Файл: Особенности управления региональным рынком труда на примере Кемеровской области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный подход даст возможность полнее осмыслить особенности формирования отношений на рынке труда и процесс его регулирования.

Подходы к определению рынка труда как места, где происходит купля-продажа специфиче­ского ресурса труд остаются в прошлом. Это координируется с положением, закрепленным в Международной организации труда, что признавать рабочую силу объектом купли-продажи не­корректно, и что рынок труда необходимо подвергать рассмотрению как механизм согласования условий труда и цены между работником и работодателем. Иванова Н.А. одобряет два подхо­да к определению рынка труда [10, С. 71].

Первый, который получает более широкое распространение в настоящее время и правомерен как некоторый инструмент быстрого решения вопросов занятости населения, определяет «рынок труда» как возможность трудоспособных лиц в некоторый временной период быть свободными от занятости, безработные, лица, ищущие другое место работы, а также те, кто ищет занятость после перерыва в работе или вступающие в трудовую деятельность впервые.

Второй подход, более целесообразный, включает социально-экономические аспекты и рас­сматривает рынок труда как общественное взаимоотношение «работодатель - работник», вклю­чающее взаимодействие между собой на всех ступенях их совместного функционирования (включая ситуации спада производства, безработицы, ликвидации предприятия).

При этом В.И. Плакся уточняет, что ценность труда субъективно определяется личностными характеристиками работника (профессией, возрастом, полом, состоянием здоровья и т.д.), а так­же объективно - общественными потребностями трудиться с определенными качественными характеристиками.

Подводя итоги, можно сказать, что сложность и многогранность проблемы понятия рынка труда привели к образованию различных направлений ее исследования и многообразию подхо­дов ее анализа. Невозможно в современной литературе найти однозначную трактовку определе­ния «рынка труда». Ряд ученых придерживаются мнения, что рынок труда - это определенный механизм согласования интересов работников и работодателей, другие, что это институт (меха­низм), объединяющий продавцов «рабочий силы» (работников) и работодателей [8], которые покупают этот товар, третьи - что он представляет собой вид рынка специфических товаров, и его содержанием является купля - продажа этих товаров.

Некоторые исследователи считают, что такие понятия, как «рабочая сила» и «рынок труда» противопоставлены друг другу, так как рабочая сила - способность к труду, а труд - функци­онирующая способность. К тому же понятие «рынок рабочей силы» более широкое, так как включает отношения не только занятых людей, но и безработных.


Ряд ведущих ученых уверен, что давать трактовку нужно с учетом социально-экономических аспектов. Так, по их мнению, рынок труда формирует систему социально-экономических отно­шений, которая обеспечивает достаточно высокий уровень занятости трудоспособного населе­ния и доходов рабочей силы, регулирующие воспроизводство рабочей силы в направлении рас­пределения, формирования, перераспределения для эффективного использования и приводящие к высоким стандартам качества жизни населения. Также существует такая трактовка рынка тру­да: рынок живого труда плюс рынок рабочих мест.

Обобщив исследования различных ученых, можно сделать вывод, что рынок труда - это ор­ганизация общественных отношений, в том числе юридических норм и институтов, которые обеспечивают эффективное использование и нормальное воспроизводство труда, качество и ко­личество которых вознаграждается. То есть он является проявлением системы организации в условиях товарно-денежных отношений наемного труда.

1.2 Общая характеристика рынка труда

Рынок труда является системой общественных отношений, пред­ставленных согласованием интересов работодателей и наемной рабочей силы .

В функционировании рынка труда следует выделить несколько основ­ных положений. Во-первых, это сумма экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Во-вторых, точки соприкосновения социальных и экономических интересов. В-третьих, с позиций организаций - взаимоотношение работников, то есть потенци­альных или фактических сотрудников, но думающих о возможном пере­ходе на новое место работы в пределах фирмы.

Рынок труда имеет ряд главных особенностей, которые накладывают отпечаток на его функционирование.

  • Неотъемлемость прав собственности на товар от его владельца. Труд - это процесс расхода рабочей силы. В процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
  • Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сдел­ка, которая совершается на рынке труда, предполагает начало довольно длительных отношений между продавцом и покупателем.
  • Существование и действие не денежных аспектов сделки. Стоит от­метить, что, прежде всего, это условия труда, микроклимат в организа­ции, наличие перспектив продвижения по карьерной лестнице и возмож­ности профессионального роста.
  • Наличие значительного числа институциональных структур особо­го рода. К их числу относят: систему трудового законодательства; раз­личные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости.
  • Высокая степень индивидуализации сделок. Сделки отличаются большим разнообразием, так как каждый сотрудник по-своему уникален, а любое место для работы отличается от другого и предъявляет к претен­дентам свои особенные требования. [15, С. 163]

Совокупный рынок труда включает в себя такие понятия, как совокуп­ные предложение и спрос. Совокупное предложение включает в себя всю наемную рабочую силу, а совокупный спрос, представляет собой общую потребность экономики в наемной рабочей силе.

Делая промежуточный вывод из определения и характеристики рын­ка труда, следует выделить главные его структурные единицы: субъекты рынка труда, конъюнктура, конкуренция, инфраструктура рынка труда, службы занятости населения; систему социальной защиты и правовые аспекты.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наем­ные работники.

Работодатель - это наниматель, представленный разными «фигура­ми». Они зависят от легитимной структуры отношений собственности.

