Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методы обучения в педагогики).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЕ
1.1. Методы обучения в педагогики
1.2. Дидактическая игра как метод обучения
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
3.1. Методические рекомендации при организации и проведения дидактических игр в процессе обучения
– принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Данный принцип связан с мерой игры. Если цель какой-нибудь деятельности имеет для детей достаточно яркий и увлекательный смысл, такая деятельность не нуждается в поддержке средствами игры, она самоценна сама по себе [19, с. 39-41].
– принцип перехода от простейших игр к сложным, развивающим игровым формам. Логика перехода связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражательства к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, «вечным» [15, с. 132-134].
Дидактическая игра реализуется согласно основным этапам организации игры.
1. Выбор игры. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным [10, с. 203-204].
2. Предложение игры детям. Оно может быть неигровым (давайте поиграем...) и игровым (получение секретного пакета и др.). В предложение игры также входит объяснение правил и техники действий. Объяснять игру надо кратко и точно, перед самим ее началом. В объяснение входит: название игры, рассказ о ее содержании, объяснение основных и второстепенных правил, размещение играющих, их задачи, значение игровых аксессуаров и т.д. [17, с. 33].
3. Оборудование и оснащение места для игры. Место для игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным и удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом, местом иных занятий взрослых и детей и т.д.) [18, с. 77].
4. Разбивка на команды, группы, распределение ролей. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических приемов разделения на микроколлективы: жеребьевка, считалки, выбор цепочкой и т.д. Еще труднее распределять роли. Здесь возможны такие
а) выбор на роль непосредственно взрослым (чтобы никому не было обидно);
б) назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
в) выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
г) добровольное соглашение на роль ребенком по его желанию;
д) очередность выполнения ролей в игре и т.д. [17, с. 34-35].
В любом случае роль каждого должна подкрепляться конкретной деятельностью. Ребенок выйдет из игры, если ему нечего будет делать.
5. Развитие игровой ситуации, то есть изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, введение новых действующих лиц, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. По содержанию игровые ситуации, составляющие основу игры, могут быть: спортивно-конкурсными, проблемно-познавательными, ценностно-ориентационными,
конструкторско-трудовыми, шуточно-развлекательными и т.д. По тональности, настроению торжественными, лирическими, комическими, сатирическими и т.д. Действия педагога-организатора - строго в соответствии с той ролью, которую он взял в игре [11, с. 316].
6. Завершение игры. Впечатление у детей во многом зависит от ее окончания. Не допустимы: администрирование, пресечение, окрик в играх. Конец игры должен быть результативным: чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья, то есть должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец ее не должен выходить из сюжета игры [12, с. 78].
Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой одну из форм обучающего воздействия взрослого на детей. В структуру данной игры включают обучающую и игровую цели. Кроме этого дидактическая игра является методом обучения, обеспечивающим полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста и формирование у него учебной деятельности.
Выводы к главе 1
Метод обучения является процессом взаимодействия педагога/воспитателя с воспитанниками в результате, которого передается и усваивается навыки, умения, знания детей.
Наиболее прогрессирующим на сегодняшний день является проблемное обучение, которое предполагает нестандартные способы решения задач, в процессе которого совершенствуются и развиваются интеллектуальные, творческие способности, а также формируется социально-личностная активность детей.
В структуре метода обучения выделяют объективные и субъективные части. Объективные не зависят от личности участников педагогического процесса, а отражают дидактические положения, требования законов, закономерностей. Субъективные – обусловлены личностью педагога, особенностями, и конкретными условиями детей.
Следует отметить, что присутствие объективной части позволяет применять теорию методов с последующей их оптимизацией.
Одним из распространенных методов обучения является дидактическая игра, которая представляет собой вид игры, организуемый взрослым для решения обучающей задачи. В дидактической игре создаются условия, в которых ребенок самостоятельно действует в конкретной ситуации, приобретая практический и чувственный опыт.
Дидактическая игра является звеном между обучающей и самостоятельной игровой деятельностью, выступая методом обучения детей. Следует отметить, что дидактическая игра имеет конкретную структуру, ее структурными элементами являются: дидактическая, игровая задача, игровые действия, подведение итогов.
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
В данной работе проводилось исследования эффективности применения дидактических игр как метода обучения математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр-диагностик: «Первоначальные математические представления», «Упорядочивание», «Посчитай себя».
