Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Экспериментальное исследование адаптации первоклассника к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подчеркивая специфику психокоррекционного процесса, специалисты нередко склонны отграничивать его от развивающего процесса. При этом отмечают, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление, основная же задача развития состоит в том, чтобы сформировать у человека отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества [6].

Соответственно, программы работы с детьми в период адаптации включают, как правило, задачи развития и коррекции коммуникативных навыков, например:

  1. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
  2. становление умения владеть средствами общения;
  3. коррекция и развитие адекватного полоролевого поведения;
  4. формирование этически ценных норм взаимоотношений;
  5. коррекция агрессивности, развитие умения разрешать конфликтные ситуации;
  6. развитие умения оказывать и принимать знаки внимания, слушать и понимать другого;
  7. формирование установок на сотрудничество, умения работать в группе;
  8. развитие способности работать в коллективно-распределительных формах деятельности.

Наиболее значимой проблемой психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к школе является проблема принятия ребенком новой социального роли, развитие его позитивной Я - концепции, формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации [17.

Решение этой проблемы связано с реализацией следующих задач коррекционно-развивающей работы:

  1. развитие эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования;
  2. коррекция страхов и снижение тревожности;
  3. формирование позитивного отношения к школе, учению;
  4. выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам;
  5. формирование эффективного адаптационного стиля и способности преодолевать трудности;
  6. формирование стремления к реализации своих способностей и другие задачи.

По степени адаптированности Т.А. Соловьева выделяет три группы детей:

  1. Быстро приспосабливающиеся с высоким уровнем адаптации (период адаптации 1-2 месяца), такие дети довольно быстро находят себе друзей, вливаются в новый коллектив и осваиваются в новых условиях. Они отличаются спокойствием, хорошим настроением, доброжелательностью, добросовестностью и они выполняют все требования, которые исходят от учителя, не ощущая существенного напряжения. Но бывает так что им трудно выполнять все предъявляемые к ним требования, обусловленные правилами поведения и в большинстве случаев возникают сложности при установлении контакта со сверстниками, как правило, ближе к зиме стоящие перед ними трудности преодолеваются и первоклассник полностью входит в свой статус и начинает себя ощущать полноценным учеником, осознающим требования и правила поведения в новой социокультурной среде;
  2. Приспосабливающиеся с длительным периодом адаптации (от 4-6 месяцев), такие дети адаптируются значительно дольше первой группы и связано это, прежде всего, с непринятием ими своего нового положения и общения с учителем другими детьми, их поведение не соответствует нормам принятых их возрастом и правилам школы. Они не реагируют на замечания учителя, или начинают пускать слезу, затаивать обиды. Эти дети, по мнению Т.А. Соловьевой в большей мере испытывают трудности в усвоении учебной программы, по окончании первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы и учителя;
  3. Дети со значительными трудностями с социально-психологической адаптацией. По мнению Т.А. Соловьевой: «Такие дети склонны к негативизму, к проявлению отрицательных эмоций, им очень тяжело осваивать стандартную учебную программу, в большинстве случаев на таких детей жалуются педагоги, говоря о том, что они «мешают» работе с другими детьми» [9].

Таким образом, в данном подпункте мы рассмотрели сущность адаптации детей к новым условиям школы, рассмотрели портрет идеального первоклассника.

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1.База и методы исследования

Экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей» в городе Лесосибирске, в обследовании принимали участие 20 детей, поступившие в первый класс на обучение, из них 11 мальчиков и 9 девочек.

Экспериментальное исследование представляет собой ряд диагностических и методических исследований психологической готовности ребенка к школе, что является комплексным образованием, отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание в развитии других и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.

Методики исследования:

  1. Методика «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.), данная методика направлена на выявление уровня мотивации первоклассников к школьному обучению, мотивация ребенка играет большую роль для его успешной адаптации к школьным условиям;
  2. Методика «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З.), данная методика является проективной, она нацелена на выявление скрытых возможностей и страхов ребенка, с ее помощью можно судить о том, как повысить эффективность обучения и адаптации ребенка к школьным условиям;
  3. Методика «Градусник» (авт. Фетискин Н.П.), с помощью данной методики состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка, кроме того эта методика подходит для любого возраста, от эмоционального состояния ребенка зависит то, насколько быстро и успешно будет происходить процесс адаптации к школьным условиям.


