Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями (Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнестойкость как психологическая категория
1.1. Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2. Жизнестойкость в модели стресса
1.3. Профессиональное выгорание у специалистов гуманитарного направления
2. Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями
2.1. Цель и гипотеза исследования
2.2. Методология проведения исследования
- закрытость - обратимся к образу: внутренний мир человека - неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти;
- повышенная изменчивость настроения - на смену настроения влияет любая мелочь;
- раздражительность - как форма проявления агрессии;
- эмоциональная холодность - снижение яркости чувств;
- сверхконтроль - желание контролировать не только других, но и себя под запретом все то, что выходит за рамки представления о себе;
- утомляемость - физическая и умственная;
- тревожная мнительность - ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределенной опасности.
Психолог Сушенцова Л.В. выделяет три основные стадии синдрома профессионального выгорания у преподавателя[23]:
- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Обобщение результатов исследований разных авторов позволяет выделить три группы факторов риска эмоционального выгорания у педагогов: личностные, ситуативные и профессиональные требования.
1. Личностные факторы: переживание несправедливости; хроническое переживание одиночества; переживание социальной незащищенности; переживание социально-экономической нестабильности; переживание социальной и межличностной изоляции; неконструктивные модели преодолевающего поведении; высокая мотивация власти, высокая аффилиация; «трудоголизм»; низкая самооценка; низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач; эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания.
Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов.
Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания. Рассмотрим наиболее важные из них.
Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы считают, что личностная выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Учителя с высокой степенью данной характеристики имеют низкий уровень выгорания. Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания.
Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет наиболее тесные связи с выгоранием.
Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля». Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля.
В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А. Поведение типа А свойственно людям, предпочитающим бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем.
К. Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков». Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
2. Ситуативные требования: социальное сравнение и оценки других; несправедливость, неравенство взаимоотношений; негативные или холодные, бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными; «трудные» ученики; отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура; внутрифирменные и межличностные конфликты; ролевые конфликты, ролевая неопределенность; дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки; перегрузки; недогрузки.
3. Профессиональные требования: сложные взаимодействия; эмоционально насыщенное деловое общение; необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности; адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям; поиск новых решений; высокая ответственность за дело и за других; самоконтроль и волевые решения; неинтересная или нелюбимая работа; бюрократизм и «бумажная» работа; отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска.
Эмоциональное выгорание может развиваться как у преподавателей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень проявления этого состояния у учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у молодых учителей – вхождением в новую профессиональную сферу[24].
Таким образом, изучив теоретические источники по проблеме, можно сделать следующие выводы:
1. Термин «профессиональное выгорание» был предложен К. Маслачом, Х. Фреденбергом. Профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, возникающее в результате хронического неразрешенного стресса на рабочем месте в профессиях социальной сферы.
Н.В. Самоукина определяет профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
Явление выгорания проявляется в виде ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.
Выделяют 3 составляющие профессионального выгорания: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм), редукция (упрощение) профессиональных достижений.
2. Профессия педагога, преподавателя относится к сфере профессий типа «человек-человек». Профессии типа «человек-человек» отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию профессионального «выгорания».
В профессиональном становлении педагогов, находящихся длительное время в эмоциональном выгорании, условно выделяют три кризиса: кризис 1-го года, кризис 5-7 лет, кризис 12-15 лет.
Больше всего подвержены эмоциональному стрессу специалисты - трудоголики, имеющие более чем 7-летний педагогический стаж и специалисты, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования.
Обобщение результатов исследований разных авторов позволяет выделить три группы факторов риска эмоционального выгорания у педагогов: личностные, ситуативные и профессиональные требования.
2. Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями
2.1. Цель и гипотеза исследования
Цель исследования: раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладения с профессиональным выгоранием у специалистов гуманитарного профиля.
Предмет исследования - взаимосвязь жизнестойкости и состояния психического выгорания специалистов.
Объект исследования - профессиональное выгорание специалистов.
Гипотеза исследования состоит в существовании значимой взаимодетерминации жизнестойкости как личностного качества и состояния психического выгорания у специалистов гуманитарного профиля и специалистов математического профиля.
Задачи исследования:
изучить теоретические источники по проблеме жизнестойкости и профессионального выгорания;
подобрать психодиагностические методики по изучению профессионального выгорания;
провести психодиагностическое исследование в двух группах испытуемых;
обработать и проанализировать полученные результаты исследования;
сформулировать выводы по эмпирическому исследованию.
В диагностическом исследовании профессионального выгорания педагогов использовались следующие методики:
1. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом». Цель: оценить общую удовлетворенность своим трудом и ее составляющие (удовлетворенность достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками, с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности и т.д.).
Инструкция: прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.
Обработка и интерпретация результатов теста.
Ключ для обработки ответов содержится в таблице 1:
Таблица 1
Ключ к тесту
Составляющие удовлетворенности трудом |
Утверждения |
Максимальный балл |
Интерес к работе |
1, 6, 12 |
6 |
Удовлетворенность достижениями в работе |
2, 7 |
4 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
3, 8, 14 |
6 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
10, 15, 17 |
6 |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
5,11 |
4 |
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
4,16 |
4 |
Удовлетворенность условиями труда |
3,18 |
4 |
Профессиональная ответственность |
9 |
2 |
Общая удовлетворенность трудом |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
28 |
Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью дешифратора, представленного в таблице 2:
Таблица 2
Дешифратор к ключу
Утверждения |
Варианты ответов |
Утверждения |
Варианты ответов |
||||
а |
б |
в |
а |
б |
в |
||
1 |
2 |
1 |
0 |
10 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
11 |
2 |
1 |
0 |
3 |
2 |
1 |
0 |
12 |
0 |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
0 |
13 |
0 |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
0 |
14 |
0 |
1 |
2 |
6 |
2 |
1 |
0 |
15 |
0 |
1 |
2 |
7 |
2 |
1 |
0 |
16 |
2 |
1 |
0 |
8 |
2 |
1 |
0 |
17 |
0 |
1 |
2 |
9 |
0 |
1 |
2 |
18 |
2 |
1 |
0 |