Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Анализ состояния рынка труда в г. Тамбов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования рынка труда
1.1 Сущность и экономическое содержание рынка труда
1.2 История становления современного российского рынка труда
Глава 2. Анализ и управление развитием рынка труда на примере г. Тамбов
2.1 Анализ состояния рынка труда в г. Тамбов за 2016-2018 гг.
2.2 Направления развития рынка труда г. Тамбов
2.3 Оценка социальной эффективности предложенных мероприятий
Рост реальной заработной платы (с учетом индексации на уровень потребительских цен) по городу составил 102,5%. против 97,1% в 2016 году.
Проведенный анализ, показывает, что на рынке труда города Тамбова прослеживаются следующие негативные тенденции:
- низкая конкурентоспособность женщин и молодежи без практического опыта работы;
- растет численность высвобождения работников в связи со структурными изменениями и модернизацией предприятий;
Существующий дисбаланс спроса и предложения на рынке труда в г. Тамбове объясняется наряду с другими причинами, оттоком кадров из города в мегаполисы в условиях большой разницы в доходах с одной стороны, и, конечно же, неэффективным взаимодействием с учебными заведениями, организациями и предприятиями города в области подготовки кадров для города.
При этом наблюдается активность молодежи в поиске работы на время отдыха. Идет постепенный рост заработной платы.
2.2 Направления развития рынка труда г. Тамбов
Для выработки рекомендаций, прежде всего, следует выявить сильные и слабые стороны в социально-экономическом положении г. Тамбова, и на основании проведенного анализа выявить возможности по его стратегическому развитию. Проведем SWOT-анализ, для этого воспользуемся факторами, имеющими наибольшее значение на формирование рынка труда, выявленными в п. 1.2. и рассмотрим возможные сценарии.
Таблица 2
SWOT - матрица анализа факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование рынка труда в г. Тамбове
Факторы |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Местоположение |
-Центральный Черноземный регион;
|
Ограниченность внешнего железнодорожного и воздушного транспорта. |
Демографическая ситуация |
- повышение уровня рождаемости;
|
|
Уровень жизни населения |
- рост номинальной заработной платы во всех отраслях экономики; - отсутствие задолженности по заработной плате |
- высокая доля теневых доходов, в особенности на предприятиях малого бизнеса |
Промышленное производство |
-наличие бюджетообразующих предприятий на территории города; - положительный рост основных показателей экономического развития. |
- доля инновационной продукции в общем объеме выпуска остается незначительной. |
Экономический потенциал и инвестиционные ресурсы |
наличие земельных ресурсов и свободных площадок для промышленного и иного использования; ежегодный рост объема инвестиций в основной капитал крупных, средних и малых предприятий; - наличие площадок для жилищного строительства;
предпринимательства;
высокая доля инновационной промышленности. |
|
Безработица |
- положительная динамика по снижению уровня безработицы; - население в трудоспособном возрасте составляет почти 60% от среднегодовой численности населения города |
- недостаточное число мест приложения труда с высоким уровнем заработной платы; - значительная часть рабочих мест приходится на сферы деятельности с низким уровнем оплаты труда. |
Профессионально- квалификационная структура трудоспособного населения |
|
|
Оценим ситуацию на рынке на текущий момент. Данные представим в виде таблицы 3
Таблица 3
Оценка развития ситуации
Процессы |
Возможности (O) |
Опасности (T) |
Демографические |
|
|
Экономические |
|
- увеличение числа безработных граждан |
Инфраструктурные |
|
- опасность возникновения аварий на изношенных коммунальных сетях. |
Экологические |
- развитие туристического и санаторно-курортного бизнеса. |
- общее ухудшение экологической ситуации. |
Межтерриториальные |
- развитие сотрудничества с другими районами и регионами. |
- отток трудовых ресурсов в другие регионы в условиях большой разницы в доходах |
Институциональные |
др.;
|
|
Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на рынок труда Тамбова, а также его возможностей позволяет обозначить основные сценарии формирования рынка труда и спроса на рабочую силу, переход к качественным преобразованиям на рынке труда.
В процессе изучения матрицы SWOT-анализа можно сделать вывод, что наиболее вероятными сценариями формирования рынка труда в Тамбове на перспективу могут стать следующие: инерционный, инвестиционно- промышленный и инновационный.
Инерционный сценарий предусматривает, что администрация города будет проводить в жизнь программы по нейтрализации слабых сторон с целью устранения угроз (стратегия T-W). Реализация этого сценария повлечет смягчение основных негативных тенденций, однако в целом город потеряет свою привлекательность для привлечения новых инвесторов и как следствие конкурентоспособность.
Падение инвестиционного потока приведет к тому, что износ основных фондов в городе может превысить 50%, возрастет риск снижения числа хозяйствующих субъектов, банкротства и закрытия предприятий, в том числе социально и экономических значимых.
При этом сокращение инвестиций в промышленность понизит возможности внедрения современной, инновационной технологии, что приведет к тому, что доля инновационной продукции в общем объеме выпуска остается незначительной, что отрицательно скажется как на научной сфере, так и квалификационном уровне трудовых ресурсов.
Другим негативным фактором реализации данного сценария является то, что при сокращении экономически активного населения города (при недостаточном инвестировании) дефицит трудовых ресурсов приведет к замедлению развития бизнеса. А снижение уровня квалификации трудовых ресурсов приведет к ухудшению инвестиционного климата Тамбова.