2.2.Анализ результатов исследования

Исследование было проведено следующими методиками:

  1. «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З);
  2. «Градусник» (авт. Метискин Н.П);
  3. «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г)

Рассмотрим результаты исследования личностных характеристик первоклассников по методике «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З.). Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты исследования адаптации первоклассников по методике «Несуществующее животное» (авт. Дукаревич М.З.)

Исследуемые:

Результаты.

Общая энергия:

Творчество:

Агрессия:

Вид:

Ринат А.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Владислав К.

Присутствуют основные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Оригинальность рисунка отсутствует, творческий потенциал средний.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Константин К.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии высокий.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Светлана Л.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии высокий.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Елена Ш.

Присутствуют основные детали, характер линий - слабый нажим, уровень энергии низкий.

Оригинальность рисунка отсутствует, творческий потенциал низкий.

Уровень агрессии в норме.

Хищное.

Елизавета А.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии высокий.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Ксения Т.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер

Присутствует оригинальность рисунка,

Уровень агрессии в

Травоядное


линий - сильный нажим, уровень энергии высокий.

творческий потенциал высокий.

норме.

Роман К.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - сильный нажим, уровень энергии высокий.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень

агрессии

высокий.

Хищное.

Даниил Ч.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - сильный нажим, уровень энергии высокий.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень

агрессии

высокий.

Хищное.

Азат Г.

Присутствуют основные детали, характер линий - слабый нажим, уровень энергии низкий.

Оригинальность рисунка отсутствует, творческий потенциал низкий.

Уровень

агрессии

низкий.

Травоядное

Савелий В.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии высокий.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Савелий П.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии высокий.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Софья Ч.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал средний.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Антон Ч.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Кирилл М.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Валерия К.

Присутствуют основные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Оригинальность рисунка отсутствует, творческий потенциал средний.

Уровень агрессии в норме.

Хищное.

Софья К.

Присутствуют основные и дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Ангелина К.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Хищное.


дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии высокий.

оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

агрессии в норме.

Максим Ш.

Присутствуют основные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Хищное.

Ангелина Ш.

Присутствуют основные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал средний.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное

Анализируя полученные результаты, нами было выявлено следующее:

  1. Уровень общей энергии:
  2. Высокий уровень общей энергии продемонстрировали 9 первоклассников (Ангелина К., Константин К., Елизавета А., Ксения Т., Роман К., Даниил Ч., Савелий В., Савелий П.);
  3. Нормальный уровень общей энергии был выявлен также у 9первоклассников (Ангелина Ш., Максим Ш., Софья К., Валерия К., Кирилл М., Антон Ч., Софья Ч., Владислав К., Ринат А.);
  4. Низкий уровень общей энергии продемонстрировали 2 ребенка (Азат Г. и Елена Ш.).
  5. Уровень творческих возможностей:
  6. Высокий уровень творческих возможностей был выявлен у 14 первоклассников (Максим Ш., Ангелина К., Софья К., Кирилл М., Антон

Ч., Савелий П., Савелий В., Даниил Ч., Роман К., Ксения Т., Елизавета А., Светлана Л., Константин К., Ринат А.);

  1. Четыре первоклассника продемонстрировали средний уровень развития творческих возможностей (Владислав К., Софья Ч., Валерия К., Ангелина Ш.);
  2. Лишь у двух первоклассников был выявлен низкий уровень (Азат Г. и Елена Ш.).
  3. Уровень агрессивности:
  4. Высокий уровень агрессивности оказался у двух первоклассников (Роман К. и Даниил Ч.);
  5. Средний уровень агрессии был выявлен у 17 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Константин К., Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Ксения Т., Савелий В., Савелий П., Софья Ч., Антон Ч., Кирилл М., Валерия К., Софья К., Ангелина К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
  6. Лишь у одного первоклассника оказался низкий уровень (Азат Г.). Перейдем к рассмотрению результатов исследования степени тревожности первоклассников по методике«Градусник» (авт. Фетискин
  7. П.). Результаты исследования представлены в таблице 2.

Данное исследование показало, что наибольшую степень тревожности у первоклассников вызывают такие предметы, как математика, русский язык и чтение. Это связано с психологическими физическими особенностями детей. Высокий уровень тревожности: