Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Анализ состояния рынка труда в г. Тамбов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфика формирования спроса и предложения, а также состояние самого муниципального рынка труда, проявляется в уровне социально- экономического развития муниципального образования, а также в сбалансированности интересов между основными субъектами рынка - работодателями, работниками, государством, местными органами власти, профсоюзами, частными организациями.

В сравнении с рынками труда более высших уровней муниципальный рынок труда в большей степени реагирует на внутреннюю среду, а его особенность проявляется в том, что имея замкнутые границы, муниципальный рынок ориентирован на обеспечение отраслевых потребностей территории, ограниченного числа субъектов и сравнительной ограниченностью сферы приложения труда.

В соответствии с государственной политикой занятости выделяют три вида рынка труда - внешне-, внутренне- и социально-ориентированные.

Внешне ориентированные рынки труда характеризуются открытостью, доступностью, наличием конкуренции между наемными работниками. Заполнение рабочих мест осуществляется путем набора работников, в большинстве своем подготовленных вне пределов предприятия. Организации при найме признают дипломы, сертификаты и иные аналогичные документы учебных заведений, находящихся вне их контроля. Однако на этот процесс существенное влияние оказывает государство, внедрения различные законодательные норм. Так, в России работодатель при найме должен учитывать законы: Трудовой кодекс РФ [1], закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[2] и другие.

Внутренне ориентированные рынки труда характеризуются закрытостью и низким уровнем конкуренции между наемными работниками.

Движение рабочей силы осуществляется в рамках фирмы, отрасли или региона [9, C.153]. Для социально ориентированных рынков труда характерно то, что государство проводит активную политику в сфере занятости, т.е. государственная политика направлена на повышение конкурентоспособности трудоспособного населения, прежде всего путем развития сети учреждений для профессиональной подготовки необходимого профиля работников, а также создания рабочих мест в государственном секторе и в поддержке частного секторе.

Таким образом, современный рынок труда представляет собой многослойную структуру, в которую входят взаимосвязанные элементы (субъекты рынка, спрос и предложение на особенный товар, конъюнктура и др.), призванные выполнять различные функции. На рынке труда переплетаются интересы работников и работодателей при установлении цены на рабочую силу, определении условий труда, а также со всей очевидностью проявляются социально-экономические явления, происходящие в обществе. Муниципальный рынок труда в большей степени, чем рынки более высших уровней, реагирует на внутреннюю среду, а его особенность проявляется в том, имея замкнутые границы, муниципальный рынок ориентирован на обеспечение отраслевых потребностей территории, ограниченного числа субъектов и сравнительной ограниченностью сферы приложения труда.


1.2 История становления современного российского рынка труда

Переходя к характеристике современного рынка труда в России, необходимо подробнее остановиться на истории становления российского рынка труда.

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году, в России стала декларироваться свобода в избрании занятости, что означало отказ государства от всеобщего полного контроля в сфере труда и создания условий для полной занятости населения.

Исходной точкой формирования современного российского рынка труда следует считать принятие Федерального Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». С этого момента на законодательном уровне были впервые оформлены юридически понятия занятых и безработных.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления права по участию в организации и финансировании [2]:

  • проведения оплачиваемых общественных работ;
  • временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
  • ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • оказании содействия органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

Органы местного самоуправления также вправе реализовывать дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет средств бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов).

Одним из субъектов разработки государственной политики занятости, в соответствии с законом, являются профсоюзы. Они обладают правом на содействие в обеспечении социальных гарантий работников, заключать соглашения с работодателем, решать возникающие проблемы на консультациях с региональными органами исполнительной власти. В случае массового увольнения не менее чем за 3 месяца работодатель обязан уведомить профсоюз как представителя интересов работников и основную правозащитную организацию.


Однако число членов профсоюзов уменьшается с каждым годом. Это свидетельствует о снижении доверия к профсоюзным организациям.

При этом увеличивается защищенность занятых, но в то же время снижается динамика создания новых рабочих мест, затрудняется перераспределение работников между различными отраслями, ограничивается доступ к рынку труда для безработных, а также для самых «проблемных» групп: молодежи, молодых матерей, пожилых людей.

Также следует особо подчеркнуть, что в настоящее время рынок труда, львиную долю в котором занимают предприятия, поддерживающие баланс занятости, а не баланс компетенций, оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации и компетенций.

Система образования не готовит кадры для экономики знаний, «не слышит» бизнес. Сейчас образованность зачастую подменяется «дипломированностью».

С точки зрения экономического развития, Россия находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, что требует инновационных подходов к формированию труда.

Россия должна за 7-10 лет качественно изменить рынок труда, чтобы избежать резкого ухудшения экономической ситуации.

Июль 2017 года можно назвать третьим этапом формирования рынка труда. 29 июля правительство приняло курс на «Цифровую экономику».

Основными задачами, на которые должно быть направлено формирование рынка труда, являются:

  • создание условий для подготовки кадров цифровой экономики;
  • совершенствование системы образования, обеспечивающую экономику компетентными кадрами;
  • создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Далее рассмотрим основные характеристики рынка труда в настоящее время.

По данным Росстата в 2017г. численность рабочей силы в России составляла 76,5 млн. человек, или 52% от общей численности населения стран,

Из общей численности 72,6 млн. человек были заняты в экономике и 3,9 млн. человек не имели занятия, при этом занимались активным поиском работы [13].

Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше составлял 59,7%. при уровне общей безработицы 5,1%, снизившемся на 0,5% по сравнению с предыдущим (в 2016 году - 5,5%).

В 37 субъектах Российской Федерации уровень общей безработицы отмечался ниже среднероссийского.

Самый низкий уровень безработицы был зафиксирован в городах. Так, в Москве (1,3%), в Санкт-Петербурге (1,5%), в Чукотском (1,7%), в Ямало- Ненецком (2,3%) автономных округах, в Московской области (2,9%), в Ханты-Мансийском автономном округе (3,0%), в Республике Татарстан (3,3%), в Тюменской (3,5%), Калужской, Липецкой (3,8%), Белгородской (3,9%) областях.


Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2018 года составил 1,0% от численности рабочей силы, снизившись на 0,2 п.п. по сравнению с показателем на 1 января 2017 года.

В качестве безработных в течение 2017 года в органах службы занятости было зарегистрировано 1644,0 тыс. человек, что на 12,2% меньше, чем в 2016 году. Снижение численности зарегистрированных в качестве безработных граждан по сравнению с 2016 годом отмечается во всех федеральных округах.

Наиболее существенное уменьшение произошло в Центральном (на 15,6%), Уральском (на 13,6%), Дальневосточном (на 12,9%) федеральных округах.

Средняя продолжительность регистрируемой безработицы по состоянию на 1 января 2018 года составила 5,0 месяца, уменьшившись по сравнению со значением годом ранее (5,2).

Эта тенденция к снижению на 2 п.п. наблюдается практически по всем категориям безработных граждан. При этом по инвалидам средняя продолжительность безработицы снизилась более значимо: с 5,8 до 5,4 месяца.

Самая низкая средняя продолжительность регистрируемой безработицы на начало текущего года отмечена в Северо-Западном (4,4 месяца), а самая высокая (6,5 месяца) - в Северо-Кавказском федеральных округах.

Доля безработных граждан, состоящих на учете более одного года, в общей численности безработных составила на начало текущего года 8,9%, и уменьшилась по сравнению с началом 2017 года на 0,2% (9,1%).

При этом самые высокие значения средней продолжительности безработицы отмечались в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Московской, Томской областях, Чукотском автономном округе.

Безработица среди молодежи имеет свои специфические черты. В частности, более высокий уровень, чем у представителей более старших возрастов, что обусловливает актуальность решения проблем занятости молодежи посредством реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по профессиональной ориентации, возмещению работодателям, реализующим программы развития организации, расходов на частичную оплату труда выпускников профессиональных образовательных организаций, развитию мобильности.

Итак, за последние 20 лет окончательно сложились институты российского рынка труда. Сформировавшаяся модель российского рынка труда базируется на конфигурации взаимодополняющих институтов.

Несмотря на то, что в течение исследуемого периода на рынке труда наблюдалась неоднородная динамика в разные периоды, в целом ситуацию удалось улучшить, в том числе и за счет реализации мероприятий по поддержке эффективной занятости и достижению сбалансированности рынка труда субъектов Российской Федерации.


Глава 2. Анализ и управление развитием рынка труда на примере г. Тамбов

2.1 Анализ состояния рынка труда в г. Тамбов за 2016-2018 гг.

Город Тамбов основан в 1636 году, является административным центром Тамбовской области РФ, и наделен статусом городского округа Законом Тамбовской области «О наделении муниципальных образований Тамбовской области статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района».

Официальное полное наименование городского округа - муниципальное образование городской округ - город Тамбов. Сокращенное наименование городского округа - город Тамбов.

Город Тамбов как муниципальное образование включен в государственный реестр муниципальных образований РФ органами юстиции.

В целях организации управления территория городского округа - город Тамбов делится на три района: Ленинский, Октябрьский, Советский. Эти районы не являются муниципальными образованиями.

Город Тамбов имеет тесную связь со всеми городами и районами области. Наиболее удаленные районы находятся от Тамбова в пределах 120 километров.

Сам город находится в окружении важных экономических регионов Поволжья, Центра и Северного Кавказа.

Для проведения анализа воспользуемся данными представленными на официальном сайте Администрацией города.

Как было выявлено на состояние рынка труда в г. Тамбове прежде всего влияет демографическая ситуация в города.

Решение демографических проблем осуществляется в муниципальном образовании по трем направлениям - путем стимулирования рождаемости, снижения смертности и развития иммиграции.

В результате естественного движения населения и миграционных потоков численность постоянного населения города Тамбова за исследуемый период росла. Если на 01.01.2017 численность населения составляла 288,4 тыс. чел, на 01.01.2017 - 209, 4 тыс. человек, то на 01.01.2018 численность постоянного населения города Тамбова составила 293,7 тыс.чел. и за 2 года увеличившись на 14,7 тыс. человек (рисунок 2.1).

Однако рост обусловлен высоким миграционным сальдо (+278 чел. в 2016 году, +2642 чел. в 2017, и соответственно +4251 чел. в 2018 году).