Вероятность использование инерционного сценария возрастает при условии, что администрация города не предпримет усилия в области институциональных преобразований в инновационной сфере.
Второй предложенный, инвестиционно-промышленный сценарий, позволит устранить слабые стороны (не требует больших затрат местного бюджета), и позволит использовать возможности (эффективное использование территориального положения города), увеличить потока внешних инвестиций в промышленность - стратегия O-W.
Данный сценарий можно признать благоприятным для города, однако его реализация во многом зависит от принимаемых региональных (а возможно и федеральных) программ по реализации на территории города больших инвестиционных проектов, находящихся на различных фазах разработки:
- строительство масштабного предприятия по производству цемента и/или сухих строительных смесей;
- организация производства прочих строительных материалов;
- организация транспортно-логистического комплекса по хранению, сортировке, формированию партий сельскохозяйственной продукции, продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности;
- комплексной жилой застройки микрорайонов, расположенных на территории муниципального образования («Слобода», «Майский», «Уютный», «Солнечный», «Светлый», «Звездный», «1-я Малиновка» и др.);
- техническое перевооружение и модернизация предприятий промышленного комплекса; расширение масштабов производства таких предприятий как ЗАО «Изорок», ЗАО «Тамак», и др.
Реализация вышеперечисленных проектов в значительной степени повысит как промышленный, так и строительный потенциал город, что, в свою очередь, приведет к формированию на территории города локальных зон роста, а также изменит структуру рынка труда, потребует высококвалифицированных трудовых ресурсов в развитие промышленного сектора.
Конкурентным преимуществом Тамбова при реализации данного сценария станет организация новых, усиление позиций существующих предприятий (организаций), продукция которых экспортируется в страны ближнего, дальнего зарубежья.
В тоже время, вероятность реализации инвестиционно-промышленного сценария определяется тем или иным удачным сочетанием экономических факторов:
- изменение ценовой и прочей конъюнктуры на промышленную продукцию на общероссийском рынке;
- ростом спроса на строительные материалы различных видов, который «подогревается» темпами гражданского и промышленного строительства.
При реализации инновационного сценария развития рынка труда Тамбова используются имеющиеся возможности города для извлечения максимального эффекта в структуризации рынка труда (стратегия O-S).
Данный сценарий предполагает формирование в регионе и в городе экономики знаний.
Вследствие чего миссией органов местного самоуправления становится создание нормативных, организационных и институциональных условий для развития экономики знаний.
Реализация данного сценария предусматривает, прежде всего, модернизацию всей социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор и пр. ), так как именно она определяет и обеспечивает высокое качество трудовых ресурсов.
Во-вторых, рост производительности труда, что позволит повысить заработную плату, тем самым приблизит доходы населения города к уровню доходов жителей развитых субъектов РФ.
В-третьих, снижение барьеров для развития инновационных предприятий, а также создание производственных и образовательных центров.
В-четвертых, организацию благоприятных условий для инвесторов; технологического обновления действующих предприятий; развитию в городе тех секторов экономики, которые обеспечивают производство продукции/ услуг с высокой долей добавленной стоимости.
И в-пятых, конечно же, повышение эффективности государственных услуг, а также развитие стратегического партнерства.
Данный сценарий предполагается рассматривать в качестве «базового» для Тамбова.
2.3 Оценка социальной эффективности предложенных мероприятий
Как было выявлено к важнейшим проблемам муниципального рынка труда г. Тамбова относится дисбаланс спроса и предложения, вызванный ростом численности высвобождения работников в связи со структурными изменениями и модернизацией предприятий.
Существующий на рынке труда дисбаланс объясняется также оттоком кадров из города в мегаполисы в условиях большой разницы в доходах с одной стороны, и, конечно же, неэффективным взаимодействием с учебными заведениями, организациями и предприятиями города в области подготовки кадров для города - с другой.
С учетом предложенного инвестиционного сценария, реализация политики эффективной занятости должна быть продолжена в новых условиях, поскольку она будет решать принципиально более сложные задачи. В число этих задач входит стимулирование профессиональной подготовки трудовых ресурсов, содействие работодателям в поиске трудовых ресурсов при реализации инвестиционных проектов, стимулирование трудовой активности населения, развитие кадрового потенциала.
Наличие существующих проблем и новые задачи ставят на повестку дня развитие стратегического партнерства государства, работодателей и системы профессионального образования.
Целью такого партнерства будет являться обеспечение потребностей предприятий и организаций города в профессионально подготовленных специалистах через установление прочных и стабильных взаимоотношений между субъектами рынка труда, которые будут направлены на интеграцию видов ресурсов данных субъектов. Данное стратегическое партнерство будет способствовать сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, устранению как качественного, так и количественного несоответствия спроса и предложения.
В предлагаемой модели стратегического партнерства важное значение имеет эффективное распределение обязанностей его субъектов.
Стратегическое партнерство может существовать при условии получения преимуществ его субъектами (рисунок 7).
Эффективность реализации модели стратегического партнерства зависит от таких факторов, как: интеграция ресурсов субъектов партнерства, с обязательным учетом их интересов и целей субъектов, а также всестороннего учета их возможностей.