Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методы обучения в педагогики).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЕ
1.1. Методы обучения в педагогики
1.2. Дидактическая игра как метод обучения
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
3.1. Методические рекомендации при организации и проведения дидактических игр в процессе обучения
Таким образом, методы обучения это процесс взаимодействия участников педагогического процесса с воспитанниками, в процессе которого происходит передача, усвоения умений, навыков, знаний предусмотренные образовательным процессом. В современной педагогике выделяют следующую классификацию методов обучения: основные и нетрадиционные. Выбирая тот или иной метод, педагог/воспитатель совершенствует личностное развитие и развивает педагогическое мастерство.
1.2. Дидактическая игра как метод обучения
Обучение носит сложный и многогранный характер, который требует богатого набора методов обучения. Самым популярным методом обучения, применяемый в воспитательно-образовательном процессе считается метод дидактических игр. Дидактические (обучающие) игры как метод обучения стали пользоваться большой популярностью во второй половине XX столетия. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие – выделяют в особую группу. Для выделения дидактических игр в отдельную группу есть основания: во-первых, они, вбирая в себя элементы наглядных, словесных, практических методов, выходят за их пределы; во- вторых, имеют присущие только им особенности [20]:
– дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш;
– дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый; и игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы данные цели дополняли друг друга и способствовали освоению поставленных задач. Целесообразно стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели;
– дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых явлений, процессов, систем. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующих реальные действия;
– дидактические игры как метод обучения содержат в себе большие возможности активизации процесса обучения, облегчающие приобретение знаний и навыков;
– содержательные компоненты игры, основанные на соблюдении строго установленных правил и позволяющий ребенку научиться побеждать или проиграть;
– дидактические игр создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей [4, с. 11-13];
– в дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен [10, с. 201-204].
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия, результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность, реализуется через игровую задачу и, определяя игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи) [13]. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления), закрепление элементарных математических представлений (прямой и обратный, количественный и порядковый счет, различение геометрический фигур по форме и т.д.).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи [21, с. 511-512]. . Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, и т. д.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей [13]. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой деятельности. Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника [10, с. 201-204].
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает свойством: в нем игровая деятельность детей представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая в свою очередь, влечет следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Исходя из вышесказанного, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого – это способ обучения. Дидактические игры и игровые приемы обучения – облегчают переход к учебным заданиям, делают его постепенным. Это позволяет сформулировать основные функции дидактических игр [6, с. 202]:
– функцию формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения;
– функция формирования психических новообразований;
– функция формирования собственно образовательной деятельности;
– функции формирования общеобразовательных умений, навыков воспитательной и самостоятельной работы;
– функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
– Функция формирования адекватных отношений и развития социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра выступает звеном между учебной и самостоятельной игровой деятельностью, выступая как метод, форма обучения или самостоятельная деятельность.
Согласно А.И. Сорокиной выделяют следующую классификацию дидактических игр по виду деятельности: игра-путешествие, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (диалоги) [13].
– Игра-путешествие, имеет сходство со сказкой, ее развитием, чудесами отражает реальные факты или события, но обычное раскрывают через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. А также дает возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д. и решить целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих.
– Игры-поручения по содержанию проще и по продолжительности короче игры-путешествия. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы» [18, с. 77-79].
– Игры-предположения. В них перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
– Игры-загадки. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения рассуждать делать выводы [19, с. 123-125].
– Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение [4, с. 15-17].
Кроме этого, по содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.
По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные [11, с. 316-318]. Игры с предметами (игрушки, натуральные материалы и т.д.) Наиболее доступны для детей, поскольку основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка работать с вещами и, таким образом, знакомятся с ними.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
– игры, требующие от детей исполнительной власти. Используя эти игры, дети выполняют действия по образцу;
– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование компьютерных навыков и навыков правописания;
– игры, из-за которых дети меняют примеры и задания в других, логически связанные с ними;
– игры, включающие элементы поиска и творчества [13].
Эта классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия; тем не менее, это позволяет педагогу ориентироваться в изобилии игр.
Важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, используемые при обучении детей. По мере «вхождения» детей в новое для них занятие – образовательную – ценность дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как приемы игр еще используются учителем. Они необходимы для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное состоит в том, что игра была объединена с серьезной, интенсивной работой, которая не отвлекала от доктрины и, наоборот, способствовала бы усилению умственной работы.
Стоит отметить, что в последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения, имеющую воспитательную и развивающую ценность, заключенную в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания (воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни) [19, с. 127-129].
Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым учителем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение [15, с. 87-89].
Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Стоит помнить, что дидактика выделяет основные принципы организации игры, которые необходимо соблюдать организаторам игр. К ним относят:
– отсутствие принуждения в любой форме при включении детей в игру (игра может состояться только при добровольном вхождении в нее всех участников) [19, с. 35-37];
– принцип развития игровой динамики, который реализуется через игровые правила и стимулирует поддержание и творческое развитие
игрового сюжета;
– принцип поддержания игровой атмосферы – поддержание реальных чувств детей в игре. И чем они богаче и разнообразнее, тем лучше.