Файл: Бюджетирование как инструмент планирования и управления хозяйственной деятельностью. Направления развития системы бюджетирования, ориентированного на результат ( МУП г.Астрахани «Астрводоканал» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- на конец 2016 года: 19590 > -281801;

- на конец 2017 года: 12609 > - 144749.

Минимальное условие платежеспособности характеризуется следующим соотношением: Ра > Кt + Рр, где Ра – расчеты и прочие оборотные активы, Кt - краткосрочные кредиты и займы, Рр - расчеты и прочие пассивы. Данное условие также невыполнимо:

- на конец 2016 года: 323748 < 719533;

- на конец 2017 года: 204826 < 401973.

Дебиторской задолженности и денежных средств приблизительно в 2 - 2,5 раза меньше, чем краткосрочных обязательств.

Для финансовой стабильности предприятию необходимо, чтобы выполнялось общее условие финансовой устойчивости: З + F < Ис + Кт, но

- на конец 2016 года: 246855  -148930;

- на конец 2017 года: 197176 > -11.

Таким образом, общее условие финансовой устойчивости не выполняется, так как вложения в основной капитал и материальные запасы превышают величину перманентного капитала. Даже при равенстве реальных активов и постоянного капитала в ситуации МУП г.Астрахани «Астрводоканал» нельзя констатировать выполнение минимального условия финансовой устойчивости, так как у предприятия нет собственных оборотных средств, а накопление непокрытого убытка привело к отрицательному итогу по разделу баланса, отражающему источники собственных средств.

Финансовое положение МУП г.Астрахани «Астрводоканал» можно классифицировать как кризисное.

Для кризисного состояния финансовой устойчивости характерно в краткосрочной перспективе следующее неравенство: Ра + З < Рр + Кt:

- на конец 2016 года: 437732 < 719533;

- на конец 2017 года: 257264 < 401973.

А в долгосрочной перспективе: Ра + З < Рр + Кt + Кт:

- на конец 2016 года: 437732 < 724371;

- на конец 2017 года: 257264 < 453746.

Проведенный на основе балансового отчета предприятия финансовый анализ позволяет сделать вывод о неплатежеспособности МУП г.Астрахани «Астрводоканал» и неудовлетворительной структуре его баланса. Предприятие финансово неустойчиво и зависимо от кредиторов, в отсутствие собственных источников вследствие хронически убыточной хозяйственной деятельности предприятие формирует свои активы за счет форсирования заемных средств, причем в основном за счет наиболее срочных обязательств – кредиторской задолженности.

По мнению руководства предприятия, основными причинами его неудовлетворительного состояния являются: неплатежи потребителей, низкие тарифы, не позволяющие обеспечить покрытие фактических затрат предприятия, потери воды при подъеме, очистке и при движении к потребителям, крайне высокий износ оборудования, водопроводных и канализационных сетей.


Но наблюдение за работой МУП г.Астрахани «Астрводоканал» и проведенный анализ его финансово-хозяйственной деятельности показали, что проблема неплатежей не столь значительна, неоднократное повышение тарифов тоже не решило проблем предприятия. Кроме того, у предприятия постоянно возникают «непредвиденные» расходы, которые не были запланированы при расчете тарифов. Данные обстоятельства сдерживают инвестиционную активность предприятия, снижают его экономический потенциал и могут привести к утрате финансовой состоятельности данного хозяйствующего субъекта.

В ходе анализа финансового состояния МУП г.Астрахани «Астрводоканал» было выявлено, что деятельность предприятия в 2017 году впервые за последние несколько лет оказалась прибыльной, но чистая прибыль была обеспечена за счет прочих операционных и внереализационных доходов и расходов, основная же деятельность генерирует убыток, хотя отмечается тенденция к его снижению. Вследствие хронически убыточной хозяйственной деятельности предприятие полностью истощило собственный капитал и существует за счет форсирования заемных средств.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что неудовлетворительное состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия явилось следствием разбалансирования его экономического организма, отсутствия эффективной системы финансового менеджмента, планирования и контроля синхронизации доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Проявившиеся недостатки в организации управления финансами предприятия, провоцировавшиеся дефицит ликвидных средств, должны быть учтены при составлении стратегических и оперативных бюджетов предприятия на предстоящие периоды.

2.3. Постановка системы бюджетирования МУП г.Астрахани «Астрводоканал»

Осуществление процесса бюджетирования МУП г.Астрахани «Астрводоканал» предлагается по следующим этапам:

  1. Формирование бюджета доходов на основании плановых показателей по оплате водоотведения, холодного водоснабжения и доходов от прочей реализации предприятия.
  2. Формирование бюджета расходов на основании плановых показателей по оплате электроэнергии, прочих ресурсов и информации о плановых расходах предприятия и его структурных подразделений.
  3. Составление единого бюджета предприятия.
  4. Корректировка и утверждение бюджета.
  5. Контроль выполнения бюджета.
  6. Анализ выполнения статей бюджета[8].

Для организации системы бюджетирования должна быть определена финансовая структура предприятия, необходимая для эффективного функционирования системы бюджетирования. На базе структурных подразделений рекомендуется выделить центры финансовой ответственности (ЦФО) с правами бюджетирования деятельности в единой структуре бюджетных статей предприятия:

  • центры дохода (ЦД): Управление по сбыту, обеспечивающее поступление выручки за отпущенные услуги по водоснабжению и водоотведению, а также оказываемые предприятием платные услуги (услуги автотранспорта для устранения аварийных ситуаций, прочистке самотечной сети канализации и др., ершение

сети канализации, проведение лабораторного анализа воды, услуги по ограничению канализации, ремонтные работы (ликвидация аварий, замена задвижек и т.д.), работы по прокладке трубопровода, врезка к существующим водопроводным и канализационным сетям).

