценку целесообразно проводить раз в полгода или год, на постоянной основе.
Метод подсчета отдачи инвестиций. Данный метод основывается на показателе ROI. Данный показатель рассчитывается по формуле 1:
(1)
Плюсом данного метода является то, что расчет ROI помогает оценить финансовую эффективность инвестиций в сотрудников и оценить эффективность HR-мероприятий в денежном эквиваленте. Минусом данного метода является трудоемкость.
Метод балльной оценки. Данный метод основывается на определении потенциальных социально-экономических тенденциях развития организации, ее предполагаемой результативности с точки зрения экономических и социальных целей и сравнения новых данных с данными до модернизации [6, с. 135]. Методика балльной оценки эффективности работы персонала, имеющего отношение к кадровой документации, может включать следующие пункты:
- выбор экономико-социальных показателей, которые характеризуют эффективность работы управленческого персонала;
- выбор математических моделей экономического стимулирования частных показателей;
- распределение удельных весов показателей по данным экспертных оценок;
- расчет баллов.
1.3. Особенности менеджмента человеческих ресурсов в России
Методы управления человеческими ресурсами в компаниях разных стран могут различаться друг от друга, что объясняется разными культурными особенностями, которые оказывают свое влияние на все сферы жизни. Система управления человеческими ресурсами в России имеет свои особенности. Российская система объединяет формы и методы управления, которые свойственны другим странам и представляет собой смесь европейской и азиатской культур.
Свойство совмещать в своем подходе черты и методы управления персоналом, которые характерны для других стран, обусловлено тем, что методы управления персоналом в России строятся в зависимости от их направленности и статуса. Поэтому российские методы управления персоналом приобретают более гибкую форму. Большое значение имеет размер предприятия, его статус и вес на мировом рынке [15, с. 137].
Так, в небольших предприятиях, которые имеют совсем маленький штат, значительную часть работы по управлению кадрами выполняют всего несколько сотрудников, в то время как крупные организации предпочитают делегировать ответственность за выполнение кадровых задач на целые департаменты.