Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методы обучения в педагогики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3.

Инструкция: В какой корзинке больше всего предметов? В какой меньше всего? В каких корзинках одинаковое количество?

Материал: картинка

Интерпретация: Высокий уровень – ребенок все задания выполнил правильно, без посторонней помощи взрослого, умеет сравнивать множества, из частей составлять целое, знает счет от 1 до 10, задания выполнял без посторонней помощи взрослого.

Средний уровень – ребенок задание выполнил, допуская ошибки, с однократной помощью взрослого, при сравнении множеств наблюдались единичные ошибки, ошибки были и при подсчете количества предметов, при составлении целого из частей.

Низкий уровень – ребенок все задания выполнил, допуская ошибки, с многократной помощью взрослого.

2.2. Проведение и анализ результатов исследования

Констатирующий этап. На этом этапе с помощью диагностических заданий была проведена диагностика уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр-диагностик: «Посчитай», «Упорядочивание», «Первоначальные математические представления».

Цель: выявить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ и интерпретация результатов диагностической игры «Первоначальные математические представления». По результатам проведенной диагностики (приложение 1, таблица 1) можно сказать следующее:

20% (2) детей контрольной группы и 40% (4) детей экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности математических представлений. Дети, предложенные задания выполнили с множественными ошибками, используя не однократную помощь взрослого, допуская 4 и более ошибок при определении соотношений «больше на», «меньше на», не смогли нарисовать треугольников на два меньше, были ошибки и в подсчете количества, неправильно вели порядковый счет.

60% (6) детей экспериментальной группы и 50% (5) детей контрольной группы имеют средний уровень, они при выполнении заданий допускали единичные ошибки, трудности наблюдались при определении соотношений «боль­ше на», путали формы геометрических фигур «треугольник» → «квадрат».

20% (2) детей контрольной и 10% (1) детей экспериментальной группы имеют высокий уровень, дети задание выполнили самостоятельно без посторонней помощи, правильно определили соотношение «боль­ше на», «меньше на», количество и порядковый счет, форму про­стейших геометрических фигур (рисунок 1).


Рис.1. Гистограмма показателей уровня сформированности первоначальных математических представлений детей старшего дошкольного возраста до эксперимента

Таким образом, результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста, особенно в экспериментальной группе присутствует низкий уровень сформированности математических представлений, допускали ошибки при определении соотношений «боль­ше на», «меньше на»,  не точно нарисовали треугольники, были ошибки и в подсчете количества, неправильно вели порядковый счет. Поэтому воспитателю необходимо провести работу по повышению уровня сформированности математических представлений.

Анализ и интерпретация результатов диагностической игры «Упорядочивание». По результатам проведенной диагностики (приложение 1, таблица 1) можно сказать следующее:

20% (2) детей контрольной группы и 40% (4) детей экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности представлений о счете предметов и их упорядоченности. Задания выполнили с неоднократной помощью взрослого, пары располагали не по порядку, при расположении не учитывали количество точек, и предметов.

60% (6) детей контрольной группы и 50% (5) экспериментальной группы имеют средний уровень, дети при выполнении задания допустили единичные ошибки, использовали однократную помощь взрослого, соединяя квадраты с овалами допускали единичные ошибки, не всегда учитывалось количество точек и предметов, задание выполняли согласно инструкции.

20% (2) детей контрольной и 10% (1) детей экспериментальной группы имеют высокий уровень, дети задание выполнили самостоятельно без посторонней помощи, правильно соединили квадраты с овалами, пары расположили по порядку возрастания, задание выполняли согласно инструкции (рисунок 2).

Рис.2. Гистограмма показателей уровня сформированности представлений о счете предметов и их упорядоченности детей старшего дошкольного возраста до эксперимента

Таким образом, результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста, особенно в экспериментальной группе присутствует низкий уровень сформированности представлений о счете предметов и их упорядоченности, т.е. соединяя фигуры не учитывали ни соединения точек, ни предметов.

Анализ и интерпретация результатов диагностической игры: «Посчитай».