  • центры затрат (ЦЗ): Служба эксплуатации водопроводного хозяйства (Левобережный, Правобережный, Заболдинский участки), Служба эксплуатации канализационного хозяйства (участки «Город», «Трусово», «Бабаевского»), Администрация предприятия (служба главного инженера, финансово-экономическая служба, управление по капитальному строительству и закупкам, управление делами, отдел кадров, отдел безопасности и охраны труда, спецчасть, юридический отдел и группа управления собственностью). Эти структурные подразделения, выполняя свои функциональные обязанности, потребляют различные ресурсы и таким образом влияют на затраты.

Можно предложить следующую общую (упрощенную) структуру формирования бюджета по центрам ответственности (рис.10).

Составление сметы затрат

Сведения о планируемых доходах («Управление по сбыту»)

Администрация

Служба водопроводного хозяйства

Служба канализационного

хозяйства

Левобереж-ный участок

Правобережный участок

Заболдин-ский участок

Участок «Город»

Участок «Трусово»

Участок «Бабаевского»

Корректировка расходов подразделений

Утверждение расходов бюджетным комитетом

Составленные бюджета доходов и расходов предприятия

корректировка

Утверждение бюджета

Рис.9. Методика формирования бюджета МУП г.Астрахани «Астрводоканал»

Согласно данной схеме формирование бюджета должно происходить в несколько этапов:


Этап 1.

- Заместитель генерального директора по сбыту подготавливает прогноз сбора оплаты водопроводно-канализационных услуг по каждой группе потребителей;

- Руководители всех подразделений (службы эксплуатации водопроводного хозяйства, службы эксплуатации канализационного хозяйства, отделов администрации) подготавливают бюджет подразделений. Являясь центрами затрат, эти подразделения подготавливают бюджет в части расходов на капитальный и текущий ремонт, закупку сырья и материалов (службы эксплуатации водопроводного и канализационного хозяйства совместно с соответствующими отделами службы главного инженера), на заработную плату, уплату налогов, расчеты с поставщиками и погашение долгов (планово-экономический отдел, бухгалтерия, финансовый отдел), на покупку оргтехники, мебели, канцтоваров (все подразделения).

Формирование и защита бюджетов по подразделениям должна проходить на основании:

- текущих планов по обеспечению бесперебойной и эффективной работы водопроводных и канализационных сетей, коллекторов, очистных сооружений, систем подъема воды и перекачки сточных жидкостей;

- перспективных планов по технической реконструкции и развитию производства.

Этап 2. Бюджетный комитет в составе генерального директора, руководителей центров финансовой ответственности, заместителя генерального директора по экономике, главного инженера и главного энергетика осуществляет корректировку расходов подразделений в части затрат на материально-техническое снабжение.

Этап 3. Откорректированные данные по расходам поступают на утверждение генеральному директору.

Этап 4. Данные по доходам и утвержденные генеральным директором расходы подразделений передаются казначею предприятия для составления бюджета доходов и расходов предприятия.

Этап 5. Составленный бюджет доходов и расходов поступает генеральному директору на утверждение или возвращается на корректировку казначею.

Этап 6. Утвержденный бюджет доходов и расходов становится основой для оперативного финансового распределения, включающего следующие процессы:

- формирование доходной части поступлений от потребителей, оплаты льгот и поступлений от прочих видов деятельности;

- формирование расходной части на основе бюджета предприятия, бюджетов подразделений, заявок подразделений на текущие расходы;

- формирование бюджетного распоряжения;

- согласование, корректировка и окончательное утверждение бюджетного распоряжения;


- контроль за осуществлением платежей, включенных в бюджетное распоряжение;

- анализ выполнения бюджетных показателей в сопоставлении с данными финансовой отчетности предприятия с выявлением центров ответственности, допустивших отклонения бюджетных показателей.

С целью осуществления оперативного финансового контроля необходимо закрепить за финансовой службой предприятия функцию казначея. В этой связи представляется целесообразным слияние двух подразделений действующей организационной структуры предприятия: планово-экономического и финансового отделов. Созданное в результате объединения отделов финансовое управление будет также подчинено заместителю директора по экономике. Для реализации функции казначея в ежедневную практику надо включить решение следующих задач:

  • контроль над своевременностью и актуальностью получения данных о состоянии расчетного счета предприятия и формировании доходной части бюджета;
  • формирование и утверждение бюджетного распоряжения на текущий день на основании данных финансового учета и заявок подразделений по расходованию средств.

Целью деятельности казначея по осуществлению оперативного финансового распределения является оперативное и точное распределение денежных средств, контроль и анализ осуществления платежей по основе плановых статей бюджета расходов предприятия и бюджетов подразделений, а также контроль над выполнением доходных статей бюджета и анализ их выполнения. По-сути, казначей должен заниматься формированием и контролем исполнения бюджета доходов и расходов и бюджета денежных средств.

С целью экономии ресурсов и контроля за использованием средств все значительные расходы должны быть детализированы. Так, бюджет движения денежных средств должен детализироваться по банковским дням. Это позволит заранее знать о наличии денежных средств на расчетном счете, в кассе и на основании этой информации планировать свои платежи.

Один из принципов бюджетирования – реализация его «снизу». Это означат, что планирование осуществляется не в планово-финансовых отделах, а в подразделениях компании, являющихся реальным источником возникновения доходов и расходов. Методика формирования бюджета представлена на рисунке 11 в упрощенном виде (центры доходов и затрат – фактически целые предприятия) и требует дальнейшей декомпозиции.

Прежде чем составить детализированный бюджет МУП г.Астрахани «Астрводоканал» необходимо выявить первоочередные цели предприятия и соответствующую им стратегию. Основные цели предприятия в настоящее время: