Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (ПАО «Россельхозбанк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

В рамках исследования определяется, что закрепление налогового мониторинга на законодательном уровне представляет собой переход налогоплательщиков, к которым относятся и коммерческие банки, а также государства на новый уровень взаимодействия, основу которого составляют доверительные отношения. Следует отметить, что процедура проведения налогового мониторинга на сегодняшний день разработана недостаточно, что предполагает необходимость проведения налогового контроля наряду с налоговым мониторингом. Данные процедуры будут способствовать повышению эффективности налогового администрирования в банке.

При рассмотрении налоговых систем ряда стран и при проведении анализа отклонения ставок по налогам в данных странах от ставок в РФ, следует прийти к выводу, что российские налоговые ставки ниже, чем в анализируемых странах.

Налоговая база дифференцируется по рассматриваемым налогам, тем не менее, налоговая нагрузка коммерческих банков в России ниже, чем в развитых странах. Следовательно, кредитные организации в России функционируют в более благоприятных условиях для ведения бизнеса. Тем не менее, российская система налогообложения банков имеет свои резервы и направления для совершенствования.

На банковскую деятельность со стороны налогового администрирования существуют три варианта воздействия: административное, законодательной и судебное.

Реализация административного воздействия возможна через систематизацию налогового контроля, через проведение налоговых проверок, а также через интерпретацию для налогоплательщиков основных норм налогового законодательства.

Например, кредитные организации могут столкнуться с повышением контроля над целевым использованием заемных ресурсов, которые выдаются как физическим, так и юридическим лицам. При этом банки должны формировать условия выгодности кредитов для предприятий, когда средства используются на расширение производственных мощностей, а также на увеличение количества рабочих мест.

С позиции кредитной организации, данная политика будет способствовать повышению процента возврата ссуд, а также ликвидации проблем, связанных с корректировкой налоговой базы по потерянным ссудам.

При использовании законодательного метода налоговые ставки могут изменяться, могут вводиться налоговые льготы, а также корректироваться налоговая база. В связи с этим необходимо формирование налоговой базы по налогу на прибыль коммерческих банков с тем, чтобы предоставить им возможности для развития, что окажет непосредственное влияние на развитие экономики страны в целом.


В рамках исследования анализируется система налогообложения одного из крупнейших банков России - ПАО «Российский Сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк или РСХБ), лицензия Банка России № 3349 от 24.04.2000 г.

Анализируемый в рамках исследования ПАО «Российский Сельскохозяйственный банк» перестал покупать ценные бумаги в портфель, оцениваемый по текущей справедливой стоимости (ТСС), так как на 01.01.2018 года объем этого портфеля равен 0,00.

Касательно портфеля, где учитываются вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения, видно, что объем и доля в 2016 году стали меньше чем в предыдущие периоды. Продавать и переоценивать бумаги из этого портфеля нельзя, так что снижение объема ценных бумаг в этом портфеле происходит за счет погашения этих ценных бумаг.

Начиная с года основания банк занимается выпуском акций и каждый год проводит эмиссию дополнительного выпуска.

При учреждении банка 24.04.2000 г. уставный капитал составлял 375 000 000 рублей, на сегодняшний день, благодаря эмиссии акций - 326 848 000 000 рублей, он состоит из 264 928 акций Банка, приобретенных акционерами, из них:

233 048 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая;

25 000 привилегированных именных акций банка номинальной стоимостью 1 000 000 рублей каждая;

6 880 привилегированных именных акций банка типа А номинальной стоимостью 10 000 000 рублей каждая.

Россельхозбанк, помимо акций, занимается эмиссией облигаций и собственных векселей.

Основную долю в налогах ПАО «Россельхозбанк» занимает НДС, а также налог на прибыль. Налоговые выплаты ПАО «Россельхозбанк» увеличились за 2015-2017 гг. на 65,39%, что связано с увеличением выпуска ценных бумаг.

Доходы РСХБ от операций с ценными бумагами за последний год значительно выросли, на это могли повлиять различные факторы, в том числе увеличение активных операций с ценными бумагами, которые были проанализированы ранее.

Банк ведет правильную политику на рынке ценных бумаг, ведь главная цель любого коммерческого банка - это получение прибыли, и Россельхозбанк очевидно достигает ее.

Определяя проблемы и особенности налогового регулирования банковской деятельности в ПАО «Россельхозбанк», следует отметить, что недостаточность раскрытия особенностей экономической сущности налогообложения результатов деятельности ПАО «Россельхозбанк» сдерживает развитие системы его налогообложения.

Одним из источников доходов ПАО «Россельхозбанк» выступают доходы от инновационной деятельности Банка. Данные доходы сбалансированы самим банком на основе внутренних и внешних социально-экономических условий, которые определяют направления развития инновационной деятельности Банка.


С целью повышения эффективности налогового регулирования инновационного развития банковской деятельности в ПАО «Россельхозбанк» необходимо проводить группировку доходов и расходов ПАО «Россельхозбанк» на основе признания их в качестве базы налогообложения. Также необходимо проводить оценку факторов обременения доходов ПАО «Россельхозбанк», включая доходы от инновационной деятельности анализируемого Банка.

Следует определить уровень воздействия компонентов расходных статей, включая расходы, связанные с инновационной деятельностью анализируемого Банка, на базу налогообложения, которая формируется от расходов. Расходы должны при этом группироваться в зависимости от признания и способа их начисления.

Статическая компонента, формирующая налоговую базу от расходов, образована из условно-постоянных расходов, составляющих 17,38 млн. руб. Она мало зависит от динамических изменений доходов и формирует устойчивую часть налоговой базы ПАО «Россельхозбанк», мало подверженной изменениям масштабов его деятельности.

