Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Анализ состояния рынка труда в г. Тамбов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования рынка труда
1.1 Сущность и экономическое содержание рынка труда
1.2 История становления современного российского рынка труда
Глава 2. Анализ и управление развитием рынка труда на примере г. Тамбов
2.1 Анализ состояния рынка труда в г. Тамбов за 2016-2018 гг.
2.2 Направления развития рынка труда г. Тамбов
2.3 Оценка социальной эффективности предложенных мероприятий
При этом необходимо помнить, что чем больше выгод получают работодатели от данного партнерства, тем больше возможностей у государства при влиянии на рынок труда.
Рисунок 7. Социальная эффективность стратегического партнерства
Социальная эффективность от стратегического партнерства государства, работодателей и системы профессионального образования будет определяться:
- степенью адаптивности и гибкости образовательных учреждений к потребностям рынка труда и приведения учебных планов в соответствие востребованным работодателями компетенциям;
- уровнем устойчивости управления профессиональным образованием через введение обязательных стажировок, заказов на научные исследования и др.
Среди социальных последствий внедрения предложенной модели можно выделить следующие:
- быстрая адаптация выпускников к началу профессиональной карьеры;
- обеспеченность работодателей квалифицированными работниками;
- решение научных и прикладных проблем работодателей; повышение качества профессиональной подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда.
К мероприятиям, которые должны осуществляться субъектами партнерства относятся:
- осуществление мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на территориальном (районном) рынке труда; обеспечение доступности информации о состоянии рынка труда;
- проведение «ярмарок вакансий» учебных и рабочих мест (выездных, специализированных) для различных категорий граждан;
- проведение отбора образовательных учреждений Тамбовской области по размещению заказов на оказание образовательных услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
- проведение мониторинга закрепляемости на рабочих местах (трудоустройства) безработных граждан после окончания профессионального обучения;
- проведение работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Тамбовского района.
Положительным социальным результатом, которого можно добиться при реализации указанных и др. мероприятий, можно считать:
- перераспределение рабочей силы с учетом сложившейся потребности в кадрах;
- организацию профессиональной подготовки по профессиям, востребованным на рынке труда;
- приобщение к труду подростков и закрепление на первых рабочих местах выпускников профессиональных учреждений, а также социальной интеграции инвалидов.
При реализации предложенной модели необходимо учесть следующее: по информации городского центра занятости населения перечень профессий (специальностей), по которому предполагается оказание государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, составляет 25 наименований. В будущем, в процессе мониторинга рынка рабочей силы, число профессий (специальностей) может быть, как увеличено, так и сокращено.
Кроме того, особое внимание следует уделять созданию новых качественных рабочих мест, преимущественно, в рамках инвестиционных (инновационных) проектов, реализуемых в Тамбовском районе. Акцент желательно сделать на создание высокопроизводительных и достойно оплачиваемых рабочих мест.
Наибольшее количество новых рабочих мест необходимо создавать именно в сфере промышленного комплекса, а также потребительского рынка, платных услуг муниципального района; среднегодовое число вновь созданных рабочих мест должно оставаться на уровне 300-500 человек. Это вполне реальные, просчитываемые параметры.
Попробуем провести оценку экономической эффективности предложенной модели стратегического партнерства для работодателей.
Как было выявлено в п.2.1 профессионально-образовательные учреждения г Тамбова выпускают специалистов именно по профессиям, которые востребованы на рынке труда.
Число вновь создаваемых рабочих мест (как было сказано выше) в ближайшие годы будет оставаться на уровне 300-500 человек.
Исходя из приведенной статистики п. 2.1, на 01.01.2018, в банк данных вакансий Центра занятости населения города Тамбова заявлено 1661 вакантное рабочее место, из них: для рабочих - 73,0%, служащих - 27,0%.
Спрогнозируем увеличение поступлений в региональный бюджет и внебюджетные фонды, исходя из предположения о том, что 400 человек, охвачены предлагаемой моделью стратегического партнерства, а, следовательно, получают работу в соответствии с контрактными целевыми договорами сразу после окончания учебы.
Принимаем среднемесячную заработную плату в размере 30 тыс. руб.
Начисленная заработная плата всех работников за год составит:
400 чел. х 30000 руб/чел. х 12 мес. = 144 млн. руб.
Это естественные затраты предприятия из ФОТ, которые уже заложены в себестоимости и не повлекут повышения цен.
Величина НДФЛ (не учитываем стандартные вычеты на детей) составит:
144 млн. руб. х 0,13 = 18,72 млн. руб.
Сумма недополученных бюджетом поступлений по подоходному налогу составит 18,72 млн. руб.
Отчисления страховых взносов в пенсионных фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования составят:
144 млн. руб. х 0,3 = 43,2 млн. руб.
Таким образом, сумма в размере 43,2 млн. руб. - это недопоступления во внебюджетные фонды.
То есть суммарный объем потерь от невовлечения безработных на востребованные специальности в экономическую деятельность региона достигает 61,92 млн. руб.
Прямые безвозвратные социальные расходы только в виде минимального пособия по безработице исчисляются суммой 4,08 млн. руб. (850 руб. х 400 чел. х 12 мес.), не говоря уже о других статьях затрат Центра занятости.
Итого экономический эффект по прогнозным данным может составить 18,72 млн. руб. + 43,2 млн. руб. + 4,08 млн. руб. = 66 млн. руб.
При использовании разработанной модели временные затраты предприятия как на поиск кандидата, так и денежные затраты на его последующее обучение, можно не учитывать, так как заключенные целевые связанные договоры с учебными заведениями уже предусматривают наличие кандидата на вакантную должность (после успешной стажировки, учебных, преддипломных практик), гарантированное также и властью муниципалитета.
Экономической эффективностью в данном случае является то, что бюджет и внебюджетные фонды получают дополнительные поступления в виде налогов и сборов.
При этом работодатель получает специалиста востребованной квалификации.
Также, администрации Тамбова необходимо и в будущем осуществлять меры дополнительной поддержки выпускникам образовательных организаций, молодым специалистам в сфере образования путем компенсации выплат за коммунальные расходы, материальной поддержки молодым специалистам на улучшение жилищных условий и пр.
Имеющиеся прогнозы развития демографической ситуации в Тамбове показывают, что основным источником ее оптимизации является наряду с обеспечением снижения оттока рабочей силы (прежде всего квалифицированной) стимулирование трудовой миграции. Это требует разработки мероприятий, имеющих своей целью создание сбалансированной системы привлечения и удержания миграционного потока, отвечающего заданным характеристикам: квалификационным, образовательным, половозрастным, социокультурным.
В целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, увеличения числа квалифицированных специалистов, оптимизации системы расселения, увеличения миграционного притока населения в городе в 2013 году была принята муниципальная программа Тамбова «Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2020 годы. Программа направлена на объединение потенциала соотечественников, граждан бывшего СССР, проживающих за рубежом, с потребностями социально-экономического развития района.
Заключение
В работе выявлено, что современный рынок труда представляет собой многослойную структуру, в которую входят взаимосвязанные элементы (субъекты рынка, спрос и предложение на особенный товар, конъюнктура и др.), призванные выполнять различные функции.
На рынке труда переплетаются интересы работников и работодателей при установлении цены на рабочую силу, определении условий труда, а также со всей очевидностью проявляются социально-экономические явления, происходящие в обществе.
В сравнении с рынками труда более высших уровней, муниципальный рынок труда в большей степени реагирует на внутреннюю среду, а его особенность проявляется в том, что имея замкнутые границы, муниципальный рынок ориентирован на обеспечение отраслевых потребностей территории, ограниченного числа субъектов и сравнительной ограниченностью сферы приложения труда.
В исследуемый период на Российском рынке труда наблюдалась неоднородная динамика, в целом ситуацию удалось улучшить. Однако, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией.
После смены экономического курса и перехода к рыночной экономике формирование российского рынка труда происходило, условно говоря, в 2 этапа. Особое влияние на формирование рынка труда оказало новое законодательство: принятие Конституции РФ в 1993 году, Федерального закона «О занятости населения в РФ», Федерального закона «Об образовании» и Трудового Кодекса РФ.
В настоящее время с переходом к цифровой экономике рынку труда предъявляются повышенные требования, в частности в сфере профессионально-квалифицированных кадров.
Проведенный анализ Тамбова, показывает, что на рынке труда города Тамбова прослеживаются следующие негативные тенденции:
- низкая конкурентоспособность женщин и молодежи без практического опыта работы;
- рост числа высвобожденных работников в связи со структурными изменениями и модернизацией предприятий.
Существующий дисбаланс спроса и предложения на рынке труда в г. Тамбове объясняется на ряду с другими причинами, оттоком кадров из города и, конечно же, неэффективным взаимодействием с учебными заведениями, организациями и предприятиями города в области подготовки кадров для города.
В современных условиях на муниципальных рынках труда службы занятости стали важным инструментом в удовлетворении спроса на рабочую силу на рынке труда.
Существующий на рынке труда дисбаланс объясняется также оттоком кадров из города в мегаполисы в условиях большой разницы в доходах с одной стороны и, конечно же, неэффективным взаимодействием с учебными заведениями, организациями и предприятиями города в области подготовки кадров для города - с другой.
Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на рынок труда г. Тамбова, а также его возможностей позволяет обозначить основные сценарии формирования рынка труда и спроса на рабочую силу, переход к качественным преобразованиям.
В качестве базового предложен инновационный сценарий. При выборе инвестиционного сценария миссией органов местного самоуправления становится создание нормативных, организационных и институциональных условий для развития экономики знаний.
Наличие существующих проблем и новые задачи ставят на повестку дня развитие стратегического партнерства государства, работодателей и системы профессионального образования.
Эффективность предложенной в работе модели стратегического партнерства зависит от таких факторов, как: интеграция ресурсов субъектов партнерства с обязательным учетом их интересов и целей субъектов, а также всестороннего учета их возможностей.
Экономическая эффективность внедрения модели стратегического партнерства по прогнозным данным может составить 18,72 млн. руб. + 43,2 млн. руб. + 4,08 млн. руб. = 66 млн. руб. в год.
При этом работодатель получает специалиста востребованной квалификации.
Среди социальных последствий внедрения предложенной модели можно выделить следующие:
- быстрая адаптация выпускников к началу профессиональной карьеры;
- обеспеченность работодателей квалифицированными работниками;
- решение научных и прикладных проблем работодателей; повышение качества профессиональной подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда.
Список использованных источников
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.11.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru,
- Базыленко, Т. Ю. Роль государственной службы занятости в регулировании рынка труда на региональном уровне: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Базыленко Татьяна Юрьевна. - М., 2013 -32с.
- Заборовский, З. Г. "Профессиональное образование и рынок труда" / З.Г. Заборовский, Шуклина. Е.А.. // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - №2-3. - С. 10- 30.
- Ивановская Л.С. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. Учебно-практическое пособие. / Л.С. Ивановская, А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова и др. Проспект, 2018 - 64 с.
- Илюхина, И.Б. Рынок труда [Текст]: учебное пособие /И.Б. Илюхина, Е.М. Самородова. - Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2018 - 115 с.
- Капелюшников, Р. И., Российский рынок труда: парадоксы посткризисного развития Р. И., Капелюшников, А. Ю. Ощепков // Вопросы экономики. - 2017.- № 7.- С. 66-92.
- Кашепов, А.В. Структура занятости населения по видам экономической деятельности / А.В. Кашепов //Вестник Российского нового университета. Экономика и управление. - М.- 2017.- № 2.- С.56-61
- Косарева, А.В. Политика занятости как институт обеспечения достойного /Достойный труд в современной России: теория и практика: коллективная монография / Л. В. Санкова, С.Г. Землянухина, Е. В. Янченко и др. / под ред. Л.В. Санковой. Саратов: КУБиК, 2014. - С. 149-156.
- Лях, П. П. Методика оценок эффективности мероприятий содействия занятости населения/ / П.П. Лях // Ученые заметки ТОГУ. - 2017.- № 4.- С.188-192.
- Основные показатели социально-экономического развития города Тамбова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://city.tambov.gov.ru/index.php?id=1050
- Отчет о результатах деятельности Главы города Тамбова и деятельности администрации города Тамбова за 2016-2018 годы [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://docs.pravo.ru
- Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад Центра трудовых исследований и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИТР) НИУ ВЭШ/ Под ред. В. Гимпельсовна. - М., 2017. - 148 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yandex.ru/search/?text=Российский рынок труда%3А тенденции%2С институты%2С
- Рофе, А.И. Экономика труда: учебник/А.И. Рофе. - М.КНОРУС, 2017. - 374 с.
- Рынок труда Российской Федерации в условиях действующих экономических санкций / Олейник Д.В. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Том 7. - № 10А. - С. 135-147.
- Рынок труда: учебное пособие / Г. Г. Вукович, И. В. Гелета. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 238 с.
- Рынок труда, занятость и заработная плата //Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages
- Супрунов, А.К. Рынок труда в современной России / А.К. Супрунов. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2016. - № 2. - С. 10-15.
- Чумакова Е. А. Управление занятостью на муниципальном рынке труда: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Чумакова Екатерина Александровна; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный экономический университет]- Санкт-Петербург, 2015- 158 с.
- Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 584 с.
- Экономика труда и социально-трудовые отношения: учеб - метод.пособие / Н. И. Есинова. - Х.: ХГУПТ, 2017. - 397 с.
- Экономика и социология труда. Теория и практика: учебник для бакалавров / Под ред. В.М. Масловой. - М.: Юрайт, 2017. -539 с.
- Экономика труда: теория и практика: учебник / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. - М.: Юрайт, 2016. - 670 с.