В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста (10 детей составили контрольную группу и 10 детей – экспериментальную группу). Базой исследования было выбрано МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение) Детский сад №125 «Чиполино» г. Брянска.
Цель исследования: выявить эффективность применения дидактических игр как метода обучения математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр как метода обучения на примере формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
3. Подвести итоги проделанной работы и разработать методические рекомендации.
Для характеристики детей контрольной и экспериментальной группы был выбран метод наблюдения, по результатам которого можно сказать
следующее:
– дети контрольной группы: общительны, быстро вступают в контакт, проявляют интерес в проведении предложенных дидактических игр. Дети с предложенными заданиями справились самостоятельно без посторонней помощи. Нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям.
– дети экспериментальной группы: достаточно активны, хорошо
вступают контакт, большая часть детей проявляют интерес в проведении предложенных заданий. Некоторым детям в проведении заданий требовалась помощь воспитателя, основная часть детей самостоятельно выполнили предложенные заданиями согласно инструкции. Нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям.
Содержание исследования: В данной работе проводился эксперимент на базе МБДОУ Детский сад №125 «Чиполино» г. Брянска. в группе с 20-ю детьми старшего дошкольного возраста (10 детей составили контрольную группу и 10 детей – экспериментальную группу).
На первом констатирующем этапе была изучена учебно-методическая литература. Далее определены цели и задачи работы. Подобраны методики и оборудования (материал) с учетом возрастных особенностей детей. Проведено исследования уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе до эксперимента. В конце этого этапа были подведены итоги с помощью интерпретации и анализа полученных результатов. Исследование проводилось по следующим методикам:
1. Дидактическая игра-диагностика «Первоначальные математические представления»
Цель: определить представление детей о соотношениях: «больше на», «меньше на»; о количественном и порядковом счете, о форме простейших геометрических фигур.
Материалы: фланелеграф, 5 предметов одинаковой или разной формы, лист бумаги формат А4, карандаш.
Задание №1. Инструкция: Возьми карандаш и нарисуй на листе столько же квадратиков, сколько на доске предметов.
Задание №2. Инструкция: Возьми карандаш и нарисуй треугольников на один больше, чем квадратов.
Задание №3. Инструкция: Возьми карандаш и нарисуй треугольников на два меньше, чем кругов.
Задание №4. Инструкция: Возьми карандаш и обведи линией шесть квадратов.
Задание №5. Инструкция: Возьми карандаш и закрась третий круг.
Интерпретация: Высокий уровень – ребенок все предложенные задание выполнил самостоятельно, без посторонней помощи, правильно определил соотношение «больше на», «меньше на», количество и порядковый счет, форму простейших геометрических фигур, задание выполнял согласно инструкции.
Средний уровень – ребенок задание выполнил с единичными ошибками, ему требовалось единичная помощь взрослого, допустил ошибки при определении соотношений «больше на», «меньше на», количество и порядковый счет, формы простейших геометрических фигур, задание выполнял согласно инструкции.
Низкий уровень – ребенок задание выполнил с множественными ошибками, и не однократной помощью взрослого, допустил более 4 ошибок при определении соотношений «больше на», «меньше на», количество и порядковый счет, форму простейших геометрических фигур.
2. Дидактическая игра-диагностика «Упорядочивание»
Цель: выявить уровень сформированности представлений о счете предметов и их упорядоченности.
Материалы: квадраты с точками, овалы с предметами.
Инструкция: соедини стрелочками одинаковое количество точек в квадратиках и предметов в овалах. Разложи, соединенные пары по порядку.
Интерпретация: Высокий уровень – ребенок задание выполнил правильно, без посторонней помощи взрослого, соединил рисунки и расположил пары по порядку согласно инструкции, учитывал количество точек в квадратах и количество предметов в круге.
Средний уровень – ребенок задания выполнил допуская ошибки, с однократной помощью взрослого, соединение квадратов с овалами имели единичные ошибки, не всегда учитывал количество точек, и предметов. Низкий уровень – ребенок задание выполнил, допуская ошибки, с многократной помощью взрослого, расположение пар по порядку было произведено с многочисленными ошибками.
3. Диагностическая игра «Посчитай»
Цель: выявить уровень сформированности способности составлять множества, выделять части из целого, сравнивать два множества, вести счет в пределах 10.
Задание 1.
Инструкция: посмотри на картинку и найди ошибку.
Материал:
Задание 2. Инструкция: Сосчитай, сколько разрезанных целых яблок, нарисуй их картинки и раскрась.
Материал: картинка.