По результатам проведенной диагностики (приложение 1 , таблица 1) можно сказать следующее: 20% (2) детей контрольной группы и 40% (4) детей экспериментальной группы имеют низкий уровень. При выполнении заданий допускали более 4 ошибок, не знают счет в пределах 10, не смогли из частей сложить целое, не могут сравнивать множества. 60% (6) детей контрольной группы и 50% (5) детей экспериментальной группы имеют средний уровень, при счете от 1 до 10 допускают единичные ошибки, а также при составлении целого из частей и сравнении множеств. 20% (2) детей контрольной и 10% (1) детей экспериментальной группы имеют высокий уровень, выполнили все задания самостоятельно без посторонней помощи. Знают счет в пределах 10, складывают целое из частей, не допускают ошибки при сравнении множества (рисунок 3).


Рис.3. Гистограмма показателей уровня сформированности способности составлять множества, выделять части из целого, сравнивать два множества, вести счет в пределах 10 детей старшего дошкольного возраста до эксперимента

Таким образом, результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста, особенно в экспериментальной группе присутствует низкий уровень сформированности способности. Не могут составлять целое из частей, сравнивать множества, вести счет в пределах 10, т.е. в процессе выполнения заданий обращались за помощью взрослого. Поэтому воспитателю/педагогу необходимо акцентировать внимание на выявленных проблемах и провести работу в этой области.

Формирующий этап. В экспериментальной группе для повышения

уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста были проведены занятия в сочетании с дидактическими играми. В контрольной группе дети занимались по обычной программе.

Цель: повысить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Таким образом, должны решаться следующие задачи:

1. Подобрать дидактические игры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Создать необходимые педагогические условия, направленные на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игру.

Перспективный план формирующего этапа

Содержание

Этапы

Цели

1.Формирования количественных представлений

1. Формировать у детей представления детей соотношениях: «больше на», «меньше на»;

2. Формирование представлений о прямом и обратном, количественном и порядковом счете.

3. Формирование представлений о счете предметов и их упорядоченности; упражнять детей в умении пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

4. Формирование способности сравнивать множества, выделять части из целого, сравнивать два множества, вести счет в пределах 10.

Игры: 1. «Путешествие в трамвае».

2. «Считалка», «Матрешки»

3. «Заполни квадрат», «Исправь ошибку»

4.«На птицефабрике»

2.Формирование представлений и понятий геометрических фигурах и форме предметов.

1. Совершенствовать представления форме простейших геометрических фигур.

2. Учить различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур.

2. Закрепить знания о геометрических фигурах.

Игры:

«Из каких фигур сложены предметы?»

«Найди ключ»


Стоит отметить, что при формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходимо акцентировать внимание на следующие процессы: формирования первоначальных математических представлений, представлений о счете предметов и их упорядоченности, способности сравнивать множества, выделять части из целого, сравнивать два множества, вести счет в пределах 10.

Дидактическая игра «Путешествие в трамвае»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше. Материал. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких.

Ход проведения. Ребята, в детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими треугольниками, мальчиков большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше)? Почему некоторые дети подумали, что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 больше 8. 0дин ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под один. Воспитатель заключает: « Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше, надо считать предметы и сравнивать их число».

Дидактическая игра «Считалка»

Цель: формировать прямой и обратный счет до 10.

Оборудование: лесенка со ступеньками (или сделанная в ручную), игрушка цепленнок, считалка.

Ход проведение. Воспитатель проговаривает считалку, ребенок учит считать цыпленка поднимая и спуская его по лестницы).

Дидактическая игра «Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д., от 6 до 10 штук. Ход проведения: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.


Дидактическая игра «Заполни квадрат»

Цель: упорядочивание предметов по различным признакам.

Материал: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Ход проведения. Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат.

Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме.

Примечание. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: формировать представления о счете предметов, упражнять детей в умении пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Материал: набор цифр, несколько групп предметов.

Ход проведения. Несколько групп предметов размещают на столе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами (восстановлением цифры, добавлением или убиранием предметов).

Дидактическая игра «На птицефабрике»

Цель: упражнять детей в счете в пределах 10, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают, сравнение множеств.

Ход проведения. Сегодня мы пойдем на экскурсию – на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней – 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке).

Примечание. Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

Дидактическая игра «Из каких фигур сложены предметы?»

Цель: учить различать геометрические фигуры по форме, путем

сопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.

Ход проведения. Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены:

дом, машина, ракета, качели.