Влияние условно-постоянных расходов на формирование налогооблагаемой базы от расходов находится в прямой зависимости от их роста. Заметим, что наибольшую долю в условно-постоянных расходах занимают расходы на содержание служащих ПАО «Россельхозбанк», которые с 33625 тыс. руб. в 2012 году выросли до 73756 тыс. руб. в 2017 году (в 2,2 раза). Эти расходы покрываются за счет собственных доходов ПАО «Россельхозбанк».

В свою очередь, операции ПАО «Россельхозбанк», приносящие доходы, увеличивают его расходы, формируя динамическую компоненту налоговой базы от условно-переменных расходов.

Особенности налогообложения связаны с необходимостью группировки доходной части ПАО «Россельхозбанк», включая доходы от инновационной деятельности, на основе способа их признания в качестве объектов налогообложения.

С точки зрения автора исследования, необходимо признать в качестве налоговой базы от доходов, которые зависят от инновационной деятельности ПАО «Россельхозбанк», количество поступлений от инновационной деятельности анализируемого Банка. Таким образом, речь идет об условном доходе от инновационной деятельности ПАО «Россельхозбанк».

Сформулированное предложение применения налога на условный доход ПАО «Россельхозбанк» при осуществлении инновационной деятельности и построенные модели его расчета позволяют, с одной стороны, упростить механизм налогообложения ПАО «Россельхозбанк», а с другой - повысить достоверность контролирования его единой налоговой базы от доходов. На их основе могут быть разработаны таблицы условного дохода, соответствующего количеству платежей в системе ПАО «Россельхозбанк», согласно которым рассчитывается налог на его условный доход.


Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 17.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 02.06.2016 г.)
  2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): от 17.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 05.04.2016 г. № 102-ФЗ).
  3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.)
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 № 180н.
  5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
  6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. М., 2013.
  7. Архипов А.И., Большаков А.К., Дерябина М. Экономика. 3-е изд. Prospekt.org, 2015.
  8. Афанасьев М.П., Алехин Б.И., Кравченко А.И., Крадинов П.Г. Технология подготовки программного бюджета, Академия бюджета и казначейства. Финансовый журнал. 2013. № 3.
  9. Бежаев О.В., Хворостухина Д.С., Разгулин С.В. Повышение эффективности бюджетных расходов / под ред. А.А. Климова. М.: Дело, 2015.
  10. Белозеров С.А., Бродский Г.В., Горбушина С.Г. Финансы. 3-е изд. / под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2013.
  11. Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н. Финансы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2014.
  12. Буряк А.С. Прогнозирование налоговых поступлений в федеральный бюджет: на примере нефтяной отрасли: диссертация кандидата экономических наук 08.00.10. М., 2008.
  13. ВласенкоЕ.О. Методы обеспечения сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации // Известия Иркутской государственной экономической академии. Иркутск, 2013. Вып. №5.
  14. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. №5(9). С. 9-16.
  15. Гарнов, А., Прошин, М. Банковский инжиниринг как фактор обеспечения развития финансовых инноваций в банковском секторе / А. Гарнов, М. Прошин // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 2. - С. 237-239.
  16. Гафурова, Д.И. Развитие финансовых инноваций в российском банковском секторе: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д.И. Г афурова. - М., 2014. - 26 с.
  17. Гришанова О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы: дисс. докт. экон. наук 08.00.10. Иваново, 2013.
  18. Гришина, Е.А. Сущность и виды рисков финансовых инноваций в банковской сфере / Е.А. Гришина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 3. - С. 51-57.
  19. Жукова В.В., Конвисарова Е.В. Проблемы и перспективы развития и рынка пластиковых карт в России // Современные научные исследования и инновации. 2014. №11-2(43). С. 39-44.
  20. Зима О.В. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков / О.В. Зима // Международный бухгалтерский учет. 2013. №6. С. 51-56.
  21. Коваленко С.А. Совершенствование налогообложения коммерческих банков как фактор развития банковского дела в России / С.А. Коваленко // Экономика и экономические науки. 2014. №8-2. С. 96-100.
  22. Коваленко Ф.А. Совершенствование налогообложения коммерческих банков как фактор развития банковского дела в России // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. №8-2. С. 96-100.
  23. Кривошапова С.В. Новые механизмы надзора за кредитными организациями // Проблемы современной экономики. 2014. №2(30). С. 76-83.
  24. Кузьмичева И.А., Подколзина Э.А. Система управления банковскими рисками // Фундаментальные исследования. 2015. №2-25. С. 5635-5638.
  25. Пепеляев С.Г. Основные права и обязанности налогоплательщиков // Налоговое право : учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2013. С. 176-177
  26. Подковыркина И.Д., Самсонова И.А. Пути развития налогообложения коммерческих банков в современных условиях // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2015/1053/9861
  27. Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ, Китай и Россия. М., 2013.
  28. Финансы / под ред. В.Г. Князева, В.А. Слепова. М.: Магистр, 2013.
  29. Финансы и кредит / под ред. Г.Б. Поляка. М.: Волтерс Клувер, 2013.
  30. Хокингс М., Столтон С., Дадли Н. Оценка эффективности. М.: МСОП, 2013.
  31. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации - URL: http://www.economy.gov.ru.
  32. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации - URL: http://www.ach.gov.ru/ru/.
  33. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации - URL: http://www.nalog.ru/.
  34. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru
  35. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной налоговой службы США. URL: https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i1120.pdf/.
  36. Информационный портал «Банки.ру» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.banki.ru/
  37. Официальный сайт информационного агентства Cbonds [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.cbonds.info/
  38. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/