Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методы обучения в педагогики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактическая игра «Найди ключ»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.

Материал:

Ход проведения. Ребята посмотрите, какой интересный сундучок. Хотите узнать, что в нем. Тогда вам нужно суметь подобрать ключик к его замку, чтобы открыть загадочный сундучок.

Таким образом, были разработаны дидактические игры: «Путешествие в трамвае», «Считалка», «Матрешки», «Из каких фигур сложены предметы?», и др., направленные на формирования количественных представлений, формирование представлений и понятий геометрических фигурах и форме предметов.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Контрольный этап.

Цель: определить результативность использования дидактических игр как метода обучения при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

После проведения занятий была проведена повторная диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам (приложение 2, таблица 2), которых было выявлено следующее: у детей контрольной группы уровень сформированности математических представлений повысился на 10%, у детей экспериментальной группы на 20% (рисунок 4).

Это говорит о том, что дети в основном уже без посторонней помощи взрослого научились безошибочно определять соотношения: «больше на», «меньше на»; выполнять действия, предусматривающие прямой и обратный, количественный и порядковый счет. У них расширились понятия об упорядочивание предметов по различным признакам, способности сравнивать множества, сравнивать два множества, вести счет в пределах 10.Они научились различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур.

Рис.4. Гистограмма показателей уровня сформированности представлений о счете предметов и их упорядоченности детей старшего дошкольного возраста до эксперимента

Таким образом, детям старшего дошкольного возраста интересней и прогматичней накапливать и совершенствовать непосредственный опыт восприятия, понимания и усвоения элементарных математических представлений через дидактическую игру, постепенно осуществляя условное преобразование личного понимания, двигаясь в осознании сути явлений от конкретного к абстрактному. У детей старшего дошкольного возраста возникает стремление овладевать навыком счета, с системой чисел, представлений геометрических фигур.


А также, положительная динамика, которая прослеживается по всем основным показателям, что в свою очередь свидетельствует об эффективности проведенных дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру как метода обучения.

Выводы к главе 2

В данной работе, на базе МБДОУ Детского сада комбинированного типа «Чиполино» №125 г. Брянска, проводилось исследование эффективности дидактических игр как метода обучения математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста. Для исследования были подобранны дидактические игры «Первоначальные математические представления», «Упорядочивание», «Посчитай». В нем принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста (10 детей составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу).

Была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста для эффективности дидактических игр как метода обучения математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста. Были проведены дидактические игры-диагностики для повышения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование эффективности дидактических игр как метода обучения математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста выявило, что включение дидактических игр способствует формированию количественных представлений, представлений и понятий о геометрических фигурах и форме предметов. После проведенных занятий посредством дидактических игр значительно повысился уровень сформированности математических представлений. Так как дидактическая игра: позволяет выработать привычку сосредотачиваться, развивает мышление, внимание, воображение, память. А также стимулирует ребенка искать нестандартные и необычные решения, формирует и развивает умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


3.1. Методические рекомендации при организации и проведения дидактических игр в процессе обучения

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель/педагог ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Поэтому для получения наилучших результатов обучение целесообразно придерживаться ряда рекомендаций.

1. При проведении дидактических игр участникам педагогического процесса должны продумывать их связь с другими видами детской деятельности.

2. Способствовать, посредством дидактических игр приобретать интерес к получению новых знаний.

3. Способствовать посредством дидактических игр сделать образовательный процесс более увлекательным и интересным.

4. При подборе дидактических игр учитывать возрастные возможности и особенности детей.

5. Использовать дидактические игры как метод обучения на всех занятиях с целью усвоения конкретных способов умственных действий для систематизации знаний детей.

6. Содержание дидактических игр должно соответствовать воспитательно-образовательным задачам.

7. В содержание дидактических игр целесообразно вносить что-то новое и более сложное, требующее активизацию интеллектуальной деятельности детей.

8. При проведении дидактических игр необходимо заранее выбирать дидактический материал.

9. Перед проведением дидактических игр детям нужно объяснить правила игры и акцентировать внимание детей на их соблюдении.

10. Участвуя в игре, участники педагогического процесса должны направлять действия детей (советом, вопросом напоминанием).

11. Анализ проведенной игры должен быть направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались более эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. 

12. Самокритичный анализ использования игры согласно с поставленной целью поможет варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.


13. В дидактической игре участникам педагогического процесса необходимо соблюдать четкое сочетание наглядности, слова и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.

14. Организация дидактических игр требует большой продуманной работы в процессе подготовки к их проведению.

15. При проведении дидактических игр особое внимание обращается на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, внимательности, уважения товарищей по игре.

Таким образом, организация дидактических игр в процессе обучения требует от большой продуманной работы в процессе подготовки к их проведению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной методический принцип применения дидактических игр как метода обучения заключается в их многократном повторении, которое является необходимым условием всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря постоянному участию в игровых действиях той или иной игре, они начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, создаваемые игрой для освоения и применения новых знаний, умений, навыков при изучении учебного материала.

Но для успешной организации дидактической игры, необходимо обладать своеобразным чувством игры, творческим воображением и, самое важное, определенным запасом знаний и практических умений в области методики обучения с использованием этих игр.

Стоит отметить, что дидактическая игра содержит комплекс разнообразной деятельности детей: чувства, мысли, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей в игре.

Кроме этого, они позволяют поставить перед детьми конкретные задачи, решение которых требует внимания, сосредоточенности, интеллектуального усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они способствуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний, предоставляют возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способом решения определенных практических и умственных задач.

Поэтому обучение детей невозможно без использования интересных дидактических игр, задач, развлечений. При этом не стоит забывать, что используемый материал и оборудование подбирается с учетом возрастных особенностей и возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, заинтересованность учебным материалом, увлеченность и развлечение детей, расширение, углубление, закрепление полученных знаний, умений и т.д.


Таким образом, используется занимательный материал (дидактические игры) с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основная их задача заключается в обеспечении упражняемости детей, в различении, выделении, назывании множеств чисел, предметов, геометрических фигур, направлений и т.п. Дидактические игры дает возможность сформировать новые знания, познакомить детей с новыми способами решения тех или иных задач.

Использование дидактических игр как метода обучения помогает наилучшим образом усвоить материал, при активном участии детей в познавательном процессе. Следовательно, дидактическую игру как метод обучения можно включить непосредственно в содержание занятия как средство реализации программных задач.

В данной работе проводилось исследование эффективности дидактических игр как метода обучения математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста. Оно проводилось с целью выявить применения дидактической игры как метода обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста. Узнать, насколько, правильно сформированы умения самостоятельно и правильно определять соотношение «больше на», «меньше на», количество и порядковый счет, форму простейших геометрических фигур, способность сравнивать множества, вести счет в пределах 10 и т.д.

Следует отметить, что по результатам проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что дидактическая игра является самым эффективным методом, формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря дидактической игре у детей улучшилось умения самостоятельно и правильно определять соотношение «больше на», «меньше на», количественный и порядковый счет, форму простейших геометрических фигур, способность составлять множества, выделять части из целого, и т.д.

Исследование, показало, что применение дидактических игр как метода обучения у детей старшего дошкольного возраста формирование элементарных математических представлений проходит эффективней и быстрее, чем у детей, занимающихся по обычной программе.

В конце проделанной работы были разработаны методические рекомендации при организации и проведения дидактических игр в процессе обучения. В ходе работы была достигнута цель и реализованы поставленные задачи.