Понятие наемных работников складывается из свободных трудоспо­собных граждан, работающих по найму, который в свою очередь является главным источником средств существования.

Конъюнктура рынка включает в себя отношение спроса и предложе­ния, которое учитывает все составляющие структуры рынка труда.

Конкуренция представляет собой присутствие многочисленных сво­бодных продавцов и потребителей на рынке труда. Реальность для них - свободно вступать на рынок труда и выходить из него. Конкуренция яв­ляется необходимой частью механизма каждого рынка. Действительно конкурентный рынок отличается наличием огромного количества потре­бителей и предприятий, конкурирующих между собой при найме различ­ного вида труда. [19, С. 241]

Для полноценной работы рынку труда необходима развитая инфра­структура. Инфраструктура рынка труда - это государственные учрежде­ния, общественные организации содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные фонды, обеспечивающие максималь­но результативное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Задачи инфраструктуры заключаются в том, чтобы регули­ровать отношения между работником и работодателем по поводу условий труда, подготовки и переподготовки работников, цены рабочей силы, а также регулировать процессы защиты прав наемных работников и рабо­тодателей на рынке труда.

Немаловажным аспектом является правовое регулирование рынка труда. Основой правового регулирования является закон Российской Фе­дерации «О занятости населения в Российской Федерации», устанавлива­ющий следующие основы государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения:

    • Порядок регистрации граждан, не имеющих работу, а также граж­дан, находящихся в процессе поиска работы и требования к выбору соот­ветствующих работ осуществляются Правительством Российской Феде­рации (статья 3).
    • Государство проводит политику содействия исполнения прав граж­дан на полную и частичную, продуктивную занятость (статья 5).
    • Правительство России имеет право разрабатывать и осуществлять дополнительные меры в области занятости населения. В частности:

  1. снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Фе­дерации;
  2. содействие в трудоустройстве семей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов (статья 7).
    1. Национальная Федеральная служба занятости находится на терри­тории Российской Федерации в организационном независимом подразде­лении, деятельность которого направлена на:
  3. оценку прогнозов состояния и развития занятости, информацию о ситуации на рынке труда;
  4. разработку и реализацию федеральных, территориальных (район­ных, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости, в том числе программ по содействию занято­сти лиц с повышенным риском увольнения, а также граждан, осо­бенно нуждающихся в социальной защите и испытывающих труд­ности в поиске работы;
  5. содействие гражданам, которые ищут подходящую работу, а рабо­тодателям в подборе необходимых работников;
  6. организацию, если таковые имеются, профессиональную ориента­цию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
  • Для объективной оценки ситуации на рынке труда и ситуации в об­ласти занятости населения, Россия устанавливает государственные стати­стические отчеты (статья 16) [2].

Следовательно, государственная законодательная система направлена на защиту граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве. Каж­дый гражданин способен в полной мере реализовать свои права в области трудовых отношений.

Таким образом, состояние российского рынка труда на данный мо­мент имеет такие особенности, как несбалансированность, увеличение полной и частичной занятости, сокращение основного прироста насе­ления и увеличение демографической и экономической загруженности трудоспособной части населения, а также отсутствие структурированной инфраструктуры и растущий разрыв между квалификацией рабочих и их потребностями.

Глава 2 Анализ рынка труда на примере Кемеровской области

2.1 Общая характеристика Кемеровской об­ласти

Объектом исследования в работе является рынок труда Кемеровской об­ласти.


С географической точки зрения Кемеровская область имеет средние размеры, однако по экономическому потенциалу является крупным территори­ально-производственным комплексом России.

Кемеровская область (Кузбасс) - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Образована 26 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР выделением из Новосибирской области.

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Рос­сийской Федерации. Кузбасс географически занимает срединное положение между Москвой и Владивостоком.

Административные границы Кемеровской области сухопутные, грани­чит с Томской, Новосибирской областями, с Красноярским и Алтайским края­ми, Республиками Хакасия и Алтай.

Кемеровская область административно состоит из 16 городских округов и 18 муниципальных районов. Численность постоянного населения на 01.01.2018 - 2 717 627 человек. Областной центр - город Кемерово. Наиболее крупные города - Кемерово и Новокузнецк, в каждом из них проживает свыше 500 тыс. человек.

Кемеровская область является крупнейшим производственным комплек­сом страны, обладает уникальными запасами разнообразных минеральных ре­сурсов, которые способны обеспечить сырьем промышленность на многие годы - месторождения золота, серебра, вольфрама, ртути, молибдена, кобальта, нике­ля.

В отраслевой структуре экономики региона преобладают отрасли тради­ционной индустрии: угольная промышленность, черная металлургия, химия. На долю Кемеровской области приходится 73 процента запасов коксующихся углей в Российской Федерации.

Отметим, что стратегической целью государственной политики соци­ально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную пер­спективу является повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.

Так к основным приоритетам развития региона относятся следующие отрасли: угольная промышленность, добыча полезных ископаемых, металлур­гическая промышленность, машиностроение, химическая промышленность, развитие транспортной инфраструктуры, сельское хозяйство и производство продуктов питания.

Кемеровская область - регион моногородов, в котором диспропорции на рынке труда вызваны диспропорциями в экономике. Термин «моногород» по­явился в России в 1990-е гг. В законодательных актах Российской Федерации встречаются термины «город с монопрофильной структурой хозяйства», «город с монопроизводственной структурой» и «монопромышленный город».